Рабочая программа кружка "Разговор о профессиях" 1 - 4 класс
рабочая программа

Еремченко Марина Сергеевна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_razgovor_o_professiyah.docx55.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «В мире профессий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования, на основе программы авторского курса внеурочной деятельности «Мир профессий» для 1-4 классов (авторы-составители Е.В.Прилипская, Е.Ю.Сухаревская). Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

Задачи:

Образовательные:

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

 - активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

 Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

 - воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Условия эффективной реализации данной программы:

  изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;

 педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;

  создание пропедевтическая профориентационной  педагогической системы начальной школы;

использование в работе исследовательских проектных видов деятельности;

использование потенциалов микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка;

сопровождение технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.

Особенностью данной программы является:

-  формирование на ранних стадиях социальной сферы интересов личности ребёнка;

- ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в том числе родителей,  

- обеспечение пропедевтики профориентационной подготовки.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.  При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».

Межпредметная интеграция способствует: формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.

Профориентационное  воспитание в начальной школе – это создание  среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.  Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.

На реализацию  рабочей программы курса «В мире профессий» в 1-м классе отводится 17  часа   1 классе, во 2-4 классах – по 17 часа в год. Общий объём составляет 68 часов.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ходе освоения курса внеурочной деятельности достигаются следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.

Данная программа позволяет добиваться следующих результатов:

 Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья. 

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Ученик научится:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные:

Ученик научится:

- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные:

Ученик научится:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Ученик получит возможность научиться:

- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты:

   1 класс

- отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

- предприятия и учреждения населенного пункта, района;

- оперировать основными понятиями и категориями, основными приемами выполнения учебных проектов;

-рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

-переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на конкретные жизненные ситуации;

- выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами.

 2 класс

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;

- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

    3 класс

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;

- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях;

- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

- проведение полного перебора объектов;

- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений.

        4 класс

- рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;

- выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

- отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);

- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс

Раздел 1. Профессии наших мам

Экскурсия по магазину. Кто работает в библиотеке? Весёлая портняжка. Расти здоровым. Я в учителя пойду. Кухонный переполох. Причёски такие разные. Профессии наших мам. Кем быть?

Раздел 2. Профессии наших пап

Строим вместе дом. У кого мастерок, у кого молоток. Весёлый мастерок. Профессия водитель. Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. Профессия шахтёр. Все профессии нужны, все профессии важны.

2 класс

Раздел 1. Профессии, связанные с природой

Садовник, дворник. Мастер-цветовод. Знакомьтесь с агрономом. Профессия флорист. Профессия овощевод.

Раздел 2. Профессии, связанные с путешествиями Куда уходят поезда. Высоко в облаках. Космическое путешествие. Морское путешествие. На арене цирка. Профессии наших родителей. Кем быть? Каким быть?

3 класс

Раздел 1. Профессии, которые нас лечат

Врач скорой помощи. Детский врач – педиатр. Зубной врач. Кто лечит наши глаза. ЛОР- 3 волшебные буквы. Врач хирург.                                                                                                      

Раздел 2. Профессии в школе

Профессия – учитель. Профессия – воспитатель. Как помогает логопед. Профессия – библиотекарь. Школьная столовая. Почему в кабинете так чисто? Школьный доктор. Создание странички портфолио – «Труд в почете любой».

4 класс

Раздел 1. Профессии, которые нас охраняют

Охранник. Полицейский. Пожарный. Военный. Профессия «Следователь». Следствие ведут второклассники! Разведчик. Летчик. Водолаз.

Раздел 2. Выбор профессии  

Сложности выбора профессии. Характер и выбор профессии. Правила выбора профессии. Как готовить себя к будущей профессии. Представление о себе и проблема выбора профессии. Проект «Я и мир профессий».

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел и тема занятия

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Профессии наших мам

- отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

- предприятия и учреждения населенного пункта, района;

- оперировать основными понятиями и категориями, основными приемами выполнения учебных проектов;

-рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

-переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на конкретные жизненные ситуации;

- выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами.

1

Все работы хороши, выбирай на вкус

1

2

Экскурсия по магазину

1

3

Кто работает в библиотеке?

1

4

Весёлая портняжка

1

5

Расти здоровым

1

6

 Я в учителя пойду

1

7

Кухонный переполох

1

8

Причёски такие разные

1

9

Профессии наших мам. Кем быть?

1

Раздел 2.Профессии наших пап

10

Строим вместе дом

1

11

У кого мастерок, у кого молоток

1

12

Весёлый мастерок

1

13

Профессия водитель

1

14

Осторожно огонь

1

15

Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат

1

16

Профессия шахтёр

1

17

Все профессии нужны, все профессии важны

1

2 класс

Раздел и тема занятия

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Профессии, связанные с природой

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;

- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

1

Все работы хороши, выбирай на вкус

1

2

Садовник, дворник

1

3

Мастер-цветовод

1

4

Профессия флорист

1

5

Знакомьтесь с агрономом

1

6

Профессия овощевод

1

7

Ловись рыбка

1

8

Труженики леса

1

Раздел 2. Профессии, связанные с путешествиями

9

Куда уходят поезда

1

10

Высоко в облаках

1

11

Космическое путешествие

1

12

Морское путешествие

1

13

На арене цирка

1

14

Кем работают мои родные?

1

15

Кем работают ли бабушки и дедушки?

1

16

Все профессии нужны, все профессии важны

1

17

Проект «Труд в почете любой»

1

3 класс

Раздел и тема занятия

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Профессии, которые нас лечат  

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;

- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

1

Врач скорой помощи

1

2

Детский врач – педиатр

1

3

Зубной врач

1

4

Кто лечит наши глаза                                                                                                  

1

5

ЛОР- 3 волшебные буквы

1

6

Врач-хирург                                                                                                    

1

7

Врач-кардиолог

1

8

Санитарный врач

1

Раздел 2. Профессии в школе  

9

Профессия – учитель

1

10

Профессия – воспитатель

1

11

Как помогает логопед

1

12

Профессия – библиотекарь

1

13

Школьная столовая

1

14

Почему в кабинете так чисто?

1

15

Школьный доктор

1

16

Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!

1

17

Защита творческих проектов  

1

4 класс

Раздел и тема занятия

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Профессии, которые нас охраняют

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;

- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

1

Представление о труде взрослых

1

2

Охранник

1

3

Полицейский

1

4

Пожарный

1

5

Военный

1

6

Профессия «Следователь»

1

7

Разведчик

1

8

Летчик

1

Раздел 2. Выбор профессии  

9

Сложности выбора профессии

1

10

Правила выбора профессии

1

11

Как приобрести профессию?

1

12

«Быть нужным людям…»

1

13

Характер и выбор профессии

1

14

«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»)

1

15

Как готовить себя к будущей профессии.

1

16

Проект «Я и мир профессий»

1

17

Защита творческих проектов  

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....