01. «Профилактика и коррекция зрительного восприятия, пространственной ориентировки при оптической дисграфии у учащихся начальных классов с ОВЗ».
методическая разработка по логопедии

Федяева Ольга Александровна

Данный материал содержит описание методики по выявлению нарушений оптического характера и примеры заданий, направленных на профилактику и коррекцию зрительного восприятия, пространственной ориентировки у учащихся начальных классов, имеющих нарушение письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx32.43 КБ
Файл metodicheskaya_tema.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. В нем принимают участие различные анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь.

Также письмо тесно связано с процессом устной речи. В норме процесс письма осуществляется на основе сформированности не только речевых, но и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

        Несформированность какой-либо из этих функций может вызвать нарушения процесса овладения письмом, дисграфию.

        Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письменной речи

        В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Выделяют пять видов дисграфии.

        Оптическая дисграфия отличается от других её видов. Все виды дисграфий связаны с речевым недоразвитием ребёнка. Оптическая же дисграфия обусловлена несформированностью зрительного восприятия, пространственной ориентации и зрительно-моторной координации.

        Если ребёнок до начала обучения в школе не приобрёл умения сравнивать предметы по форме, величине и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это объясняется тем, что все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов.

        Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой образуют различные буквенные знаки.

        При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: а) искажённое воспроизведение букв на письме ; б) замены и смешения графически сходных букв.

        Проблемой предупреждения оптической дисграфии занимались известные специалисты: Корнев Александр Николаевич, Парамонова Людмила Георгиевна, Садовникова Ирина Николаевна.

        Однако в трудах этих специалистов лишь намечены основные направления и приёмы работы по предупреждению оптической дисграфии.         

        На данный момент не существует программы по предупреждению и коррекции оптической дисграфии для логопедов, учителей начальных классов и воспитателей во внеурочное время.

        Также актуальность проблемы свидетельствует о необходимости проведения специальной работы с детьми, которая предполагает составление индивидуального перспективного планирования с учётом выявленных нарушений речи при обследовании.

        Для изучения уровня развития зрительно-пространственного восприятия можно использовать методику, её название представлено на слайде. Данная методика имеет чёткие количественные и возрастные нормативы, представляет собой комплексную систему, направленную на выявление уровня развития всех сторон зрительного восприятия.

        Методика состоит из 6 субтестов, направленных на изучение развития следующих навыков:

        Зрительно-моторная координация (субтест 1) включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по образцу.

        Фигуро-фоновое различение (субтест 2) включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры.

        Постоянство очертаний (субтест 3) включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.

        –Положение в пространстве (субтест 4) включает узнавание повёрнутых и перевёрнутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.

        Пространственные отношения (субтест 5) включает анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.

        Комплексный субтест (субтест 6) включает анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу .

        Выполнение субтеста предполагает три уровня развития

        Высокий уровень (75% и выше). Данный уровень показывает, что восприятие у ребёнка соответствует возрастной норме и предпосылок для трудностей, связанных со зрительным восприятием нет.

        Средний уровень (от 50% до 74%). Этот уровень показывает, что развитие зрительного восприятия у данной категории детей ниже возрастной нормы и с ними необходимо проводить коррекционно-развивающую работу.

        Низкий уровень (ниже 50%). Данный уровень характеризуется значительным несоответствием возрастным нормам (в этом случае развитие зрительного восприятия или задерживается, или запущено, то есть речь может идти о большой и длительной коррекционно-развивающей работе).

Далее в презентации представлены методы и приёмы коррекционной работы, направленные на развитие зрительного восприятия, пространственной  ориентировки.

С этой темой приняла участие в работе студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы общего и специального образования: теория и практика».  Выступила с докладом: «Особенности зрительно-пространственной ориентировки при оптической дисграфии у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профилактика и коррекция зрительного восприятия, пространственной ориентировки при оптической дисграфии у учащихся начальных классов». Выполнила: Федяева Ольга Александровна

Слайд 2

Виды дисграфии : Артикуляционно-акустическая; Акустическая; На почве нарушения языкового анализа и синтеза; Аграмматическая ; Оптическая.

Слайд 3

Оптическая дисграфия

Слайд 4

При написании отмечается непропорциональность величины букв, неравномерное соотнесение их элементов.

Слайд 5

Замена букв, состоящих из различного количества сходных элементов.

Слайд 6

«Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 7,5 лет» М.М. Безруких, Л.В. Морозовой.

Слайд 7

Зрительно-моторная координация ( субтест 1)

Слайд 8

Примеры заданий субтестов : Субтест 1. Проведи прямую непрерывную линию :

Слайд 9

Фигуро-фоновое различение ( субтест 2)

Слайд 10

Субтест 2. Обведи фигуры.

Слайд 11

Постоянство очертаний ( субтест 3)

Слайд 12

Субтест 3. Найди все квадраты и круги.

Слайд 13

Положение в пространстве ( субтест 4)

Слайд 14

Субтест 4. Найди такой же уголок и зачеркни его.

Слайд 15

Пространственные отношения ( субтест 5)

Слайд 16

Субтест 5: Нарисуй цифру не отрывая карандаш от листа.

Слайд 17

Комплексный субтест ( субтест 6)

Слайд 18

Субтест 6. Дорисуй фигуры.

Слайд 20

Вопросы к картинкам: Где находится дом? Где находится облачко? Где находится солнышко? Где стоит девочка? Где стоит мальчик?

Слайд 21

Найди одинаковые предметы.

Слайд 22

Какой предмет спрятался?

Слайд 23

Назови недорисованные предметы.

Слайд 24

Назови буквы, которые видишь?

Слайд 25

Назови и допиши буквы.

Слайд 26

На что похожа буква?

Слайд 27

Сколько ножек у букв?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

В данном материале рассказывается о проблеме усвоения письма младшими школьниками...

Игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии у учащихся начальных классов.

Семинар-практикум для учителей начальной школы по коррекции нарушений письменной речи....

Мастер-класс на тему: «Коррекция дисграфии у учащихся начальных классов»

Практические рекомендации учителя-логопеда родетелям и учителям начальных классов для устранения недостатков чтения и письма у учащихсяначальной школы....

Использование информационных педагогических технологий в процессе коррекции дисграфии у учащихся начальных классов

В статье раскрывается понятие «дисграфия», указываются ее формы, дается характеристика информационных (мультимедийных) педагогических технологий (ИПТ). Описываются виды специализированных и адап...

Дислексия и дисграфия у учащихся начальных классов

Понятие дислексии, описание видов дисграфии, встречающихся у школьников начальных классов....

использование нейропсихологических приемов в процессе коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не может овладеть письменной речью не из-...