Рабочая программа по родному (татарскому) языку
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по родному (татрскому) языку для 4 класса
Автор учебника Хайдарова Р.З 1, 2 часть "Күңелле татар теле"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk.docx | 54.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по государственному (татарскому) языку основана на концентрическом принципе. В процессе обучения освоенные на определенном этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи. В каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования к коммуникативным умениям обучающихся.
В содержании программы по государственному (татарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: мир моего «Я», мир моих увлечений, мир вокруг меня, моя Родина.
Изучение государственного (татарского) языка направлено на достижение следующих целей:
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, формирование коммуникативной культуры и расширение общего кругозора обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия;
формирование чувства патриотизма и гордости за свой край, свою страну; развитие личности обучающегося, его мыслительных, познавательных, коммуникативных способностей, формирование универсальных учебных действий.
Содержание обучения в 4 классе.
Тематическое содержание речи.
- Мир моего «Я»: распорядок дня. Мое здоровье.
- Мир моих увлечений: мое свободное время. Путешествия. Каникулы.
- Мир вокруг меня: новый учебный год. Мои близкие и друзья. Совместные интересы. Животный и растительный мир. В зоопарке.
- Моя Родина: Россия - наша Родина. Татарстан - мой родной край. Дружба народов Татарстана. Небольшие произведения детских писателей и поэтов и детский фольклор.
- Умения по видам речевой деятельности.
Аудирование: восприятие на слух и понимание высказываний других обучающихся, небольших текстов и сообщений, построенных на изученном речевом материале, понимание на слух информации, которая содержится в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Тексты для аудирования: диалоги в рамках тематического содержания речи, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказы.
- Говорение
Диалогическая речь: умение задавать вопросы, отвечать на них по содержанию изученных тем; ведение диалогов по изученным темам, используя следующие речевые задачи: сообщить, попросить, пригласить, пожелать, похвалить, поблагодарить, уточнить, возразить.
Монологическая речь: создание с использованием ключевых слов, вопросов или иллюстраций устных монологических высказываний по содержанию изученных тем; составление рассказа о своих друзьях, о любимых питомцах, о нашей стране и родном крае; пересказ с использованием ключевых слов, вопросов или иллюстраций основного содержания прослушанного или прочитанного текста; краткое устное изложение результатов выполненного несложного проектного задания.
- Смысловое чтение: чтение про себя учебных и несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания или с пониманием запрашиваемой информации; выделение предложений, выражающих основную мысль текста; чтение текста с прогнозированием темы текста; чтение не сплошных текстов (таблиц, диаграмм) и понимание представленной в них информации.
Тексты для чтения: ситуативные диалоги, рассказы, научно-популярные тексты, стихи, таблицы.
- Письмо: заполнение простых анкет с указанием информации о себе (имя, фамилия, возраст, место жительство - страна проживания, город (село) в соответствии с нормами татарского языка, письменное составление плана, выписывание ответов из текста к заданным вопросам; письменная постановка вопросов по теме, проблеме текста, самостоятельное составление и написание небольших текстов по изучаемой теме, создание подписей к картинкам с пояснением, что на них изображено.
- Языковые знания и навыки.
Фонетическая сторона речи: слова с твердыми и мягкими гласными, а также слова, не подчиняющиеся закону сингармонизма, произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей.
Графика, орфография и пунктуация: правильное написание изученных слов, правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении.
Лексическая сторона речи: распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 400 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 4 класса, включая 300 лексических единиц, усвоенных в 1-3 классах; слов-названий предметов, их признаков, действий предметов; заимствованных слов; синонимов и антонимов изученных слов; парных (савыт-саба), сложных (ташбака), составных (салават купере) слов.
Грамматическая сторона речи: распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных грамматических форм: имена существительные в различных падежах, имена прилагательные в превосходной степени, количественные и порядковые числительные (1-1000); наречия времени «иртән», «кичен», «кышын», «җәен», «язын», «көзен», «аннан соң», глаголы настоящего и прошедшего определенного времени I, II, III лица единственного и множественного числа в утвердительной и отрицательной формах, глаголы прошедшего неопределённого времени III лица единственного числа в утвердительной форме, послелог «турында» с существительными и личными местоимениями; частицы да или дэ, та или тэ, иц, бик, союз «ченки», относительное слово «шуңа курэ».
Социокультурные знания и умения: знание и использование элементов татарского речевого этикета в рамках тематического содержания, знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительных речевых клише в рамках отобранного тематического содержания, знакомство с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на татарском языке, знание небольших произведений татарского детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки), персонажей детских книг, краткое представление достопримечательностей своей республики.
Компенсаторные умения: использование при чтении и аудировании языковой догадки (умения понять значение незнакомого слова или новое значение знакомого слова по контексту), использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, вопросов, иллюстраций, прогнозирование содержания текста для чтения на основе заголовка, игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Планируемые результаты освоения программы по государственному (татарскому) языку на уровне начального общего образования.
В результате изучения государственного (татарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение государственного (татарского) языка, являющегося частью истории и культуры страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса государственного (татарского) языка в Российской Федерации и в субъекте; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами; уважение к своему и другим народам России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
- духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств); неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
- эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
- физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;
- трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
- экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами; неприятие действий, приносящих вред природе;
- ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе государственного (татарского) языка); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению государственного (татарского) языка).
В результате изучения государственного (татарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления государственного (татарского) языка
с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию,
зафиксированную в виде таблиц, схем.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
Предметные результаты изучения государственного (татарского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
воспринимать на слух и понимать звучащие учебные тексты, построенные на изученном языковом материале (время звучания текста для аудирования - не более 0,5 минуты);
вести диалоги по изученным темам с соблюдением норм речевого этикета
в объёме не менее 5-6 реплик со стороны каждого собеседника:
создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5-6 фраз в рамках тематического содержания речи;
излагать основное содержание прослушанного или прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объём - не менее 5-6 фраз);
читать вслух и про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова (объём текста для чтения до 100 слов);
читать текст с выделением предложений, выражающих основную идею текста или с прогнозированием основной темы текста;
заполнять простые анкеты с указанием информации о себе (имя, фамилия, возраст, место проживания, город, село) в соответствии с нормами татарского языка; писать план;
выписывать из текста ответы к заданным вопросам; писать небольшие тексты по изучаемой теме.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
Наименование раздела, темы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
Всего | Контрольные работы | ||
I. Мир моего «Я» 1.1.Распорядок дня.(8 ч.) 1.2. Мое здоровье (3 ч.) | 11 | http://tatarschool.ru/tatar-tele https://infourok.ru/prezentaciya-po-tatarskomu-yaziku-sgat-nich-715871.html | |
II. Мир моих увлечений 2.1.Мое свободное время. (2 ч.) 2.2. Каникулы и путешествия (13 ч.) | 15 | 1 | http://tatarschool.ru/tatar-tele https://yandex.ru/video/preview/15661532420734719709 |
III.Мир вокруг меня 3.1.Новый учебный год. (10 ч.) 3.2.Мои близкие и друзья. Совместные интересы. (9 ч.) 3.4.Животный и растительный мир. В зоопарке. (6 ч.) | 25 | 1 | http://tatarschool.ru/tatar-tele https://learningapps.org/398375 https://learningapps.org/857759 https://sabyem.ru/?p=5863 |
IV.Моя Родина 4.1.Россия – наша Родина. (2 ч.) 4.2. Татарстан – мой родной край.Природа родного края. (6 ч.) 4.3. Дружба народов Татарстана. (1 ч.) 4.4. Небольшие произведения татарских детских писателей и поэтов. Детский фольклор. (8 ч.) | 17 | http://tatarschool.ru/tatar-tele https://yandex.ru/video/preview/16986250694023612765 http://tatarcartoon.ru/view?q=L_66yMyQjL7gB https://znanio.ru/media/otkrytoe_zanyatie_detskij_igrovoj_folklor_igra-254217 https://yandex.ru/video/preview/15661532420734719709 https://yandex.ru/video/preview/10863673333235482441 | |
ИТОГО | 68 | 2 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | |||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | По плану | Факт | |||
Новый учебный год. – 7 часов С Днём знаний! Учебные принадлежности. | 1 | http://tatarschool.ru/tatar-tele http://www.tatarmultfilm.ru/http://ganiev.org | |||||
С.Маршак. «Семь ночей и дней в неделе» | 1 | ||||||
Существительные с аффиксами принадлежности 1,2,3 лица единственного числа. Структура «Миңа ... кирәк» | 1 | ||||||
Звуко-буквенные соответствия татарского языка. Татарский алфавит | 1 | ||||||
Количественные, порядковые, собирательные числительные (1 - 1000) | 1 | ||||||
Текст “Рабочее место” Монолог на тему “Моё рабочее место” | 1 | ||||||
Союз чөнки/ потому что; относительное слово шуңа күрә/ поэтому | 1 | ||||||
Распорядок дня. – 6 часов Наречия времени (бүген/сегодня, иртәгә/завтра, кичен/вечером, иртән/утром, аннан соң/ потом) | 1 | ||||||
Мой распорядок дня. Ответ на вопрос сәгать ничә?/который час? | 1 | ||||||
Структура математикадан мәсьәлә чиштем/ по математике решил задачу | 1 | ||||||
Вопрос нишләмәде?/что не сделал? и ответ на него. Глаголы прошедшего определенного времени I, II, III лица единственного числа в утвердительной и отрицательной формах | 1 | ||||||
Текст “Алсуның кәефе юк”/ “Алсу без настроения” | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-tatarskomu-yaziku-sgat-nich-715871.html | |||||
Проверь себя! Сочиняем рассказ сами. | 1 | ||||||
Природа родного края. – 2 часа Книга природы. Четыре времени года. Наречия времени кышын, җәен, язын, көзен/ зимой, летом, весной, осенью | 1 | http://tatarschool.ru/tatar-tele https://yandex.ru/video/preview/16986250694023612765 | |||||
Признаки осени. Прошедшее время глагола . Осенняя погода. Песня осени. | 1 | ||||||
Животный и растительный мир. Мое здоровье. – 7 часов В мире растений. Сравнительная степень имен прилагательных | 1 | http://tatarschool.ru/tatar-tele https://learningapps.org/398375 | |||||
Текст “Лекарственные травы”. Частицы да или дә, та или тә/ тоже Диалог “Лекарственные травы” | 1 | https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2016/01/21/daru-ulnnre-prezentatsiya-4-syynyf-ochen-dbi | |||||
Здоровье – большое богатство. Диалог “В аптеке” | 1 | ||||||
Животный мир Татарстана | 1 | https://learningapps.org/857759 | |||||
В зоопарке. Диалог на тему “Зоопаркта”./ “В зоопарке” | 1 | https://sabyem.ru/?p=5863 | |||||
Проверь себя! Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | ||||||
Работа над ошибками. Каникулы. – 4 часов Превосходная степень имен прилагательных. Частицы иң, бик/самый, очень | |||||||
Зимние забавы. Зимние виды игр. Текст “На горке” Диалог “На горке” | 1 | http://tatarschool.ru/tatar-tele: 3 нче сыйныф дәреслеге, 2 нче кисәк: 18-20 нче битләр | |||||
Здоровье – большое богатство. На катке. Структура умеет (не умеет) кататься. На лыжных соревнованиях. Глаголы настоящего и прошедшего времени | 1 | http://tatarschool.ru/tatar-tele: 3 нче сыйныф дәреслеге, 2 нче кисәк: 21 нче бит | |||||
Рассказ “На каникулах” | 1 | http://tatarschool.ru/tatar-tele: 3 нче сыйныф дәреслеге, 2 нче кисәк: 25-28 нче битләр | |||||
Детские писатели и поэты. – 2 часа А.Алиш – детский писатель. А.Алиш. Сказка “Куян кызы”/ “Зайчишка”. Инсценировка сказки “Куян кызы”/ “Зайчишка” | 1 | http://tatarschool.ru/tatar-tele http://alish.ru/skazki | |||||
Прошедшее неопределённое время глагола III лица единственного числа утвердительной формы. Инфинитив. Вопрос что делать? И ответ на него. Структура надо идти, надо слушаться | 1 | ||||||
Мое свободное время. Мои друзья и близкие. Совместные интересы. – 11 часов Имена существительные с аффиксами принадлежности единственного и множественного числа. Послелог о,об, про с личными местоимениями. | 1 | ||||||
Текст “Минем дустым”/ “Мой друг”. Характерные качества моего друга | 1 | ||||||
Россия – наша Родина. Народы, проживающие в нашей республике. Татарстан – мой родной край. – 6 часов Текст “Россия – наша Родина” | 1 | ||||||
Символики России и Республики Татарстан. Текст “Татарстан – моя родина” | 1 | ||||||
1 | |||||||
1 | |||||||
Итоговая контрольная работа. | 1 | ||||||
1 | |||||||
1 | |||||||
1 | |||||||
Народы живущие в Татарстане. Структура Мин татар теле (инглиз теле) өйрәнәм./Я изучаю татарский (английский) язык | |||||||
Ш. Маннур. “Татарча да яхшы бел” | 1 | ||||||
Текст “Казан – Татарстанның башкаласы”/ “Казань – столица Татарстана”. Достопримечательности города Казань | 1 | https://yandex.ru/video/preview/10863673333235482441 | |||||
Путешествия. – 5 часов Наречия времени кышын/зимой, җәен/летом, язын/весной, көзен/ осенью, аннан соң/потом Учим диалоги | 1 | ||||||
Путешествия по России и Татарстану | 1 | https://yandex.ru/video/preview/15661532420734719709 | |||||
Отдых на море. | 1 | ||||||
Итоговая контрольная работа. | 1 | ||||||
Работа над ошибками. Б. Рахмет “Минем дуслар”/ “Мои друзья” | 1 | ||||||
Детский фольклор (рифмовки, считалки, скороговорки, загадки, сказки). – 3 часа Считалки. Пословицы | 1 | hhttp://tatarschool.ru/tatar-tele ttps://znanio.ru/media/otkrytoe_zanyatie_detskij_igrovoj_folklor_igra-254217 | |||||
Загадки. Скороговорки | 1 | ||||||
Обобщение-подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (татарскому) языку и литературе 1 - 4 классы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №4муниципального района Мелеузовский районРеспублики БашкортостанРассмотреноНа заседани...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 класс
Рабочая программа составлена к учебникам "Татар теле" и "Элифба" Ф.А.Гафуровой, Л.Ш.Гайнетдиновой...
Рабочая программа по родному(татарскому)языку
Рабочая программа по родному(татарскому)языку для 1-4 классов...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 2 класса. Авторы учебника Р.З.Хайдарова, Н.Г.Галиева, Г.М. Ахметзянова...
Рабочая программа по родному (татарскому ) языку для 2 класса (1 час в неделю)
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 2 класса ,один час внеделю.По учебнику Хайдарова Р.З. "Кунелле татар теле"....
Рабочая программа по родному (татарскому) языку
Рабочая программа для 1-4 класса по татарскому языку...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 – 4 класс
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 – 4 класс...