Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию пространственной ориентировки для 1 класса
план-конспект
Занятие направлено на уточнение и закрепление навыков ориентирования в пространстве и на плоскости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_prostranstvennuyu_orentirovku.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию пространственной ориентировки
для 1 класса
Тема: Волшебные карандаши-помощники
Цель: формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости
Задачи:
Образовательные
- развивать умение ориентироваться на себе, между предметами по отношению к собственному телу;
- развивать умение определять пространственные направления от себя, от предмета;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки на горизонтальной плоскости путем расположения геометрических фигур в определенном порядке, точек в координатной плоскости.
Коррекционно - развивающие
- развитие зрительного и пространственного восприятия через работу с сенсорными эталонами и лабиринтами;
- развитие видов внимания и мышления при разгадывании загадок, выполнении упражнений «Многоэтажный дом», «Муха».
- Воспитательные
- воспитывать у детей познавательную активность;
- воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.
Оборудование:
Цветные карандаши, простые карандаши, линейки, листы белой бумаги, ластики, ручка, раздаточный материал (координаты, лабиринты, дома).
Ход занятия:
Организационный момент
Учитель-дефектолог: «Ребята, я сегодня обнаружила, что у меня пропали все ручки, даже самой любимой на месте не оказалось. Вместо ручки лежала записка, как ее найти с подписью Волшебный Карандаш. Вот маршрут по которому мы найдем ручку:
встаем прямо, делаем правой ногой шаг вправо, левой ногой шаг вперед, прыжок на двух ногах назад, прыжок на левой ноге влево, повернуться вокруг себя, поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, помашите руками, отпустите руки, закройте глазки, теперь открывайте. Вот и ручка появилась самым волшебным образом. Спасибо вам, ребята».
Учитель незаметно для детей достает красивую ручку.
Основная часть
- Загадки
Учитель-дефектолог: «Ребята, этой ручкой я написала для вас загадки. Послушайте внимательно, попробуйте отгадать их!»
После того, как дети отгадывают загадки, на стол выкладываем предметы «отгадки».
Любим нос везде совать:
И чертить, и рисовать.
Всё раскрашиваем сами
Разноцветными носами. (карандаши)
Я люблю прямоту
и сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (линейка)
У карандаша простого
Есть помощница одна:
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрет ее она. (ластик)
На чем мы пишем что-нибудь,
На чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть,
И даже трубочкой свернуть?
А ну, попробуй угадать! (бумага)
Учитель-дефектолог: «Зачем нам нужны эти предметы?»
Ответы детей
Учитель-дефектолог: «Конечно, ребята, все эти предметы наши помощники, с их помощью мы пишем, рисуем, чертим, раскрашиваем, воплощаем в жизнь наши идеи.
- Игра «Очередь»
Учитель-дефектолог: «Сейчас мы поиграем в игру с нашими помощниками «Очередь». Кладем лист бумаги перед собой, слева от листа кладем карандаши, справа от листа кладем ластик, на лист кладем линейку».
Предлагаем детям в определенной последовательности расставить канцелярские принадлежности.
- Задание «Многоэтажный дом»
Учитель-дефектолог: «Ребята, посмотрите в каком красивом доме живут наши карандашики-помощники.
- Сколько этажей в доме? (9)
- Как можно назвать такой дом? (многоэтажный, девятиэтажный)
- Окно желтого карандаша находится на 6 этаже справа. Раскрасьте его в желтый цвет.
- Его друг живет на 4 этаже слева? Раскрасьте его окно в оранжевый цвет.
- А подружка желтого карандаша живет на верхнем этаже. Ее окно второе слева. Раскрасьте его в синий цвет».
Раскрашивание окон в доме по инструкции на раздаточном материале.
- Игра «Цветные коврики»
Учитель-дефектолог: «Ребята, давайте для наших карандашей-жильцов приготовим подарки своими руками – яркие коврики. Представим, что наши листы бумаги это коврики, простой карандаш и цветные карандаши-помощники помогут нам нарисовать на них узоры. Рисуем простым карандашом в центре листа посередине круг, в левом верхнем углу рисуем квадрат, в правом нижнем углу – прямоугольник, в правом верхнем углу треугольник, в левом нижнем углу – овал. А теперь фигуру в левом нижнем углу мы раскрашиваем зеленым цветом, фигуру в правом верхнем углу - желтым, фигуру в центре – красным, фигуру в левом верхнем углу – синим, фигуру в правом нижнем углу - черным. Молодцы, отличные коврики получились».
Для проверки выполнения задания показываем соответствующий рисунок на доске.
- Игра «Муха»
Учитель-дефектолог: «Ребята, а сейчас мы поиграем с Волшебным карандашом в догонялки.»
На доске чертится поле размером 3 на 3 клетки. В центр поля садится «карандаш», который может перемещаться вверх-вниз, вправо-влево, перемещаясь на одну клетку. Если «карандаш» выходит за пределы поля, дети должны его поймать, хлопнув в ладоши.
- Выполнение физкульт.минутки
Учитель-дефектолог: «Ребята, встаем, выполним разминку с нашими помощниками карандашами».
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
- Задание «Зашифрованный рисунок»
Учитель-дефектолог: «Ребята, предлагаю выполнить сложное задание, наш помощник карандаш зашифровал для нас какой-то предмет. Давайте его расшифруем».
Используем раздаточный материал. Работа на координатной плоскости.
- Задание «Лабиринт»
Учитель-дефектолог: «Молодцы, отличные получились у вас самолеты. Наши самолеты отправляются в полет по лабиринту. У кого же первым самолет пролетит лабиринт и соберет буквы из которых получится слово.
Учитель-дефектолог: «Какое же слово получилось у вас собрать?»
Ответы детей. (Молодец)
Подведение итогов занятия
Учитель-дефектолог: «Мы сегодня выполнили много трудных задач. Для чего мы это делали? Какое задание вызвало наибольшие затруднения? Что больше всего понравилось?»
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: «Оцените свои достижения сами: поднимите зеленый карандаш, если вы не испытывали затруднений при выполнении заданий и вам понравилось выполнять их, желтый карандаш, если возникали небольшие трудности в работе и вы остались чуть- чуть недовольны собой, красный карандаш, если было много затруднений и вы остались недовольны своей работой.
Комментирование учителем оценок детей.
Анализ собственной деятельности
Учебный материал соответствует задачам занятия. В структуре занятия четко прослеживается три части – вводная, основная и заключительная. Организационный момент: было организовано коллективное приветствие. Привлечение внимания детей осуществлялось путем интерактивных моментов: поиска ручки, отгадывания загадок. Основная часть: предлагались различные упражнения, требующие четкого выполнения инструкции, самоконтроля. В заключительной части подведен итог.
Этапы занятия логически последовательны и взаимосвязаны между собой. Время занятия распределено целесообразно. Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. В ходе занятия были активизированы все психические процессы. На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения превосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.
Использование компьютерных технологий на занятии дало возможность для целостного восприятия детьми материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Здоровьесберегающие технологии: проведена физкультминутка.
На мой взгляд, дети хорошо справились со всеми заданиями. Учащиеся на занятии были активны, внимательны, работоспособны. Уровень самоконтроля школьников, их познавательную активность, я оцениваю как хороший.
Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик».
С воспитательной точки зрения занятие способствовало формированию у детей положительного интереса к учебной деятельности. В ходе занятия я почувствовала, что дети ориентированы на общение с педагогом: они слышат педагога, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе.
Поставленные задачи были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация коррекционно-развивающей программы «Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»
Программа разработана для коррекционно-развивающих занятий по «Ориентировке в пространстве» во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов cпециальных (коррекционных) общеобра...
Использование дидактических игр для развития пространственной ориентировки и формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.
Пространственная ориентировка детей с нарушением зрения - проблема и психологическая, и педагогическая. Актуальность этой проблемы заключается в том, что самостоятельное передвижение является основой ...
Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений непосредственно влияет на...
Развитие пространственной ориентировки на материале Игровизора
Цель: развить навык пространственной ориентировки на листе бумагиЗадачи:развитие слухового восприятия информации;развитие зрительного восприятия информации;развитие операций мышления (умения сравниват...
«Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»
Пространственное ориентирование незрячего – сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций: восприятия, наблюдения, узнавания предмет...
Игры для развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
Возможность целенаправленного формирования пространственной ориентировки и формирования предметных представлений у детей школьного возраста с нарушением зрения средствами дидактической игры....
Коррекционно-развивающая программа «Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»
Программа разработана для коррекционно-развивающих занятий по «Ориентировке в пространстве» во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов cпециальных (коррекционных) общеобра...