К.Д. Ушинский. «Поездка из столицы в деревню. Столица и губернский город».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Валеева Диляра Ильдаровна

Урок литературного чтения по теме: К.Д. Ушинский. «Поездка из столицы в деревню. Столица и губернский город», 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: К.Д. Ушинский. «Поездка из столицы в деревню. Столица и губернский город».

Класс: 4

Цели урока: развитие чувства любви и уважения к отечеству, его истории, в результате знакомства с художественным произведением, в ходе коллективной, групповой деятельности на основе анализа текста.

Планируемые результаты:

Предметные: самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения, относить произведение по определенным признакам к жанру.

Метапредметные:

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения, осуществлять анализ.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, в диалоге с учителем вырабатывать степень успешности своей работы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: развивать любовь и уважение к Родине, интерес к чтению.


ХОД УРОКА

I Организационный момент

- Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. Надеюсь, работать нам будет интересно. Наши отношения на уроке мы будем строить согласно правилам. Давайте их прочтем (слайд)

1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.

2. Каждый ученик заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая.

3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.

II Актуализация знаний и постановка целей.

1. Беседа

- Поднимите руки те, кому приходилось путешествовать?

- Как вы думаете, зачем путешествуют люди? (Чтобы увидеть прекрасное в обычном; это возможность увидеть новые места, узнать, как живут там люди).

Представьте себе, что вы путешествуете, побывали во многих уголках России, увидели столько чудесного и интересного и вам захотелось поделиться увиденным с теми, кому не довелось испытать этого счастья. Как вы это сделаете? (Расскажем друзьям, покажем фотографии, снимем видеофильм).

- А как без помощи камеры и фотоаппарата показать те места, которые произвели на нас впечатление и о которых хочется рассказать? (Нарисовать, написать об этом).

2. Работа в парах

Как вы думаете, какой жанр литературы лучше всего использовать, чтобы рассказать о том, что вы видели и слышали? Обсудите это в парах и обоснуйте свой выбор. (Приложение 1).

Рассказ – повествование об отдельном эпизоде, отдельном событии в жизни человека.

Повесть – несколько событий, судьбы действующих лиц переплетаются, показана жизнь с ее сложностями и противоречиями.

Очерк – краткое описание, зарисовка.

Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле.

Басня – небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

– Больше остальных жанров подходит очерк, так как надо рассказать о том, что видят, переезжая с места на место.

 Постановка темы и целей урока

- Сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир детской литературы 19 века и поможет нам в этом учебник. Откройте его на странице 197.

- С творчеством какого писателя мы начинаем знакомство? (К.Д.Ушинского)

– Что вы узнали о К.Д.Ушинском из авторского текста?

К.Д.Ушинский – русский писатель и педагог. Написал много познавательных произведений для детей и две учебные книги «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово». С этой книгой выросли и получили превосходное образование несколько поколений русских детей. Эта книга была почти в каждой семье, бережно передавалась от старших детей младшим, вводя в мир знаний, пробуждая любовь к Отечеству и родному языку.

К.Д.Ушинский выбрал для своей книги «Детский мир и хрестоматия» подзаголовок «Книга для классного чтения, приспособленная к постоянным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы».

- Предположите, с какой целью К.Д.Ушинский написал эту учебную книгу? (Развивать ум ребенка, обогащать его знаниями).

- Прочитайте название раздела на стр.197 и  сформулируйте тему нашего урока. «Первое знакомство с родиной, поездка из столицы в деревню». На сегодняшнем уроке мы познакомимся со Столицей и губернским городом.

- Определите задачи урока.

Узнать – Что такое столица и губернский город в 19 веке.

Сравнить – описание столицы и губернского города 19 века.

IIРабота с текстом до чтения

- Прочитайте еще раз заголовок, назовите ключевые слова. (Знакомство, поездка)

- Подберите слово синоним к слову поездка. (Путешествие, дорога, путь, экспедиция, плавание, командировка, экскурсия)

Рассмотрите иллюстрацию, предположите о чем писал автор в своем произведении.

IVРабота с текстом во время чтения

1. Чтение текста учителем «Столица и губернский город»

- Кто герои путешествия? (Володя и Лиза)

- Что мы узнали об этих детях? (Что они ни разу не выезжали из Петербурга)

- Почему автор так мало о них написал?

- Что для автора главное в произведении? (Для автора важнее рассказать о столице и губернском городе).

- Какой город называют столицей? (главный город государства)

- О какой столице идет речь в очерке? (Петербург)

- Почему «великолепие» столицы не удивило ребят? (Все это дети видали уже часто, и все это им было не в диковину.)

- После столицы, где оказались дети? (В губернском городе).

- В 19 веке Россия делилась на губернии. В наше время слово губерния мы заменяем каким словом? (Республика)

В наши дни Российская федерация делится на республики, а в 19 веке государство делилось на губернии. Республика Татарстан – Казанская губерния (по названию главного города), а г. Казань назывался губернским городом.

2. Словарная работа (объяснить слова: верста, статуэтка, грош, экипаж, тарантас, губерния, губернский город, губернаторский дом, присутственные места, гостиный двор, ямщик, козел)

3. Выборочное чтение с комментарием

1.  Найдите в тексте и зачитайте описание столицы. (3 абзац: Улицы через две экипаж выехал на набережную….. в подвале этих роскошных домов)

2.  Благодаря каким словам, описаниям, используемым автором, мы понимаем, что на улице суета?

 (Блестящие экипажи неслись по мостовой, разряженные толпы народа двигались по тротуарам, беспрестанно попадались навстречу конные и пешие отряды солдат, оружие которых сверкало на солнце).

3. Найдите в тексте и зачитайте описание губернского города.

- Почему описание губернского города занимает меньше места, чем столицы. (Он маленький, здесь мало примечательных интересных мест).

- Как даёт автор их описание? (В сравнении)

- С какой целью К.Ушинский непроизвольно заставляет сравнивать столичный город и губернский город между собой? (Они разные Показать читателю разный уровень жизни).

VРабота с текстом после чтения

1. Работа в группах

- Подчеркните фразы, которые подходят для описания столицы и губернского города.

- Что у вас получилось? (Словесные зарисовки столичного и губернского городов)

Задание для групп (Приложение 2)

Подчеркните фразы, которые подходят для описания столицы.

… на центральной улице есть каменная мостовая.

…все улицы вымощены из камня, множество мостов с каменными перилами.

… часто попадаются большие каменные дома.

… сплошные ряды громадных каменных домов.

… тихо, улицы пустынны, ни шума, ни движения.

…шумные, оживленные улицы, разряженные толпы народа движутся по тротуару, беспрестанно попадаются конные и пешие отряды солдат.

… великолепные магазины и богатые лавки так и пестреют своими вывесками, созывая к себе покупателей.

… часто проходят ярмарки, легкие ярмарочные постройки: павильоны, лавки, полки составлялись в строгие торговые ряды.

… можно купить золотые и серебряные вещи, чудные изделия из дорогих каменьев, картины, статуэтки, книги, часы, игрушки, дорогие фрукты.

… можно купить ткани из чистого льна высших сортов, табак да махорку, муку да крупу, лесной материал.

…великолепная набережная, уставленная дворцами, великолепными церквями.

… украшением города является собор.

Сценка «Диалог жителей столицы и губернского города»

- Предлагаю организовать встречу жителей столичного и губернского городов. Выходят представители из каждой группы .

- Однажды встретились жители столицы и губернского города. И начали рассказ о своих городах. У нас в столице …. В нашем губернском городе ….

Житель губернского города: У нас на улицах есть каменная мостовая и часто попадаются большие каменные дома...

Житель столицы: У нас в столице сплошные ряды громадных каменных домов.  

- Спасибо представителям групп. Займите свои места.

- Чем отличаются столица и губернский город?

V. Подведение итогов.

– Итак, наше путешествие подходит к концу.

- Какую учебную задачу ставил К.Ушинский в своих книгах для детей?

- Что нового узнали вы на уроке?

VI. Домашнее задание

- Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Предлагаю дома вам продолжить путешествие и прочитать следующую часть «Деревня и уездный город» (страницы 201-202).

VII. Рефлексия.

- Наше путешествие оказалось не только плодотворным, но и увлекательным! Я благодарна вам за те знания, чувства и эмоции, которые вы проявили на уроке. Предлагаю выразить их на смайликах и прикрепить на доску.

Лестница успеха.

Приложение 1

Рассказ

– повествование об отдельном эпизоде, отдельном событии в жизни человека.

Повесть

– несколько событий, судьбы действующих лиц переплетаются, показана жизнь с ее сложностями и противоречиями.

Очерк

– краткое описание, зарисовка.

Сказка

– произведение волшебного характера, основанного на вымысле.

Басня

– небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

Рассказ

– повествование об отдельном эпизоде, отдельном событии в жизни человека.

Повесть

– несколько событий, судьбы действующих лиц переплетаются, показана жизнь с ее сложностями и противоречиями.

Очерк

– краткое описание, зарисовка.

Сказка

– произведение волшебного характера, основанного на вымысле.

Басня

– небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

Рассказ

– повествование об отдельном эпизоде, отдельном событии в жизни человека.

Повесть

– несколько событий, судьбы действующих лиц переплетаются, показана жизнь с ее сложностями и противоречиями.

Очерк

– краткое описание, зарисовка.

Сказка

– произведение волшебного характера, основанного на вымысле.

Басня

– небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

Рассказ

– повествование об отдельном эпизоде, отдельном событии в жизни человека.

Повесть

– несколько событий, судьбы действующих лиц переплетаются, показана жизнь с ее сложностями и противоречиями.

Очерк

– краткое описание, зарисовка.

Сказка

– произведение волшебного характера, основанного на вымысле.

Басня

– небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

Приложение 2

Подчеркните фразы, которые подходят для описания столицы.

… на центральной улице есть каменная мостовая.

…все улицы вымощены из камня, множество мостов с каменными перилами.

… часто попадаются большие каменные дома.

… сплошные ряды громадных каменных домов.

… тихо, улицы пустынны, ни шума, ни движения.

…шумные, оживленные улицы, разряженные толпы народа движутся по тротуару, беспрестанно попадаются конные и пешие отряды солдат.

… великолепные магазины и богатые лавки так и пестреют своими вывесками, созывая к себе покупателей.

… часто проходят ярмарки, легкие ярмарочные постройки: павильоны, лавки, полки составлялись в строгие торговые ряды.

… можно купить золотые и серебряные вещи, чудные изделия из дорогих каменьев, картины, статуэтки, книги, часы, игрушки, дорогие фрукты.

… можно купить ткани из чистого льна высших сортов, табак да махорку, муку да крупу, лесной материал.

…великолепная набережная, уставленная дворцами, великолепными церквями.

… украшением города является собор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорогая моя столица.

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню рождения Москвы....

Урок окружающего мира "Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин-Великий Новгород".

Урок  окружающего мира проведён в 4 (общеобразовательном) классе . Цель урока: познакомить   с историей образования городов в Древней Руси; создать условия для развития  коммуникативных...

Города России. Москва - столица РФ

Урок кубановедения во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века"...

Классный час «Санкт-Петербург –северная столица России, город- побратим".

Классный час знакомит детей c Петром 1 и городм Санкт-Петербургом....

Материалы для проведения междисциплинарного ситуативного дня. 1 класс. Тема: " Москва- столица России. Мой город".

Этот материал используется мной в первые дни первоклассников в школе. Выполняя задание по теме" Мой город " ребёнок обобщает полученные знания по окружающему миру, закрепляет математические ...

сценарно-постановочный план проведения интерактивной экскурсии в группе продлённого дня "Санкт-Петербург - столица морской державы и город на островах"

Виртуальное посещение с экскурсией островов исторического центра Санкт-Петербурга: Второй  Адмиралтейский,Первый Адмиралтейский,Остров Летнего сада,Остров Казанский, остров Марсова поля,Заячьий о...