Программа « Повышение качества читательской грамотности учащихся 1-4 классов
проект (4 класс)
Программа « Повышение качества читательской грамотности учащихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа « Повышение качества читательской грамотности учащихся 1-4 классов | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа « Повышение качества читательской грамотности учащихся 1-4 классов
на 2020-2023 учебные года»
I. Паспорт программы.
Наименование программы | Программа «Повышение качества читательской грамотности на 2020-2023 учебные года». |
Основания для разработки программы | Результаты проблемно-ориентированного анализа организации и управления мониторингом качества образования в школе. |
Разработчик программы | Учитель начальных классов Михальченко Н.В. |
Основные исполнители программы | Учителя начальных классов Мантропова Т.В., Осипова Л.А. Осипова Л.В. |
Конечная цель | 1. Создание условий и методологического инструментария для повышения качества читательской грамотности младших школьников. |
Задачи | 1. Проанализировать читательскую грамотность во 2-4 классах. 2. Изучить опыт и достижения функциональной грамотности Российской системы образования, а так же международных исследований PIRLS, PISA(международная программа по оценке учебных достижений). 3. Разработать мониторинг по отслеживанию читательской грамотности. 4. Пересмотреть формы и методы работы над текстом на всех уроках. |
Перечень основных направлений программы | 1.Создание условий для повышения качества образования младших школьников. 2. Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества читательской грамотности. |
Содержание программы
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом
2.1. Анализ исходного состояния проблемы
Основания для разработки программы | В условиях проведенного в учреждении анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены проблемы: |
Проблемы |
|
2.2. Организация и контроль выполнения Программы
контролируя выполнение Программы, руководитель ШМО начальных классов:
- анализирует ход выполнения Программы, действий по ее реализации и вносит предложения на ШМО начальных классов по его корректировке;
- осуществляет контроль выполнения программы в соответствии с планом ШМО начальных классов
2.3. Материально-техническая база
- дальнейшее обновление УМК начальных классов
2.5. Ожидаемые результаты:
- Создание методических материалов для условия формирования читательской грамотности учащихся.
- Повышение качества знаний учащихся при работе с текстом.
2.6. Этапы реализации Программы:
1-й этап - 2020-2021 учебный год - разработка программы, создание методических материалов и условий, необходимых для развития читательской грамотности младших школьников;
2-й этап - 2021-2022 учебный год - работа по изучению личности ребенка, выявлению творческих и интеллектуальных способностей учащихся начальных классов, развитию их, создание банка данных поданной проблеме;
3-й этап - 2022-2023 учебный год - анализ деятельности по реализации задач Программы в соответствии с целями и задачами, оформление результатов.
Циклограмма трёхлетнего периода
Этапы программы | Компоненты совместной деятельности | Содержательная характеристика компонентов деятельности |
I этап – проектно-мобилизационный | 1. Разработка Программы повышения качества образования. | 2. Постановка целей и их конкретизация. 3. Разработка мониторинга и мероприятий по выполнению Программы, обоснование их актуальности, прогнозирование ожидаемых результатов. |
2. Создание условий необходимых для разработки и освоения Программы. | 1. Овладение методами изучения личности ребенка, выявление потенциала школьников. 3. Разработка необходимого учебно-методического инструментария. | |
II этап – профессионально-поисковый | 1. Работа по изучению личности ребенка. | 1. Выявление читательской грамотности у младших школьников. 2. Индивидуальная оценка развития личности, возможностей и способностей школьников. |
2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся начальных классов, повышение качества образования | 1. Разработка мониторинга по отслеживанию читательской грамотности, подготовка материалов для учащихся по предметным олимпиадам. 2. Проведение предметных недель. 3. Проведение научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов, творческих конкурсов. 4. Повышение квалификации учителей. | |
III этап- рефлексивно-обобщающий | 1. Анализ деятельности по реализации целей и задач Программы, оценка ее результативности, оформление результатов. | 1. Обработка всех данных, сравнение результатов, полученных в ходе реализации Программы. 2. Корректировка, обработка Программы в соответствии с полученными результатами. 3. Подведение итогов на ШМО начальных классов 4. Обобщение и описание хода и результатов, полученных в ходе реализации Программы. 5. Отчет по реализации Программы. |
Раздел 1. Основные направления деятельности по реализации программы
№ п/п | Направление деятельности | Цели, задачи | Ожидаемый результат | Ответственные |
1. | Принятие к реализации Программы «Повышение качества читательской грамотности на 2020-2023 учебные года» ШМО начальных классов. | Обеспечение доступности проведения мониторинга читательской грамотности и повышение качества чтения на основе индивидуальной работы с младшими школьниками. | - повышение качества чтения учащихся начальных классов и умения высказывать предположения, строить доказательства. | Руководитель ШМО; учителя начальных классов, |
2. | Распределение обязанностей начальных классов для достижения поставленных целей и задач | Распределения составления методологического инструментария для педагогического анализа, планирование, организация, контроль педагогической деятельности | Создание методических материалов для отслеживания читательской грамотности учащихся | учителя начальных классов, |
3. | Проведение мониторинга: - отслеживание читательской грамотности по классам; | 1. Выявить уровень читательской грамотности учащихся. 2. Определить типичные ошибки. 3. Определить значимые психолого-педагогические факторы, влияющие на качество учащихся при работе с текстом. | Предупреждение типичных ошибок при работе с текстом | Руководитель ШМО; учителя начальных классов. психолог |
4. | Постоянное развитие профессиональной компетентности учителя. | Мотивация всех участников образовательного процесса на его качество (мотивированы должны быть не только учащиеся, учителя, но и родители). | 1.Повышение квалификации педагогических работников. 2.Участие в конкурсах, конференциях, мастер-классах, взаимопосещение уроков. 3.Привлечение родителей и проведение лекций по данной проблеме. | учителя начальных классов |
Работа учителя с учащимися по повышению качества образования:
Дата | Проблема и ее причина | Мероприятия по повышению качества обучения | Прогнозируемый результат |
сентябрь | 1 Принятие и реализации Программы 2.Низкая читательская грамотность (низкая техника чт, не владеют грамотной передачей прочитанного текста) | 1.Корректировка Программы ШМО начальных классов. 2. Разработка материалов по оцениванию учащихся смыслового чтения | 1 Активизация мотивации обучения. 2.Знакомство учащихся с критериями оценивания. |
октябрь ноябрь | Снижение учебной мотивации Появление у учащихся нежелательных оценок, свидетельствующих об отрицательной динамике в знаниях. | 1. Анализ результатов текущего контроля 2. Обмен опытом по теме «Формы и методы смыслового чтения». 4. Привлечение родителей к формированию читательской грамотности. 5. Составление пооперационных листов для проверки техники чтения, составление маршрутов индивидуального развития. 6. Участие в предметных неделях. 7.Активное посещение библиотек. | 1.Создание плана работы со. «слабочитающими» учащимися. 2. Устранение пробелов, ликвидация трудностей при работе с текстом. 3. Повышение качества преподавания предметов учителями начальных классов. 4.Развитие у детей метапредметных знаний. |
декабрь январь февраль март | Наличие неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по итогам первого полугодия и II полугодия. | 1.Итоги I полугодия 2.Мониторинг проверки смыслового чтения 3.Оперативная связь с родителями посредством контроля за ведением индивидуальных листов по т/чт., индивидуальная работа с родителями. 4.Сбор инструментария по смысловому чтению 5. Участие во внеклассных мероприятиях, в предметных неделях, в предметных олимпиадах, в НПК. | 1. Повышение мотивации учения у младших школьников.. 2. Сокращение числа учащихся «низкочитающих». 3. Активизация контроля родителей за успеваемостью по т/чт. своих детей. 4. Выяснение причин пробелов в знаниях учащихся и ликвидация данных пробелов. 5.Активная позиция одарённых учащихся. |
апрель май | Мониторинг проблем учащихся при работе с текстом (по предварительным итогам) | 1.Предварительные итоги II полугодия. 2. Организация дополнительных занятий со «слабоуспевающими». 3.Анализ результатов работы учителя за год. 4.Организация «Слёта отличников и хорошистов», награждение и поощрение как можно большего числа учащихся за учебный год. | 1.Список учащихся, требующих в конце II полугодия особого внимания. 2.Повышение качества знаний учащихся при работе с текстом. 3. Повышение качества преподавания предметов учителями ШМО нач.кл. 4. Активизация мотивации обучения. |
июнь | Формирование методической копилки | 1.Создание методических материалов для условия формирования читательской грамотности учащихся. 2.Обмен опытом «Круглый стол». | 1.Активная позиция педагогов. 2. Поощрение педагогов. |
Раздел 3. Критерии и показатели оценки качества читательской грамотности младших школьников.
3.1. Критерий «Формирование функциональной грамотности (предметных компетенций)».
Данный критерий - один из самых важных и весомых. Он позволяет судить о профессионализме и эффективности работы учителя.
Показатели | Индикаторы |
|
|
|
|
∙ Увеличение количества творческих работ обучающихся, представленных на различных уровнях. |
. |
3.2. Критерий «Формирование коммуникативных компетенций»
Содержание критерия:
Владение навыками устного и письменного общения, умение урегулировать конфликты
Показатели | Индикаторы |
∙ Благоприятный психологический климат в классе. | ∙ Результаты социально-психологического исследования, проведенного в классе . |
∙ Умение учащимися последовательно и понятно излагать свои мысли в устной и письменной форме. | ∙ Образцы устной и письменной речи. |
∙ Устойчивый интерес к художественной литературе. | ∙ Читательская активность. |
3.3. Критерий «Формирование интеллектуальных компетенций»
Содержание критерия:
Непрерывное самообразование, формирование способности учиться на протяжении всей жизни.
Показатели | Индикаторы |
∙ Устойчивый интерес у младших школьников к чтению специальной и художественной литературы. | ∙ Результаты анкетирования родителей, учащихся. ∙ Оценка библиотекаря. |
∙ Увеличение количества творческих работ учащихся по школьным предметам, представленных на различных уровнях. | ∙ Награды различного уровня. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР «Особенности организации и приоритетные направления деятельности по повышению качества читательской грамотности на уровне ОО».
Предназначение:1. Выделить приоритетные направления деятельности по повышению качества по читательской грамотности по группе умений:·...
Роль технологии развития критического мышления в формировании читательской грамотности учащихся начальных классов
Описание опыта работы....
Программа повышения качества образования на уроках в начальных классах
Цель программы : повысить уровень знаний младших школьников в течение всего периода обучения в начальной школе без ущерба физического и психического состоян...
_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»
_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»...