Программа повышения качества образования на уроках в начальных классах
материал
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы | Программа повышения качества образования на уроках в начальных классах |
Основание для разработки программы |
|
Разработчик программы | Учитель начальных классов Баронова Елена Вячеславовна |
Цель программы | Повысить уровень знаний младших школьников в течение всего периода обучения в начальной школе без ущерба физического и психического состояния обучающихся. |
Задачи программы | 1)Построение системы поиска и поддержки мотивированных детей, а также их сопровождение в течение всего периода обучения в начальной школе (система поддержки мотивированных школьников и общая среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижения детей); 2) Организация системно - деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности; 3) Совершенствование форм работы с одаренными учащимися; 4) Совершенствование форм и методов работы со слабоуспевающими детьми; 5) Организация работы по реализации принципа индивидуального личностно-ориентированного подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований; 6)Применение мониторинговой системы отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста, сохранение у детей желания учиться дальше и формирование у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, портфолио); 7)Проведение просветительской работы с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся. |
Исполнители основных мероприятий | Учитель начальных классов Учитель начальных классов Баронова Елена Вячеславовна, преподаватели физической культуры, руководители кружков , библиотекарь. |
Участники программы | Обучающиеся 1-4 классов |
Система организации контроля за ходом реализации Программы | Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы. Куратор Программы - зам.директора по УВР Тупотилова Н.А. |
Время реализации программы | 2019-2023 г.г. |
Этапы реализации программы | 1 этап – подготовительный 2019-2020 г; 2 этап – практический, включающий реализацию, анализ и обобщение результатов повседневной работы 2020-2022 г; 3 этап – завершающий, включающий анализ результативности работы, определение новых задач, способных совершенствовать пути достижения целей 2023 г. |
Основные направления реализации программы | 1.Диагностика качества знаний по классам ( стартовая и итоговая диагностики) 2.Развитие интереса и мотивации, как факторы повышающего активность младших школьников на уроках в начальных классах 3.Повышение уровня обученности. |
Основные применяемые педагогические технологии |
|
Формы работы | 1.Наблюдения; 2.Диагностика; 3.Беседы с участниками образовательного процесса; 4.Консультации; 5.Дифференцированные задания; 6.Учебные задания практико-ориентированной направленности; 7.Проектная деятельность; 8.Игровые технологии ; 9.Олимпиады , конкурсы, выставки творческих работ; 10.Работа в малых группах; 11.Кружковая работа; 12.Задания творческого и нестандартного характера |
Ожидаемые результаты реализации программы | 1.Повышение качества образования обучающихся. 2.Создание творческой среды, обеспечивающей самореализацию каждого учащегося. 3.Внедрение новых образовательных стандартов через информатизацию, интеграцию учебных дисциплин, внеурочную деятельность. 4.Разное сочетание традиционных и инновационных подходов.
6.Оснащение образовательного учреждения современными средствами материально-технического обеспечения школьных уроков. |
Пояснительная записка
Повышение качества образования – актуальная проблема не только для России, но и для всего мирового сообщества. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Состояние здоровья школьников во многом зависит от работы учителя и особенно от качества занятий на уроках технологии. В современных условиях от учителя требуется не только хорошие знания материала , но и глубокая теоретическая подготовка, широкая эрудиция, знание возрастной психологии, физиологии, высокие нравственные качества.
Цель программы: повысить уровень знаний младших школьников в течение всего периода обучения в начальной школе без ущерба физического и психического состояния обучающихся.
Задачи : 1) построение системы поиска и поддержки мотивированных детей, а также их сопровождение в течение всего периода обучения в начальной школе (система поддержки мотивированных школьников и общая среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижения детей);
2) организация системно - деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности;
3) совершенствование форм работы с одаренными учащимися;
4) совершенствование форм и методов работы со слабоуспевающими детьми;
5) организация работы по реализации принципа индивидуального личностно-ориентированного подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований;
6) применение мониторинговой системы отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста, сохранение у детей желания учиться дальше и формирование у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, портфолио);
7) проведение просветительской работы с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся.
Необходимостью создания системы мер по повышению качества знания послужили незначительные изменения на протяжении нескольких лет в качественных показателях успеваемости обучающихся в школе .
Причины и проблемы, влияющие на эффективность и результативность учебного процесса:
1 категория: недостаточная готовность первоклассников к обучению в школе.
2 категория: накопление пробелов знаний у отдельных учащихся, отсутствие учебной мотивации, слабая воля к преодолению трудностей.
3 категория: недостаточное внимание к учащимся с высокой мотивацией (одарённые дети)
Исходя из своего опыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урока необходимо использование следующих технологий :
Инфомационно - коммуникационные технологии
Использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях .Способ передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, позволяет с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Результаты:
- активизация познавательной активности, творчества, креативности;
- умение работать с информацией;
- повышение самооценки;
- повышается динамика качества обучения.
Технология дифференцированного обучения
Педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне , но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Результаты:
- развитие познавательной активности;
- повышение самооценки;
- повышается динамика качества обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения
Сущность технологии заключается в максимальном развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе использования у него опыта жизнедеятельности. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы- индивидуальность детской личности, следовательно методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Результаты:
- развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребёнка;
- самоопределение и самореализация;
- развитие творческого потенциала
Проектная технология
Обучение, при котором учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Результаты:
- развитие индивидуальных творческих способностей;
- повышение уровня владения предметом;
- расширение кругозора;
- формирование навыка самостоятельности;
- самоопределение и самореализация
Игровые технологии
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане
Результаты:
- воспитание познавательных интересов и активизация деятельности;
- повышает уровень интереса к предмету, расширение кругозора;
- способствует преодолению пассивности;
- усиливает работоспособность;
- повышение качества знаний
Технология проблемного обучения.
Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Результаты:
- развитие мыслительных способностей;
- развитие самостоятельности;
- прочное усвоение изученного;
- стимулирование внутренней мотивации учения;
- формирование убеждений;
- овладение первичными навыками исследовательской деятельности
Здорвьесберегающие технологии
Это система мер, направленных на сохранение и укрепление физического, психического, эмоционального, нравственного и социального здоровья школьников на период обучения в школе.
Результаты:
- улучшение умственной деятельности;
- развитие познавательных процессов;
- развитие мелкой моторики;
- повышение двигательной активности;
- повышение качества обучения
Система инновационной оценки «портфолио»
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Результаты:
- формирование учебной мотивации;
- раскрытие индивидуальных возможностей;
- повышение качества самооценки
Дистанционные технологии
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий предполагает получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации.
Результаты:
- активизация познавательной активности;
- повышение результативности в освоении учебных предметов;
- ликвидация пробелов в знаниях;
- участие в сетевых проектах, олимпиадах, конкурсах
1. ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- доступность;
- прочность;
- сознательность и активность;
- демократичность;
- учет индивидуальных способностей.
2. ИНТЕРЕС КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Задавая вопрос, что способствует повышению эффективности урока, имеем ввиду целеустремлённую активность учеников в процессе обучения. Активность, проявляемая учениками на уроке, может быть представлена в двух видах:
- познавательная;
- двигательная.
Познавательная активность учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование . В этом случае ученик придает значение содержательной стороне обучения.
Интерес - это положительное отношение к чему - либо, побуждающее человека проявить активность для познания интересующего.
Интерес учащихся на уроках отличается разнообразием целевых установок учащихся:
- изучить новый материал на уроке;
- закрепить уже полученные знания и умения;
- укрепить здоровье;
- сформировать навыки исследования и трудолюбия;
- развивать нравственные и психические качества.
Интерес познавательной деятельности - мощный двигатель обучения и учения. От него зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности. В практике осуществляется стимуляция познавательного интереса через организацию учебной деятельности учащихся. В ходе обучения познавательный интерес выступает как мотив не только побуждающий к совершению действий, но и влияющий на характер их протекания.
Стимулами, связанными с организацией и характером протекания учебной деятельности, являются:
- многообразие форм самостоятельной работы, их сменяемость (это стимулирует активную деятельность, помогает осознать необходимость в преодолении трудностей, заставляет думать);
- проблемность изучения материала, ее стимулы, способствующие развитию и укреплению познавательного интереса.
Среди условий, при которых развивается познавательная активность учащихся, выделяются следующие:
- пробуждение интереса к изучаемому предмету. Этому способствует организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, потому что вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;
- разнообразие видов деятельности на уроке;
- осознание учащимися важности, необходимости и целесообразности освоения намеченных учителем действий на уроке;
- связь нового материала с ранее изученным;
- доступность учебного материала, характеризующегося определенной степенью трудности, сложности;
- своевременность контроля и оценки результатов деятельности учащихся; яркость, эмоциональность учебного материала, создание положительного эмоционального тонуса.
3. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Самым важным в любой учебной программе является раздел «Основы знаний», в ходе которого идет формирование новых знаний, умений и навыков. Этот блок содержит в себе весь учебный материал с указанием всевозможных видов деятельности учащихся и использование различных носителей информации.
Содержание специальных основ знаний, так же как и общих, определяется учебной программой. Делается это с учётом возрастных особенностей и степени подготовленности школьников.
4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Межпредметные связи активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся. Они формируют и развивают мышление и познавательный интерес младших школьников.
5. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ
Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьника.
Положительный настрой в начале урока при постановке познавательных задач поддерживается в дальнейшем при организации выполнения учебных задний.
Ученик должен знать не только то, что он выполняет, но и как надо выполнить. Учащиеся самостоятельно учатся творческому выполнению заданий, способам и приемам учебной деятельности. Зная, как нужно работать в этом или ином случае, учащиеся с меньшей затратой времени и сил, с большей эффективностью усваивают новые знания и умения. Все это способствует развитию познавательного интереса, вызывает желание узнать больше, укрепляет веру в собственные силы. Например: в одном случае дается учащимся инструктаж, как лучше выполнить задание, в другом - необходимо вспомнить связь с ранее изученным материалом, объяснить допущенные ошибки, осмыслить действия (задания), выделить в них главное.
Для осуществления самоконтроля на уроке применяются специальные карточки с некоторыми типичными ошибками. Такой анализ ошибок позволяет выявить, кто из учеников не умеет еще осуществлять контроль и самоконтроль, кому стоит помогать.
Создание положительного эмоционального фона так же способствует созидательной активной деятельности на уроках. Как правило, он формируется у учащихся еще до начала урока и должен сохраниться на всем его протяжении. Эмоциональный фон может меняться по ходу занятий.
Зависит он, прежде всего, от самочувствия учеников, их интереса к предмету, к логическим операциям, от настроения, от оценок их деятельности. Существует несколько методов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих положительные эмоции у учащихся, выполняющих различные операции.
Использование игровых и соревновательных методов повышает эмоциональный фон урока. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний.
Формы работы:
• наблюдения;
• диагностика;
• беседы с участниками образовательного процесса;
• консультации;
• дифференцированные задания;
• учебные задания практико-ориентированной направленности;
• проектная деятельность;
• игровые технологии ;
• соревнования, олимпиады , конкурсы ;
• работа в малых группах;
• кружковая деятельность;
• задания творческого и нестандартного характера;
Комплекс мер по повышению качества преподавания технологии
Цель : Повышение качества школьного образования
Решение поставленной цели будет осуществляться через:
1.Совершенствование профессиональной компетентности педагога в вопросах реализации системно-деятельностного подхода и оценки качества результатов образования
2.Оценку качества учебного и программно-методического фонда
3.Применение в процессе обучения информационных технологий
Началом работы по повышению качества знаний должно стать проведение диагностики по определению исходного уровня мотивации .Для мониторинга взяты за основу следующие методики:
- методика Н.П. Капустиной «Уровень воспитанности обучающихся»
- методика Н.Г. Лусканова «Оценка уровня школьной мотивации»
- измерение самооценки по методике Дембо- Рубинштейна
- методика «Кто я» ( методика М. Куна ( модификация)
На современном этапе модернизация образования тесно связана с поиском новых, более эффективных форм контроля за качеством обучения. Для успешного осуществления образовательного процесса всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг:
а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;
б) учащихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
Месяц | Проблема и ее причина | Меры по устранению проблемы | Прогнозируемый результат |
Сентябрь | Недостаточная готовность учащихся к обучению в школе. | Проведение стартовой диагностики. Выяснение индивидуальных способностей и потребностей каждого ученика. Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения. | Разработка рабочих программ, ориентированных на конкретный контингент и расширение базы наглядных пособий. Повышение качества подготовки детей. |
Октябрь | Анализ процесса адаптации учащихся 1 класса к новым учебным условиям. Возможные пробелы в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых учащихся. | Проведение консультаций для учащихся, имеющих пробелы и испытывающих трудности в освоении отдельных тем. Индивидуальная работа с учащимися | - Быстрое привыкание первоклассников к школе и безболезненное привыкание к новым предметам. Повышение качества знаний у мотивированных учащихся по отдельным предметам |
Ноябрь | Наличие неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по итогам I триместра | Формирование групп взаимной помощи из учащихся. Работа по консультированию пробелов и трудностей. Участие в олимпиадах, конкурсах и выставках. | Повышение мотивации учения у слабоуспевающих. |
Декабрь | Возможная неблагоприятная оценочная ситуация для отдельных учащихся Индивидуальная работа с учащимися | Оптимальное использование часов школьного компонента. Работа кружков. | Ликвидация пробелов. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе учащихся. |
Январь | Недостаточное внимание к учащимся, успешно справляющимся с учебой. | Участие в олимпиадах. | Возрастание престижа знаний в детском коллективе. |
Февраль | Наличие большого числа учащихся, испытывающих утомление от учебных нагрузок. | Работа кружка. | Возможное облегчение учебного труда для быстро утомляющихся учащихся. |
Март | Наличие неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по итогам триместра | Консультирование, дополнительный опрос, индивидуальные задания | Повышение мотивации учения у слабоуспевающих. Ликвидация пробелов. |
Апрель | Недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год. | Организация индивидуальных занятий | Восстановление в памяти учащихся тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала. |
Май | Проблема успешного проведения промежуточной аттестации. | Продолжение повторения, тренировочные и контрольные работы. Защита проектов | Четко организовывается промежуточная аттестация. |
Результативность может быть определена по следующим показателям:
1.Повышение результативности в освоении учебных предметов;
2.Осутствие проблем с успеваемостью и дисциплиной;
3.Улучшение состояния здоровья;
4.Повышения физической работоспособности;
5.Развитие личностных качеств: настойчивости, целеустремленности, воли.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение качества образования обучающихся.
2. Создание творческой среды, обеспечивающей самореализацию каждого учащегося.
3. Внедрение новых образовательных стандартов через информатизацию, интеграцию учебных дисциплин, внеурочную деятельность.
4. Разное сочетание традиционных и инновационных подходов.
5. Создание единого образовательного сообщества (педагоги, родители, учащиеся, общественные организации).
6. Оснащение образовательного учреждения современными средствами материально-технического обеспечения школьных уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок с использованием ИКТ.
Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...
Тема:"Повышение качества образования на уроках в начальной школе"
Выступление на педагогическом совете комплекса...
Программа повышения качества образования на уроках в начальных классах
Цель программы : повысить уровень знаний младших школьников в течение всего периода обучения в начальной школе без ущерба физического и психического состоян...
_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»
_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»...
Тема «Повышение качества образования по предметам в начальной школе»
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же сам...
Повышение качества образования по математике в начальной школе
Повышение качества образования по математике в начальной школе Как сделать так, чтобы наши ученики самостоятельно могли открывать новые знания и показывать высокие результаты по предмету? Стратег...