Информационные технологии в работе классного руководителя
статья
О роли информационных технологии в работе классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационные технологии в работе классного руководителя | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в работе классного руководителя
Важную роль в воспитании обучающихся играют информационно-коммуникационные технологии. Современный педагог должен принять новую форму коммуникативного общения, найти свою нишу в социальных сетях и умело ее использовать для осуществления процесса воспитания, взаимодействуя с семьей через ведение форумов, блогов.
Современное человечество включилось в процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность источников информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.
Информационные технологии предоставляют возможность:
• рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
• сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
• построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
• вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;
• использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
• интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации процесса воспитания — изменению его содержания, форм и методов.
Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Наличие современных технических средств способствует модернизации и совершенствованию воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует развитию творчества педагогов и классных руководителей.
Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.
В нашей школе мы пытаемся нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. "Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Использование информационных технологий имеет положительные аспекты:
• подготовка и организация презентаций — работа в малых группах «ученик-учитель», «ученик-родитель-учитель»;
• посещение сайтов научно-популярных журналов;
• возможность свободного общения со школьниками всего мира;
• Участие в творческих конкурсах, проектах, в исследовательской деятельности.
Все классные руководители используют компьютерные технологии во внеклассной работе. Сейчас каждый педагог не мыслит воспитательную работу без использования ИКТ — подбор информации для классных часов осуществляется через Интернет, используются различные презентации для проведения классных мероприятий, например, по правилам дорожного движения, по профилактике вредных привычек , для уроков Мужества, литературных викторин, праздников и др.
В нашей школе создан сайт, на котором размещается информация о внеклассной работе школы — сценарии мероприятий, информация о победителях соревнований и конкурсов.
Внеучебная работа в школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагога-организатора, библиотекаря учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:
• внеучебной деятельности школьников,
• внеучебной работы учителей со школьниками,
• системы управления внеучебной деятельностью.
Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность:
- встречи с интересными людьми
- экскурсии, посещение музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции.
Внеурочная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:
• формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
• формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества (компьютерные презентации);
• развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий (презентации по предметам и классные часы, встречи и уроки «Мужества», «Знаки дорожного движения»);
• развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
• формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
• развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
• повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности (Азбука прав человека, уроки патриотизма и гражданственности);
• организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
• развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.);
• внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
• осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
• развитие способности свободного культурного общения;
• обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
• всестороннее развитие личности ребенка;
Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников организовано:
- проведение и консультирование проектной деятельности;
- доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность обучающихся);
- внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, организация конкурсов и встреч, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);
- работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ;
- досуг детей в школьном компьютерном кружке.
Информационная культура обучающихся и учителей растет.
Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность. создают условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам.
Средства информационно-коммуникационных технологий позволяют сделать уроки, классные часы, внеклассные мероприятия яркими и незабывающимися, помогают детям проживать события, связанные с тематикой мероприятия.
Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют как синонимы. Поэтому важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Именно родители помогают ученикам найти материал в Интернете, оформить его и представить в виде докладов-презентаций.
Прикосновение к истории своей семьи, встречи с интересными людьми, причастными к важнейшим событиям страны , заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Использование ИКТ позволяет значительно повысить степень осмысленности учебного материала, закрепления его в практической деятельности.
ИКТ в творческой деятельности дают возможность ученику:
- реализовывать и развивать свои креативные способности;
- расширять знания в разных областях;
- проявлять организаторские умения;
- закреплять коммуникативные навыки;
- формировать способность к рефлексии.
Учитель с помощью средств ИКТ имеет возможность:
- развивать творческий потенциал;
- совершенствовать организаторские способности;
- объединять учащихся, учителей и родителей;
- управлять процессом развития школьника.
Сегодня невозможно представить воспитательную работу без использования проекторов, цифровых фотоаппаратов, видеокамер, компьютерных средств обработки мультимедийной информации.
Любой урок или мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в электронную-«копилку».
Таким образом, использование ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха рождает добрые чувства, сопереживание, чувство патриотизма.
Очевидно, что воспитание гражданина — трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины. Решать эту задачу помогут широчайшие возможности ИКТ, осваиваемые и используемые детьми осмысленно, в соответствие с важной для их духовного развития целью. Совершенствование развития творчества у детей с использованием информационных технологий — важная задача классного руководителя.
Особое внимание следует уделить использованию официального интернет-сайта учреждения образования, который уже стал реальным информационным каналом. Каждый сайт должен предоставлять онлайн консультации, оперативное информирование по различным вопросам обучения и воспитания, обязательно иметь в своей структуре страницы, посвященные шестому школьному дню, взаимодействию с родителями. Важно обратить внимание на информационную безопасность подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования компьютерных технологий в работе классного руководителя
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновацио...
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя
Выступление на тему "Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя"...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя и воспитателя группы продленного дня
В статье приведены технологии, которые способствуют сохранению здоровья воспитанников....
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе классного руководителя.
Выступление на заседании МО классных руководителей...
Воспитательные технологии в работе классного руководителя.
Основным структурным элементом воспитательной работы школы является класс. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий является классный ру...
Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в работе классного руководителя. Проектирование фрагмента занятия «Разговоры о важном».
Классный час посвящён Дню Матери.Тема " Материнское сердце чаще бьётся" (для обучающихся 3-4 классов)....