01. «Профилактика и коррекция зрительного восприятия, пространственной ориентировки при оптической дисграфии у учащихся начальных классов с ОВЗ».
методическая разработка по логопедии
Данный материал содержит описание методики по выявлению нарушений оптического характера и примеры заданий, направленных на профилактику и коррекцию зрительного восприятия, пространственной ориентировки у учащихся начальных классов, имеющих нарушение письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema.docx | 32.43 КБ |
metodicheskaya_tema.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. В нем принимают участие различные анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь.
Также письмо тесно связано с процессом устной речи. В норме процесс письма осуществляется на основе сформированности не только речевых, но и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Несформированность какой-либо из этих функций может вызвать нарушения процесса овладения письмом, дисграфию.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письменной речи
В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Выделяют пять видов дисграфии.
Оптическая дисграфия отличается от других её видов. Все виды дисграфий связаны с речевым недоразвитием ребёнка. Оптическая же дисграфия обусловлена несформированностью зрительного восприятия, пространственной ориентации и зрительно-моторной координации.
Если ребёнок до начала обучения в школе не приобрёл умения сравнивать предметы по форме, величине и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это объясняется тем, что все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов.
Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой образуют различные буквенные знаки.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: а) искажённое воспроизведение букв на письме ; б) замены и смешения графически сходных букв.
Проблемой предупреждения оптической дисграфии занимались известные специалисты: Корнев Александр Николаевич, Парамонова Людмила Георгиевна, Садовникова Ирина Николаевна.
Однако в трудах этих специалистов лишь намечены основные направления и приёмы работы по предупреждению оптической дисграфии.
На данный момент не существует программы по предупреждению и коррекции оптической дисграфии для логопедов, учителей начальных классов и воспитателей во внеурочное время.
Также актуальность проблемы свидетельствует о необходимости проведения специальной работы с детьми, которая предполагает составление индивидуального перспективного планирования с учётом выявленных нарушений речи при обследовании.
Для изучения уровня развития зрительно-пространственного восприятия можно использовать методику, её название представлено на слайде. Данная методика имеет чёткие количественные и возрастные нормативы, представляет собой комплексную систему, направленную на выявление уровня развития всех сторон зрительного восприятия.
Методика состоит из 6 субтестов, направленных на изучение развития следующих навыков:
Зрительно-моторная координация (субтест 1) включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по образцу.
Фигуро-фоновое различение (субтест 2) включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры.
Постоянство очертаний (субтест 3) включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.
–Положение в пространстве (субтест 4) включает узнавание повёрнутых и перевёрнутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.
Пространственные отношения (субтест 5) включает анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.
Комплексный субтест (субтест 6) включает анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу .
Выполнение субтеста предполагает три уровня развития
Высокий уровень (75% и выше). Данный уровень показывает, что восприятие у ребёнка соответствует возрастной норме и предпосылок для трудностей, связанных со зрительным восприятием нет.
Средний уровень (от 50% до 74%). Этот уровень показывает, что развитие зрительного восприятия у данной категории детей ниже возрастной нормы и с ними необходимо проводить коррекционно-развивающую работу.
Низкий уровень (ниже 50%). Данный уровень характеризуется значительным несоответствием возрастным нормам (в этом случае развитие зрительного восприятия или задерживается, или запущено, то есть речь может идти о большой и длительной коррекционно-развивающей работе).
Далее в презентации представлены методы и приёмы коррекционной работы, направленные на развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки.
С этой темой приняла участие в работе студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы общего и специального образования: теория и практика». Выступила с докладом: «Особенности зрительно-пространственной ориентировки при оптической дисграфии у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды дисграфии : Артикуляционно-акустическая; Акустическая; На почве нарушения языкового анализа и синтеза; Аграмматическая ; Оптическая.
Оптическая дисграфия
При написании отмечается непропорциональность величины букв, неравномерное соотнесение их элементов.
Замена букв, состоящих из различного количества сходных элементов.
«Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 7,5 лет» М.М. Безруких, Л.В. Морозовой.
Зрительно-моторная координация ( субтест 1)
Примеры заданий субтестов : Субтест 1. Проведи прямую непрерывную линию :
Фигуро-фоновое различение ( субтест 2)
Субтест 2. Обведи фигуры.
Постоянство очертаний ( субтест 3)
Субтест 3. Найди все квадраты и круги.
Положение в пространстве ( субтест 4)
Субтест 4. Найди такой же уголок и зачеркни его.
Пространственные отношения ( субтест 5)
Субтест 5: Нарисуй цифру не отрывая карандаш от листа.
Комплексный субтест ( субтест 6)
Субтест 6. Дорисуй фигуры.
Вопросы к картинкам: Где находится дом? Где находится облачко? Где находится солнышко? Где стоит девочка? Где стоит мальчик?
Найди одинаковые предметы.
Какой предмет спрятался?
Назови недорисованные предметы.
Назови буквы, которые видишь?
Назови и допиши буквы.
На что похожа буква?
Сколько ножек у букв?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проявление дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
В данном материале рассказывается о проблеме усвоения письма младшими школьниками...
Игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии у учащихся начальных классов.
Семинар-практикум для учителей начальной школы по коррекции нарушений письменной речи....
Мастер-класс на тему: «Коррекция дисграфии у учащихся начальных классов»
Практические рекомендации учителя-логопеда родетелям и учителям начальных классов для устранения недостатков чтения и письма у учащихсяначальной школы....
Использование информационных педагогических технологий в процессе коррекции дисграфии у учащихся начальных классов
В статье раскрывается понятие «дисграфия», указываются ее формы, дается характеристика информационных (мультимедийных) педагогических технологий (ИПТ). Описываются виды специализированных и адап...
Дислексия и дисграфия у учащихся начальных классов
Понятие дислексии, описание видов дисграфии, встречающихся у школьников начальных классов....
использование нейропсихологических приемов в процессе коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не может овладеть письменной речью не из-...
ТРЕНАЖЁР Различай шипящие звуки и буквы (ж – ш, ч - щ) для коррекции и профилактики дисграфии у учащихся начальных классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи
В игровой форме автоматизация шипящих звуков...