Разработка урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира представлен так, чтобы дети постарались сразу разобраться в учебном материале.
Учащиеся познакомятся с новыми понятиями: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители» и узнают их функции; будут развивать внимание, память, мышление, интерес и любовь к нашей природе; научатся бережно относиться к природе; познакомятся к круговоротом жизни; научатся объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_3_kl._velikiy_krugovorot_zhizni.docx | 29.77 КБ |
razrabotka_uroka_3_kl._velikiy_krugovorot_zhizni.pptx | 790.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема урока | Великий круговорот жизни |
Тип урока | Урок «открытие» новых знаний |
Цель урока | Создание условий для ознакомления учащихся с круговоротом жизни на Земле, его основными звеньями |
Задачи | 1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители» и их функциями; 2. Развить внимание, память, мышление, интерес и любовь к природе; 3. Воспитать бережное отношение к природе. |
Планируемые образовательные результаты (предметные) | Учащиеся познакомятся с новыми понятиями: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители» и узнают их функции; будут развивать внимание, память, мышление, интерес и любовь к нашей природе; научатся бережно относиться к природе; познакомятся к круговоротом жизни; научатся объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе. |
Личностные результаты | - Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - Формирование экологического сознания учеников, воспитывать осознание необходимости бережное отношение к природе. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: - умение использовать знаково-символические средства, в том числе моделей и схем для решения задач; - умение построить речевые высказывания в устной и письменной форме; - умение устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: - умение понимать и принимать смысл поставленной задачи; - умение осуществлять рефлексию и оценку своей деятельности и деятельности других; - умение определять правильность выполнения задания в сравнении с образцом. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; - умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. |
Основные понятия | Производители, потребители, разрушители, круговорот |
Межпредметные связи | Окружающий мир, ИЗО, информатика, экология |
Ресурсы: Основные Дополнительные | Учебник: Окружающий мир 3 класс 1 часть, автор: А.А. Плешаков, М. Просвещение 2018 г. Презентация, викторина |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная работа, беседа |
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности | 1. Приветствие и мотивация к учебной деятельности - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Татьяна Алексеевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Начинается урок, 2. Проверка рабочего места - Проверьте, все ли у вас находится на столах: учебник, тетрадь, ручка | - Здравствуйте. Присаживаются за свои места Проверяют готовность к уроку |
II. Актуализация и пробное учебное действие | - Ребята, а кто мне скажет, что вы изучали на прошлом уроке? - Кто скажет, из чего состоят грибы? - Верно! А какое значение имеют грибы для лесов? - Правильно! Ребята, а кто знает, как правильно собирать грибы? - Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили предыдущий урок! | - Царство грибов - Из шляпки, ножки и грибницы - Грибы тесно связаны с деревьями, они помогают деревьям всасывать из почвы воду растворенными в ней солями - Надо собирать грибы только те, которые хорошо знаем |
III. Выявление места и причины затруднения | Фронтальная работа, отгадывание ребуса, работа с презентацией - Обратите внимание на экран. (слайд 1) Перед вами изображен ребус, вы должны его отгадать. Так вы поймете, о чем пойдет речь на уроке. - Кто смог отгадать слово? Поднимите руку! - Правильно! - Вы знакомы с этим словом? - В какой теме вы изучали круговорот? - Верно, но сегодня мы поговорим о другой теме. А какую именно тему мы будем изучать, вы узнаете из видеофрагмента мультфильма «Король лев», который всем вам известен с самого детства, возможно, вы читали даже книгу, автором которой является Элизабет Рудник. - Будьте внимательны, в мультфильме вы услышите тему нашего урока. - Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? - О каком процессе говорится в мультфильме? - А сейчас попробуйте сформулировать тему нашего урока? - Правильно! Тема нашего урока называется «Великий круговорот жизни». | Слушают учителя, отгадывают ребус - Круговорот - Да - В теме «Круговорот воды в природе» Смотрят видеофрагмент мультфильма «Король лев» - Лев сказал, что надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп - О великом круговороте жизни - Круговорот жизни |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Беседа - Если мы говорим о круговороте жизни, то в какой природе будут происходить процессы круговорота? - Кто скажет, что относится к живой природе, а что к неживой? - Как вы считаете, взаимосвязана ли живая и неживая природа между собой? И почему? - Правильно, ребята! - Все представители живой природы являются участниками бесконечного процесса, который называется круговорот жизни на земле. | - В живой и неживой природе - Живая природа – животные, растения, грибы, бактерии и человек. А неживая природа – воздух, вода, солнце и почва - Да, взаимосвязана. Потому что ни одно живое существо не сможет жить без воздуха, воды, солнечного света и почвы |
V. Реализация построенного проекта | Беседа, работа с учебником - Давайте мы с вами подробно разберемся с великим круговоротом жизни. - Откройте учебник на стр. 118-119 и прочитаем, как называется каждая группа организмов. - Кто скажет, какие 3 группы организмов составляют основу круговорота жизни? - Верно! - Основу круговорота жизни составляют 3 группы: 1. Организмы – производители; 2. Организмы – потребители; 3. Организмы – разрушители. - Кто может сказать, кто относится к производителям, потребителям и разрушителям? Прочитайте из учебника. - Правильно! - Обратите внимание на схему «Круговорот жизни» (слайд 2) 1. Оргазмами – производителями ученые-экологи называют растения. Только растения способны создавать и производить питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей), используя энергию Солнца. 2. Организмами – потребителями являются животные, поскольку они потребляют вещества, которые производят растения. 3. Организмами – разрушителями являются бактерии и грибы, которые разрушают мертвые остатки растений и животных. Благодаря им остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли. - Огромную роль в круговороте жизни играет почва. В ней накапливается перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием грибов и бактерий превращаются в перегной. Из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Это и есть круговорот жизни. И круг этот разорвётся, если исчезнет хотя бы одно звено. - Ребята, сейчас вы должны будете составить свою модель «Круговорота жизни». - У вас на столах расположены изображения растений, животных, грибов, клей и лист картона. Ваша задача составить модель круговорота. Затем мы вместе проверим, у кого какая модель получилась. (слайд 3) - Давайте проверим. - Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием! | Слушают учителя, открывают учебники - Организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители - Организмы – производители – растения; организмы – потребители – животные; Организмы – разрушители – бактерии и грибы Слушают учителя Составляют модель круговорота Проверяют свою модель |
Физкультминутка | - Давайте немного отдохнем. На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы – Дружно наклоняемся по команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть! | Повторяют движения за учителем |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Индивидуальная работа - Обратите внимание на экран. (слайд 4) Перед вами изображена таблица и вы должны ее заполнить. - Давайте вспомним, какие 3 группы организмов существуют в процессе круговорота? - Верно, запишите их. (слайд 5) - Что входит в состав каждого звена? - Верно! Заполните столбик. (слайд 6) - Почему их так называют? - Правильно! Запишите в таблицу. (слайд 7) - Теперь давайте проверим, правильно ли вы все записали? - Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием! | Слушают учителя и заполняют таблицу - Организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители Заполняют 1 столбик - Организмы – производители – растения; организмы – потребители – животные; Организмы – разрушители – бактерии и грибы Заполняют 2 столбик - Потому что растения производят питательные вещества (сахар, крахмал); животные потребляют вещества; грибы и бактерии разрушают мертвые остатки животных и растений Записывают данные в 3 столбик Проверяют |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Теперь давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока. Давайте проведем небольшую викторину и узнаем, кто хорошо запомнил тему нашего урока. - Выберите правильный ответ. 1. Как называются 3 группы в процессе круговорота? а) производители; б) строители; в) потребители; г) разрушители. 2. Кого ученые называют производителями, потребителями, разрушителями? Выберите правильную последовательность. а) животные, грибы и бактерии, растения; б) грибы и растения, бактерии, животные; в) растения, животные, грибы и бактерии; г) бактерии и животные, растения, грибы. 3. Какова роль почвы в круговороте жизни? а) образуется перегной, а с помощью бактерий образуются соли; б) никакой; в) «держат» корни растений. 4. Что случится, если исчезнут растения, животные, грибы и бактерии? а) ничего не случится; б) жизнь на Земле остановится; в) люди не смогут жить. 5. Приведите по 3 примера для каждой группы организмов. | Слушают учителя, выполняют задания |
VIII. Включение в систему знаний и повторений | Подведение итогов - Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили. - С чем мы сегодня познакомились? - С какими тремя группами организмов познакомились? - Кто входит в состав каждой группы организмов? - Почему их так называют? - Молодцы, ребята! | - С великим круговоротом жизни - Организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители - Производители – растения; потребители – животные; разрушители – бактерии и грибы - Потому что растения производят питательные вещества (сахар, крахмал); животные потребляют вещества; грибы и бактерии разрушают мертвые остатки животных и растений |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке | 1. Домашнее задание - По схеме учебника научиться рассказывать о круговороте веществ на Земле. 2. Рефлексия. - Посмотрите на экран (слайд 8) и закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Я бы похвалил себя за… Мне было трудным… На уроке мне понравилось… - Ребята, вы сегодня хорошо работали. На этом наш урок подошел к концу. Приведите свои рабочие места в порядок. - До свидания! | Оценивают свою деятельность Приводят в порядок свое рабочее место - До свидания! Организованно выходят на перемену |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Группы организмов Состав звена Почему их так назвали? 1. 2. 3.
Группы организмов Состав звена Почему их так назвали? 1. Производители 2. Потребители 3. Разрушители
Группы организмов Состав звена Почему их так назвали? 1. Производители Растения 2. Потребители Животные 3. Разрушители Грибы и бактерии
Группы организмов Состав звена Почему их так назвали? 1. Производители Растения Производят питательные вещества (сахар, крахмал 2. Потребители Животные Потребляют вещества 3. Разрушители Грибы и бактерии Разрушают мертвые остатки животных и растений
1. Сегодня на уроке я узнал… 2. Я бы похвалил себя за… 3. Мне было трудным… 4. На уроке мне понравилось … З акончите предложения :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"
Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."
Цели урока:Образовательные- формировать представления детей о далеком прошлом Земли;- пополнить знания у...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»
Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...