План работы с одаренными детьми
материал (2 класс)

Макарова Юлия Владимировна

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

 

Цель программы

 

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

 

Задачи программы

 

  1. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

 

  1. Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

 

  1. Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

 

  1. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

 

  1. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

  1. На   этапе   поступления  в    школу   выявить   уровень   творческих  и        индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

 

  1. Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

 

  1. Определить   и    использовать  при    организации   образовательного  процесса   методы   и       приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

 

  1. Организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00a9-00018748-6903c1a1.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с одаренными детьми 2022-2023г.

Пояснительная записка

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно- методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает психомоторной (спортивная), социальной (лидерская), интеллектуальной (способность учиться, умение анализировать, мыслить), художественно-эстетической (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и мотивированными детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи программы

  1. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

  1. Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.
  2. Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

  1. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

  1. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

  1. На        этапе        поступления        в        школу        выявить        уровень        творческих        и        индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

  1. Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

  1. Определить        и        использовать        при        организации        образовательного        процесса        методы        и        приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

  1. Организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

Виды работ

Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня

предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

На индивидуальных и групповых занятиях.

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания.

Зачем?

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов

ребенка, его склонностей и возможностей.

Проведение

микроисследований по теме.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне

сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная

исследовательская деятельность.

Как?

Включение нестандартных

дифференцированных заданий. Введение

элементов опережения.

Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций родительских

собраниях.

  1. Проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

  1. Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);

  1. В конце учебного года проводить слет «За честь школы».

План работы с одаренными учащимися во 2 классе  2022-2023уч.год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Анкетирование детей

Сентябрь

2.

Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и

художественных конкурсов

В течение года

3.

Регулярные консультации для одаренных детей

В течение года

4.

Создание методической копилки (тесты, карточки для

дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки

интеллектуальных марафонов, игр)

В течение года

5.

Использование в урочной деятельности различных современных

средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий.

В течение года

6.

Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-

исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих технологий

В течение года

7.

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную

активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение года

8.

Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка,

урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская (с целью обмена опытом планируется сделать эти уроки открытыми)

В течение года

9.

Подготовка к олимпиадам (русский язык, математика, окружающий мир, литератур. чтение);

Октябрь, ноябрь,

декабрь

10.

Предметные олимпиады: классные, школьные (математика, русский

язык, окружающий мир, литератур. чтение)

В течение года

11.

Всероссийские олимпиады «Русский медвежонок», «КИТ» и др.

В течение года

12.

Ярмарка-выставка творческих работ детей

Май

13.

Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях

В течение года

14.

Совместное творчество родителей и детей. Выставки работ.

Май

15.

Отправление благодарственных писем родителям учащихся

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми пригодится учителям, работающим в первых классах....

План работы с одаренными детьми

План работы на год с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми.

Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных де­тей, их самореализации в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....

план работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьмиСрокиМероприятияУровеньСентябрьДиагностика интеллектуальных, творческих возможностей учащихсяШкольныйОктябрьВовлечение в школьные кружки поИнтересамНПК «Первые шаг...

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми 3 класс...

План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5

План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель:  создание благо...

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми представлен в виде рабочей программы, с соблюдением структуры....