Тренинг социально-бытовой направленности с детьми с ОВЗ на тему "Семья"
методическая разработка (2 класс)
Основные понятия | Семья, родство, традиции. |
Межпредметные связи | окружающий мир, экология, русский язык, чтение. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_sotsialno-bytovoy_napravlennosti_2_klass_surova_yu.n.docx | 42.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг социально-бытовой направленности с детьми с ОВЗ
Класс: 2 класс
Тема | Семья. Родители и дети |
Цель: формирование представления о понятии семьи, семейных отношений.. Задачи: - формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге - становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей - развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью Создать условия для формирования УУД: Предметные: - учить планировать свои действия и речь по опорным схемам и вопросам, сравнивать, обобщать и делать выводы. _ активизировать словарный запас, развивать эмоционально – волевую сферу .Метапредметные: Личностные УУД: -формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению и познанию окружающего мира; - формировать представление о значении семьи в жизни человека; - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: -формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; - овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи; -в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. - формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - высказывать своё предположение Познавательные УУД: -формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта; - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; - под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие); -строить небольшие высказывания в устной форме (2-3 предложения); - давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа. - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные УУД: - принимать участие в работе парами и группами; - понимать задаваемые вопросы; -выражать свою точку зрения; -адекватно воспринимать другое мнение и позицию. | |
Наглядность и оборудование: компьютер, учебник “Окружающий мир” 2 класс А. А. Плешаков; - мультимедийная презентация; -атрибуты к сказке «Репка»; -ладошки из цветной бумаги; цветная бумага, ножницы; -карточки; -мяч; -разрезные картинки на тему: «Семья»; -буквы, планшеты для букв. | |
Планируемый результат Ожидаемые результаты: | - формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие самостоятельности, личностной ответственности за свои поступки, принятие решений. - выполнять учебное задание в соответствии с целью; ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания; выполнять корректировку учебного задания; осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. планировать свою работу по изучению нового материала; развитие умения выделять главное и анализировать, самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом (под руководством учителя); - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания; согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение; адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. |
Основные понятия | Семья, родство, традиции. |
Межпредметные связи | окружающий мир, экология, русский язык, чтение. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группе. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; | Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и так хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать всю теплоту и доброту! Учитель: Посмотрю на ваши лица, С кем бы мне повеселиться. Все ль на месте? Все ль в порядке? никому не тесно, “Будет интересно!” Слайд 1. | Дети : Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся Проверяют наличие всех необходимых принадлежностей и занимают свои места | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Самоопределение (Личностные УУД) |
II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных-затруднений. Цели: - мыслительные операции;
Самооценка | I.Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Ребята, вы ничего не слышите? Откуда-то доносится странные звуки? Может быть из этого коробки? Сейчас проверим (подходит к коробке). Из коробки слышится: мяу-мяу! Учитель: Мне кажется, что в коробке кто-то есть. (раскрывает коробку, а в ней котенок). Котенок: Ма-ма! Учитель: Нет, котенок, я не твоя мама. Котенок: А где моя мама? Где папа? Учитель: Ты потерял свою семью? Котенок: А, что такое семья? Учитель: Бедненький, ты не знаешь? Ребята, давайте расскажем котенку, что такое семья. Как вы думаете какая у нас с вами сегодня тема? -Оцените себя | Отвечают на вопросы Дети по опорным словам рассказывают котенку и определяют тему урока. На столе у каждого «дерево успеха» и листочки: -зеленый –всё понял -жёлтый затрудняюсь -красный- не понял | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Составлять математические алгоритмы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД) |
Физминутка (для глаз) | Физминутка (для глаз) | Выполняют движения | Умение применять правило охраны своего здоровья (Личностные УУД) |
III. Выявление места и причины затруднения Цели: -выявить место затруднения; -зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Создание проблемной ситуации -организовать постановку цели урока; | Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща? - Правильно, «Репка»это сказка про дружную семью. Слайд 2. - Тема нашей с вами встречи «Семья. Родители и дети». - ребята давайте попробуем сформулировать цели нашей с вами встречи. - Молодцы! Слайд 3. (цели) - Что такое семья? - Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. - Семья – это люди, которые живут вместе и очень любят друг друга. Слайд 4. - Репка хочет познакомить вас с семьёй, которая её растила, рассказать про них сказку и узнать, как хорошо вы знаете свою семью. -И так отправляемся в сказку. (музыкальное оформление) Слайд 5. - Посадил дед репку.Выросла репка большая-пребольшая. Слайд 6. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет - вытянуть не может. Слайд 7. Позвал дед на помощь бабку. Бабка говорит: Бегу, бегу обязательно помогу. А для ребят у меня есть задание загадки Отгадайте загадки: Я загадки загадаю! Вы, попробуйте их отгадать! Всех смогу я описать, и узнаете вполне кто живет в вашей семье. - Молодцы ребята, все загадки отгадали. Но ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья и сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. (Дети : «Репка») Ответы учащихся* Дети формулируют цели урока по опорным словам. Ответы детей: Семья – это папа, мама, брат, сестра… Ответы детей : мамочка, папа, брат, Сестра,бабушка, дед | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательное УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: -организовать составление совместного плана действий; -определить средства
Самооценка | Задание от бабушки. Работа по карточкам групповая, парная, индивидуальная -Оцените себя | Проговаривают правило работы в группе. Работают в группах, командой и индивидуально
-Оценивают себя «дерево успеха» | Планировать решение учебной задачи: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. обосновывать свой выбор. (Познавательные УУД) Применять правило делового сотрудничества. (Коммуникативное УУД) Осуществлять контроль по результату. (Регулятивное УУД) |
V. Реализация построенного проекта Цели: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. | - Слушаем сказку дальше. Слайд 8. - «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка: «С удовольствием, только потом с ребятами поиграю». Слайд 9. - Сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Слайд 10. Крикнула внучка Жучку. Та охотно прибежала на помощь». Жучке очень хочется у нас остаться и выполнить вместе с нами физминутку. | Дети называют слова и прохлопывают | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор. (Познавательные УУД) |
Физминуткa (подвижная) | Дети выходят в круг Ученики выполняют движения по тексту | Умение применять правило охраны своего здоровья (Личностные УУД) | |
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи. Самооценка | - Ребята, что нужно делать чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение, чтобы было хорошо? Психогимнастика. Слайд 19. - Ну, что же сказка ещё не закончилась, репку надо дальше тянуть. - Кого позвала Жучка? - Кошка прибежала, хочет с вами поиграть. Слайд 11. -Оцените себя | Ответы детей: не обижаться, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие отметки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать. Ответы детей: Принести чай, сказать ласковое слово и т. д -Оценивают себя «дерево успеха» | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивное УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
Пальчиковая гимнастика | Пальчиковая гимнастика «Дружная семья». | Дети выполняют движение по тексту | Умение применять правило охраны своего здоровья (Личностные УУД) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: -организовать самопроверку по эталону, самооценку; Самооценка | - А сейчас я предлагаю вам обвести свои ладошки. И сотворить маленькое волшебство, из этих ладошек мы соберём солнышко. - Семья – это маленькое солнышко, ладошки- это лучики, ваши родные и любимые вами люди. -Вот и подошёл конец нашей сказке. Слайд 20 Мурка, вы большие молодцы, но почему ты грустная? Мурка : Я потеряла своего маленького сыночка, он совсем недавно родился. Ребята, вы его не видели? -Мама, мама! Я нашёл свою маму! - Котенок, ты понял, что такое семья? (Семья – это мама. Семья – это родной дом) -Правильно Котенок! -Оцените себя | На партах у каждого ученика лежат ножницы, цветная жёлтая бумага. Работа выполняется под музыкальное сопровождение. (Дети на доске собирают солнце) Дети показывают на котенка Оценивают себя «дерево успеха» | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. (Регулятивные УУД) Осознание качества и уровня усвоения (Личностные УУД) |
VIII.Включение в систему знаний и повторение Цели: включить используемые способы действий в систему знаний учащихся. Самооценка | - И так, ребята, какая была тема нашего урока? Что нового вы узнали? Чем мы занимались? -Верно. Наш урок подошел к концу. Вы все молодцы, но особенно активно сегодня работали … Остальные ребята, я уверена, обязательно покажут себя на следующем уроке. -Оцените себя | Семья. Родители и дети - Узнали что такое семья и из кого она состоит. Отгадывали загадки, играли Оценивают себя «дерево успеха» | Принимают правило делового сотрудничества (Коммуникативные УУД) Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственную отзывчивость. (Личностные УУД) Осуществлять контроль по результату (Регулятивные УУД) |
IX.Рефлексия учебной деятельности Цели: зафиксировать в речи новое понятие «семья» , «родственники», «родство»; оценить работу на уроке. | - Если вы активно работали на уроке, вам было все понятно – похлопайте в ладоши. Если вы испытывали какие-либо затруднения в решении примеров и задач – потопайте. Если у вас есть какие-либо вопросы, я отвечу на них после урока. Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. (Организует самооценку при помощи «дерева успеха») -О чём говорят зелёные листочки? -жёлтые листочки? -красные листочки? | Вспоминают и воспроизводят задачи урока. Делятся впечатлением, отвечают на вопросы. Оценивают себя. Выполняют самооценку по алгоритму с помощью листочков. | Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (Коммуникативные УУД) Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
Приложение 1
Загадки от бабушки
1.Кто любовью согревает,Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя. родная!
2.Кто научит гвоздь забить,Даст машину порулить.И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?Все вы знаете, ребята,-Это наш любимый.
3.Знакомы с рожденья и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный.
4.Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.Спасибо вам, папа и мама,Что мне подарили.
5.Ароматное варенье,Пироги на угощенье,
Вкусные оладушкиУ любимой…
6.Кто всю жизнь работал,Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,Уважал простых людей?На пенсии много лет
Нестареющий наш,.
Задания от бабушки
1.У вас на партах лежат карточки со словами, вам нужно собрать из этих карточек, кто живёт в вашей семье.
Подведение итога задания.
- Итак, мы с вами увидели, что у всех состав семьи разный, но какой бы он ни был, цель у всех членов семьи одна- жить дружно и счастливо.
2. Игра с мячом «Подбери пару».(ответить «наоборот»)
Дети сидят за партами. Педагог бросает по порядку каждому ребенку мяч и произносит слова; ребенок ловит мяч и называет парное слово.
Дочь — сын Дедушка — бабушка
Брат — сестра Папа — мама
Внук — внучка Дядя — тетя
Отец — мать Племянник — племянница
Слайд 12.
Задание 3. Индивидуально – дифференцированная работа по карточкам.
У каждого ребёнка на парте лежит карточка. Нужно в каждом слове подчеркнуть букву «а», букву «я» обвести в кружок.
МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, ТЁТЯ, ДЯДЯ, БРАТ, СЕСТРА – ВСЁ ЭТО МОЯ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ.
Работа в группах.(парная работа)
Задание 4.
– Давайте ещё раз вспомним состав семьи, названия её членов (из букв собрать заколдованные слова)
Приложение 2
Физкультминутки
Физкультминутка подвижная
«Кто живёт у нас в квартире».
Кто живёт у нас в квартире?
1, 2, 3, 4 (хлопки в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире
(шагаем на месте)
1, 2, 3, 4, 5 (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
- Папа! Мама! Брат! Сестра! (хлопки в ладоши)
Кошка Мурка, 2 котёнка
(наклоны туловища вправо и влево)
Мой сверчок, деда, бабушка и я
Вот и вся моя семья!
Вот и отдохнули немножко!
Психогимнастика.
- Ребята, а кто у вас в семье добрый?
-Строгий?
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы когда они радуются, когда у них хорошее настроение?
-- А если они хмурятся?
-Ребята, а вы заботитесь о своих родителях?
Могут ли дети лечить взрослых?
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик я-
Вот и вся моя семья
Приложение 4
Окончание
Слайд 20
Тут и Мурка подоспела,
И она взялась за дело!
Тянут славно, но беда:
Ни туда, и ни сюда!
Мурка:
Кликнуть Мышку не мешало б.
Только что вот тут бежала!
Мышка, мышка, не ленись,
С нами вместе потрудись!
Мышка:
Потрудиться я бы рада,
А какая ждёт награда?
Мурка:
Репки маленький кусочек.
Ты получишь, мой дружочек.
Приложение 3
Слайд 9.
5. Игра: «Какая ваша семья».
- А сейчас поиграем в игру: «Какая ваша семья». Вам нужно разделить слово на слоги.
например:
Боль-ша-я, друж-на-я, спор-тив-на-я, ве-сё-ла-я, заботливая, дорогая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая).
Слайд 11.Игра «Назови ласково».
(Учитель бросает мяч и называет слова, дети возвращают мяч и отвечают в уменьшительно- ласкательной форме)
Мы очень любим своих родных и близких, давайте ласково назовём:
папа – папочка
мама- мамочка
бабушка – бабулечка, бабуля
дедушка – деда, дедулечка
сестра – сестричка
брат - братишка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по социально- бытовой ориентировке в 3 классе
Планирование по социально- бытовой ориентировке в 3 классе в школе 4 вида...
Презентация к уроку социально - бытовая ориентировка тема"Экономика домашнего хозяйства", 8 специальный класс
данная презентация может использоваться на нескольких уроках по теме "экономика домашнего хозяйства2...
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.
Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ...
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся специальных коррекционных школ 8 вида на тему "Продовольственный магазин. Покупка продуктов"
На данном уроке дети расширяют представления о видах магазинов и разнообразии товаров, формируется положительный интерес и способность к сотрудничеству со взрослыми и друг с другом....
Методы формирования социально-бытовой адаптации на уроках трудового обучения в школе коррекционной направленности. Выступление на педсовете.
Представление личного опыта....
Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»
Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...