Рабочая программа кружка "Разговор о профессиях" 1 - 4 класс
рабочая программа
Внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_razgovor_o_professiyah.docx | 55.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «В мире профессий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования, на основе программы авторского курса внеурочной деятельности «Мир профессий» для 1-4 классов (авторы-составители Е.В.Прилипская, Е.Ю.Сухаревская). Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Условия эффективной реализации данной программы:
− изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;
− педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;
− создание пропедевтическая профориентационной педагогической системы начальной школы;
− использование в работе исследовательских проектных видов деятельности;
− использование потенциалов микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка;
− сопровождение технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.
Особенностью данной программы является:
- формирование на ранних стадиях социальной сферы интересов личности ребёнка;
- ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в том числе родителей,
- обеспечение пропедевтики профориентационной подготовки.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».
Межпредметная интеграция способствует: формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
На реализацию рабочей программы курса «В мире профессий» в 1-м классе отводится 17 часа 1 классе, во 2-4 классах – по 17 часа в год. Общий объём составляет 68 часов.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе освоения курса внеурочной деятельности достигаются следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные:
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные:
Ученик научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
1 класс
- отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- предприятия и учреждения населенного пункта, района;
- оперировать основными понятиями и категориями, основными приемами выполнения учебных проектов;
-рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
-переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на конкретные жизненные ситуации;
- выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами.
2 класс
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;
- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
3 класс
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;
- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях;
- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений.
4 класс
- рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
- выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
- отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Раздел 1. Профессии наших мам
Экскурсия по магазину. Кто работает в библиотеке? Весёлая портняжка. Расти здоровым. Я в учителя пойду. Кухонный переполох. Причёски такие разные. Профессии наших мам. Кем быть?
Раздел 2. Профессии наших пап
Строим вместе дом. У кого мастерок, у кого молоток. Весёлый мастерок. Профессия водитель. Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. Профессия шахтёр. Все профессии нужны, все профессии важны.
2 класс
Раздел 1. Профессии, связанные с природой
Садовник, дворник. Мастер-цветовод. Знакомьтесь с агрономом. Профессия флорист. Профессия овощевод.
Раздел 2. Профессии, связанные с путешествиями Куда уходят поезда. Высоко в облаках. Космическое путешествие. Морское путешествие. На арене цирка. Профессии наших родителей. Кем быть? Каким быть?
3 класс
Раздел 1. Профессии, которые нас лечат
Врач скорой помощи. Детский врач – педиатр. Зубной врач. Кто лечит наши глаза. ЛОР- 3 волшебные буквы. Врач хирург.
Раздел 2. Профессии в школе
Профессия – учитель. Профессия – воспитатель. Как помогает логопед. Профессия – библиотекарь. Школьная столовая. Почему в кабинете так чисто? Школьный доктор. Создание странички портфолио – «Труд в почете любой».
4 класс
Раздел 1. Профессии, которые нас охраняют
Охранник. Полицейский. Пожарный. Военный. Профессия «Следователь». Следствие ведут второклассники! Разведчик. Летчик. Водолаз.
Раздел 2. Выбор профессии
Сложности выбора профессии. Характер и выбор профессии. Правила выбора профессии. Как готовить себя к будущей профессии. Представление о себе и проблема выбора профессии. Проект «Я и мир профессий».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел и тема занятия | Количество часов | Виды деятельности обучающихся |
Раздел 1. Профессии наших мам | - отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; - основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; - предприятия и учреждения населенного пункта, района; - оперировать основными понятиями и категориями, основными приемами выполнения учебных проектов; -рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества; -переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на конкретные жизненные ситуации; - выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами. | ||
1 | Все работы хороши, выбирай на вкус | 1 | |
2 | Экскурсия по магазину | 1 | |
3 | Кто работает в библиотеке? | 1 | |
4 | Весёлая портняжка | 1 | |
5 | Расти здоровым | 1 | |
6 | Я в учителя пойду | 1 | |
7 | Кухонный переполох | 1 | |
8 | Причёски такие разные | 1 | |
9 | Профессии наших мам. Кем быть? | 1 | |
Раздел 2.Профессии наших пап | |||
10 | Строим вместе дом | 1 | |
11 | У кого мастерок, у кого молоток | 1 | |
12 | Весёлый мастерок | 1 | |
13 | Профессия водитель | 1 | |
14 | Осторожно огонь | 1 | |
15 | Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат | 1 | |
16 | Профессия шахтёр | 1 | |
17 | Все профессии нужны, все профессии важны | 1 |
2 класс
№ | Раздел и тема занятия | Количество часов | Виды деятельности обучающихся |
Раздел 1. Профессии, связанные с природой | - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; - стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия; - преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; - стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми; - оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; - ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий; - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; - адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. | ||
1 | Все работы хороши, выбирай на вкус | 1 | |
2 | Садовник, дворник | 1 | |
3 | Мастер-цветовод | 1 | |
4 | Профессия флорист | 1 | |
5 | Знакомьтесь с агрономом | 1 | |
6 | Профессия овощевод | 1 | |
7 | Ловись рыбка | 1 | |
8 | Труженики леса | 1 | |
Раздел 2. Профессии, связанные с путешествиями | |||
9 | Куда уходят поезда | 1 | |
10 | Высоко в облаках | 1 | |
11 | Космическое путешествие | 1 | |
12 | Морское путешествие | 1 | |
13 | На арене цирка | 1 | |
14 | Кем работают мои родные? | 1 | |
15 | Кем работают ли бабушки и дедушки? | 1 | |
16 | Все профессии нужны, все профессии важны | 1 | |
17 | Проект «Труд в почете любой» | 1 |
3 класс
№ | Раздел и тема занятия | Количество часов | Виды деятельности обучающихся |
Раздел 1. Профессии, которые нас лечат | - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; - стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия; - преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; - стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми; - оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; - ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий; - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; - адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. | ||
1 | Врач скорой помощи | 1 | |
2 | Детский врач – педиатр | 1 | |
3 | Зубной врач | 1 | |
4 | Кто лечит наши глаза | 1 | |
5 | ЛОР- 3 волшебные буквы | 1 | |
6 | Врач-хирург | 1 | |
7 | Врач-кардиолог | 1 | |
8 | Санитарный врач | 1 | |
Раздел 2. Профессии в школе | |||
9 | Профессия – учитель | 1 | |
10 | Профессия – воспитатель | 1 | |
11 | Как помогает логопед | 1 | |
12 | Профессия – библиотекарь | 1 | |
13 | Школьная столовая | 1 | |
14 | Почему в кабинете так чисто? | 1 | |
15 | Школьный доктор | 1 | |
16 | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны! | 1 | |
17 | Защита творческих проектов | 1 |
4 класс
№ | Раздел и тема занятия | Количество часов | Виды деятельности обучающихся |
Раздел 1. Профессии, которые нас охраняют | - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; - стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия; - преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; - стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми; - оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; - ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий; - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; - адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. | ||
1 | Представление о труде взрослых | 1 | |
2 | Охранник | 1 | |
3 | Полицейский | 1 | |
4 | Пожарный | 1 | |
5 | Военный | 1 | |
6 | Профессия «Следователь» | 1 | |
7 | Разведчик | 1 | |
8 | Летчик | 1 | |
Раздел 2. Выбор профессии | |||
9 | Сложности выбора профессии | 1 | |
10 | Правила выбора профессии | 1 | |
11 | Как приобрести профессию? | 1 | |
12 | «Быть нужным людям…» | 1 | |
13 | Характер и выбор профессии | 1 | |
14 | «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») | 1 | |
15 | Как готовить себя к будущей профессии. | 1 | |
16 | Проект «Я и мир профессий» | 1 | |
17 | Защита творческих проектов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....