Информационные технологии в работе классного руководителя
статья

Шункевич Алла Вацлавовна

О роли информационных технологии в работе классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии в работе классного руководителя

Важную роль в воспитании обучающихся играют информационно-коммуникационные технологии. Современный педагог должен принять новую форму коммуникативного общения, найти свою нишу в социальных сетях и умело ее использовать для осуществления процесса воспитания, взаимодействуя с семьей через ведение форумов, блогов.

Современное человечество включилось в процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность источников информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

•        рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;

•        сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

•        построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;

•        вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;

•        использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

•        интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.

Основная воспитательная ценность  информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации процесса воспитания — изменению его содержания, форм и методов.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Наличие современных технических средств способствует модернизации и совершенствованию воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует развитию творчества  педагогов и классных руководителей.

Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

В нашей школе мы пытаемся нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. "Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Использование информационных технологий имеет положительные аспекты:

•        подготовка и организация презентаций — работа в малых группах «ученик-учитель», «ученик-родитель-учитель»;

•        посещение сайтов научно-популярных журналов;

•        возможность свободного общения со школьниками всего мира;

•        Участие в творческих конкурсах, проектах, в исследовательской деятельности.

Все классные руководители используют компьютерные технологии во внеклассной работе. Сейчас каждый педагог не мыслит воспитательную работу без использования ИКТ — подбор информации для классных часов осуществляется через Интернет, используются различные презентации для проведения классных мероприятий, например, по правилам дорожного движения, по профилактике вредных привычек ,  для уроков Мужества, литературных викторин, праздников и др.

В нашей школе создан сайт, на котором размещается информация о внеклассной работе школы — сценарии мероприятий, информация  о победителях соревнований и конкурсов.

Внеучебная работа в школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагога-организатора, библиотекаря учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:

•        внеучебной деятельности школьников,

•        внеучебной работы учителей со школьниками,

•        системы управления внеучебной деятельностью.

Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность:

  1. встречи с интересными людьми
  2. экскурсии, посещение музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции.

Внеурочная работа  — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

•        формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;

•        формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества (компьютерные презентации);

•        развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий (презентации по предметам и классные часы, встречи и уроки «Мужества», «Знаки дорожного движения»);

•        развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

•        формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

•        развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;

•        повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности (Азбука прав человека, уроки патриотизма и гражданственности);

•        организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

•        развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.);

•        внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

•        осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

•        развитие способности свободного культурного общения;

•        обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

•        всестороннее развитие личности ребенка;

Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников организовано:

  1. проведение и консультирование проектной деятельности;
  2. доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность обучающихся);
  3. внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, организация конкурсов и встреч, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);
  4. работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ;
  5. досуг детей в школьном компьютерном кружке.

Информационная культура обучающихся и учителей растет.

Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность. создают условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам.

Средства информационно-коммуникационных технологий позволяют сделать уроки, классные часы, внеклассные мероприятия яркими и незабывающимися, помогают детям проживать события, связанные с тематикой мероприятия.

Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют как синонимы. Поэтому важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Именно родители помогают ученикам найти материал в Интернете, оформить его и представить в виде докладов-презентаций.

Прикосновение к истории своей семьи, встречи с интересными людьми, причастными к важнейшим событиям страны , заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Использование ИКТ позволяет значительно повысить степень осмысленности учебного материала, закрепления его в практической деятельности.

ИКТ в творческой деятельности дают возможность ученику:

  • реализовывать и развивать свои креативные способности;
  • расширять знания в разных областях;
  • проявлять организаторские умения;
  • закреплять коммуникативные навыки;
  • формировать способность к рефлексии.

Учитель с помощью средств ИКТ имеет возможность:

  • развивать творческий потенциал;
  • совершенствовать организаторские способности;
  • объединять учащихся, учителей и родителей;
  • управлять процессом развития школьника.

Сегодня невозможно представить воспитательную работу без использования проекторов, цифровых фотоаппаратов, видеокамер, компьютерных средств обработки мультимедийной информации.

Любой урок или мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в электронную-«копилку».

Таким образом, использование ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха рождает добрые чувства, сопереживание, чувство патриотизма.

Очевидно, что воспитание гражданина — трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины. Решать эту задачу помогут широчайшие возможности ИКТ, осваиваемые и используемые детьми осмысленно, в соответствие с важной для их духовного развития целью. Совершенствование развития творчества у детей с использованием информационных технологий — важная задача классного руководителя.

Особое внимание следует уделить использованию официального интернет-сайта учреждения образования, который уже стал реальным информационным каналом. Каждый сайт должен предоставлять онлайн консультации, оперативное информирование по различным вопросам обучения и воспитания, обязательно иметь в своей структуре страницы, посвященные шестому школьному дню, взаимодействию с родителями. Важно обратить внимание на информационную безопасность подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования компьютерных технологий в работе классного руководителя

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновацио...

Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя

Выступление на тему "Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя и воспитателя группы продленного дня

В статье приведены технологии, которые способствуют сохранению здоровья воспитанников....

Воспитательные технологии в работе классного руководителя.

Основным структурным элементом воспитательной работы школы является класс. Организатором деятельности  учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий   является классный ру...

Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в работе классного руководителя. Проектирование фрагмента занятия «Разговоры о важном».

Классный час посвящён Дню Матери.Тема " Материнское сердце чаще бьётся" (для обучающихся 3-4 классов)....