Рабочая программа " Основы религиозной культуры и светской этики"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по Основам православной культуры составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_orkse.doc | 65.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Омской области
Комитет по образованию Знаменского муниципального района
БОУ "Семёновская средняя школа"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Чередова Л.А. От 29.08.2023 г.. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ________________________ Подгорная М.В. От 29.08.2023 г.. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Репин С.В. Приказ №______ От __________2023 г.. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 класса
Составитель: Мейлинг Н.Ф.
учитель начальных классов
с.Семёновка 2023 - 2024г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам православной культуры составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюк М. Просвещение 2011, , планируемых результатов образования по основам православной культуры(Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009. — 120 с.), фундаментального ядра общего образования (М. Просвещение, 2009).
Цель:
Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним , а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- Знакомство учащихся с основами православной культуры
- Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
- Общая характеристика учебного предмета
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями и должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.
- Место учебного курса в учебном плане
Комплексный курс « Основы религиозный культур « изучается в объёме 1 час в неделю в 4 классе. Всего 34 часа
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения:
- наличие мотивации у труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание , понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской о религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Основное содержание курса « Основы религиозных культур»
Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: ; христианское искусство( иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья м её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
6. Планируемые результаты изучения курса «Основы православной культуры
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о православной религии народа России, его роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
Основы православной культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное;
-самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | Основные виды деятельности: Пользоваться условными обозначениями учебника, вести учебный, межкультурный диалог, различать способы и средства познания духовных традиций, оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности, понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества. Осознавать этническую принадлежность и культурную идентичность гражданина России. | |
2. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 28 | Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | |
3. | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | Формировать мотивацию. Развивать познавательную инициативу. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать и оценивать работу походу его выполнения. Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Осваивать личностный смысл учения. Определять | |
Итого | 34 |
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:
- взаимные вопросы и задания групп,
- взаимообъяснение,
- беседа,
- интервью,
- драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
- составление словаря терминов и понятий,
- составление галереи образов,
- использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.
Календарно- тематическое планирование
№ | Название темы урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Вид и (или) форма контроля | Домашнее задание ( по выбору учащихся) | По плану | Факт | |
1 | Россия- наша Родина | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Находить информацию о родном крае. Рассказывать о своей Родине, её национальном достоянии. Актуализировать имеющееся знания о Родине. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Фронт. Инд. | -Найти материал об известном человеке . Подготовить рассказ о нём. Объяснить, почему ты выбрал именно этого человека. -Ответить на вопросы в учебнике стр.5 - Подобрать и записать в тетрадь пословицы о Родине | 1неделя | ||
2 | Культура и религия | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Различать понятия « культура» и « религия», их особенности . Устанавливать взаимосвязи. Работать в паре, заполняя таблицу. Находить информацию в дополнительных источниках. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | -Прочитать или пересказать членам семьи и друзьям статью обсудить с ними ее содержание. -Подготовить вопросы по содержанию статьи. - Написать эссе « Что значит быть культурным человеком» | 2 неделя | ||
3 | Человек и Бог в православии | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Понимать основы духовной традиции православия. Интервьюировать членов своей семьи. Анализировать полученный материал. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | -Ответить. на вопросы стр.11. -пересказ статьи и обсуждение в семье -Подготовить вопросы по содержанию статьи. | 3 неделя | ||
4 | Православная молитва | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Актуализировать имеющиеся знания о православной молитве. Рассказывать об особенностях различных видов молитв, проводить аналогию, анализ . Анализировать полученный материал. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Фронт. Инд. | -Посмотреть мультфильм « Отче наш», подготовить вопросы одноклассникам | 4 неделя | ||
5. | Библия и Евангелие | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать определения основных понятий православной культуры. Актуализировать имеющиеся знания о священных книгах. Различать содержательных составляющих священных книг Библии и Евангелие. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Фронт. Инд. | -Ответить на вопросы стр.19, -Подготовить свои вопросы по содержанию статьи. -Написать эссе « Почему Библию называют Книгой книг?» | 5 неделя | ||
6 | Проповедь Христа | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Устанавливать взаимосвязь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей. Находить информацию в дополнительных источниках: библиотеки, Интернета. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | -Пересказ стр.21, -Подготовить вопросы по содержанию статьи -Посмотреть мультфильм « О добром саморянине» , ответить на вопрос « Кто является ближним»? | 6 неделя | ||
7 | Христос и его Крест | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать основы духовной традиции православия. Устанавливать взаимосвязь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | -Посмотреть мультфильм « Твой крест», подготовить вопросы -Нарисовать православный крест, объяснить каждую из составляющих его частей. | 7 неделя | ||
8 | Пасха | 1 | Актуализировать имеющиеся знания о православных праздниках. Описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Обсуждать полученные знания , работая в группе, в паре. Находить информацию в дополнительных источниках :справочниках, энциклопедиях, использовать ресурсы Интернет. | Фронт. Инд. Сам. работа | -Ответить на вопросы стр.31. -составить кроссворд -нарисовать рисунок | 8 неделя | ||
9 | Православное учение о человеке | 1 | Устанавливают взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Распознавать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. . Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | -Пересказ стр.35 -Подготовить вопросы по содержанию статьи. | 9 неделя | ||
10 | Совесть и раскаяние | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Различать через поступки людей понятия: добро и зло; учиться уметь прощать; уметь давать оценку своим действиям и поступкам. Обсуждать информацию , работая в паре, группе. Интервьюировать членов семьи по изучаемым вопросам. Моделировать ситуации, анализировать поступки. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | -Прочитать статью учебника, ответить на вопросы -составить словарь терминов и понятий - Написать эссе « Что значит мучает советсть?» | 10 неделя | ||
11 | Заповеди | 1 | Знать о заповедях как правилах жизни, которые помогают каждому стать лучше и быть счастливым. «Не гордись, не ленись, не унывай, всех с радушьем принимай» и др. Излагают своё мнение по поводу значения соблюдения заповедей в жизни человека. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры, сравнивать их. | Фронт. Инд. | -Ответить на вопросы в стр.68 -Подобрать примеры из литературных произведений о нарушениях заповедей | 11 неделя | ||
12 | Милосердие и сострадание | 1 | Учатся толерантному отношению к людям. Осуществляют поиск нужной информации в дополнительных источниках. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Анализируют ситуации и сравнивают понятия милосердие, сострадание, дружба. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке . | Фронт. Инд. | -Ответить на вопросы в стр.45, -составить галерею образов - составить синквейн об Ульяне Муромской | 12 неделя | ||
13 | Золотое правило этики | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать правила этики; учиться формулировать свои правила отношений в обществе. Описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. | Фронт. Инд. Сам. работа | -Ответить на вопросы в стр.47. -Прочитать или пересказать членам семьи и друзьям статью из пособия, обсудить с ними ее содержание. Написать эссе « Почему главное правило этики называют золотым?» | 13 неделя | ||
14 | Храм | 1 | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Актуализируют свои знания о храмах России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Фронт. Инд. | -Ответить на вопросы стр.51, -Подготовить презентацию « Храмы России» ( по выбору) - подготовить рассказ о любом храме родного города | 14 неделя | ||
15 | Икона | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Учиться видеть через иконы сокровенный мир души человека. Знать основные термины и понятия: икона, нимб, лик. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | Ответить на вопросы стр.55, составить словарь терминов и понятий, | 15 неделя | ||
16 | Обобщающий урок | 1 | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни человека и общества. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Дают определения основных понятий православной культуры. | Фронт. Инд. тест | Ответить на вопросы в стр.51. Прочитать или пересказать членам семьи и друзьям статью из пособия, обсудить с ними ее содержание | 16 неделя | ||
17 | Презентация творческих проектов учащихся | 1 | Уметь применять полученные знания Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни человека и общества. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Дают определения основных понятий православной культуры. | Инд групповая | 17 неделя | |||
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Уметь излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знать основные термины и понятия: Крещение, мудрость, Святая Русь, исповедь. | Фронт. Инд. Сам. работа | -Ответить на вопросы стр.61 -Подготовить вопросы по содержанию статьи. -Составить словарь терминов и понятий - Посмотреть мультфильм « Князь Владимир», сделать аннотацию | 18 неделя | ||
19 | Подвиг | 1 | Уметь рассуждать об условиях, при которых расставание становится жертвой. Знать основные термины и понятия: подвиг, Жертва Богу, подвижник. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | -Подобрать примеры на тему: подвиг ради себя, ради других, ради Бога -Посмотреть мультфильм « Необыкновенные приключения Серафимы», составить вопросы | 19 неделя | ||
20 | Заповеди блаженств | 1 | Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их c нормами религиозной культуры (православной и др.).Знать основные термины понятия: блаженный, Царство небесное. | Фронт. Инд. | - Посмотреть мультфильм « Василий блаженный» , сделать аннотацию -Ответить на вопросы в стр.64. - написать эссе « Кто такой блаженный» | 20 неделя | ||
21 | Зачем творить добро? | 1 | Знать основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | -Ответить на вопросы в стр.67 -создать свою копилку добрых дел и проиллюстрировать их | 21 неделя | ||
22 | Чудо в жизни христианина | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать развитие православной культуры в истории России. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий . Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | - подготовить рассказ о православном чуде - прочитать статью учебника с. 69, ответить на вопросы - написать эссе на тему « Добро ходит по кругу» | 22 неделя | ||
23 | Православие о Божием суде | 1 | Учиться толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знать основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Раскаяние. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | -Рассказать членам семьи и друзьям о совести, раскаянии, спросить, что нового они узнали, над чем задумались. - Ответить на вопросы стр.72. -Подготовить вопросы по содержанию статьи. | 23 неделя | ||
24 | Таинство причастия | 1 | Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | Ответить на вопросы в пособии- стр.76 Подготовить вопросы по содержанию статьи. | 24 неделя | ||
25 | Монастырь | 1 | Уметь приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать основные термины и понятия: монах. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | Фронт. Инд. | -Ответить на вопросы в- стр. составить словарь терминов и понятий - посмотреть видеопритчу « Истинное предназначение», ответить на вопрос « Почему так названа притча?» | 25 неделя | ||
26 | Отношение христианина к природе | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Уметь приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | -Написать эссе « Христианское отношение к природе» -Пересказ стр.84 - составить памятку « Отношение человека к природе» | 26 неделя | ||
27 | Христианская семья | 1 | Учиться толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знать основные термины и понятия: семьи, венчание, обручального кольца. | Фронт. Инд. Сам. работа | -Посмотреть мультфильм « Пётр и Февронья», составить кластер о героях -составить галерею образов | 27неделя | ||
28 | Защита Отечества | 1 | Уметь различать поступки недопустимые даже на войне. Знать основные термины и понятия: Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ | Фронт. Инд. | -Посмотреть мультфильм « Песвет и Ослябя», составить синквейн о героях -Пересказ стр.88. -Подготовить вопросы по содержанию статьи. | 28 неделя | ||
29 | Христианин в труде | 1 | Знать понятия: Категории любви. Любовь – основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Фронт. Инд. | -Подобрать примеры (из истории, литературы) беззаветного служения Отечеству. -составить словарь терминов и понятий, | 29неделя | ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать понятие: любовь и уважение к Отечеству. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Фронт. Инд. | : -составить галерею образов -подготовить сообщение о полководцах, русских богатырях | 30 неделя | ||
31 | Обобщающий урок | 1 | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронт. Инд. | 31неделя | |||
32 | Работа над проектом | 1 | Повторение основных содержательных моментов курса. Уметь участвовать т в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. | Фронт. Инд. | Работать над проектом (по индивидуальной теме) | 32 неделя | ||
33 | Защита проектных работ | Уметь применять полученные знания Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни человека и общества. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Дают определения основных понятий православной культуры. | Инд групповая | 33 неделя | ||||
34 | Защита проектно- исследовательских работ | Уметь применять полученные знания Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни человека и общества. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Дают определения основных понятий православной культуры. | Инд групповая | 34 неделя |
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся;
Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.
2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
Для учителя:
1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.
2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.
3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.
4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
6.Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева
7. Интернет ресурсы.
Материально-техническое обеспечение
Комплекты таблиц, раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по предмету |
Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева |
Словари, справочники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики"
Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы, примерной (авторской) программы по Основам ре...
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы светской этики»....
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс
Программа составлена на основе авторской программы А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», М., Просвещение, 2013 год, учебника...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)
Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс
Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным резуль...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии ...