Развитие культуры речи и формирование нравственных качеств обучающихся (доклад)
материал

Ивкина Татьяна Дмитриевна

Развитие  культуры речи и формирование нравственных качеств обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  культуры речи и формирование нравственных качеств обучающихся

                В настоящее время проблема нравственного воспитания является очень актуальной. Телевидение, печать, Интернет зачастую навязывают   молодому поколению   информацию,  несущую  аморальное воздействие. В представлениях детей о главных человеческих ценностях нравственные  ценности вытесняются материальными, имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству, взаимоотношения с другими людьми носит агрессивный характер. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Именно поэтому особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений. Обучающимся  начальных классов нравственность пока еще не свойственна, они смотрят на жизнь с точки зрения «нравится - не нравится». Они стремятся поступать в соответствии с требованиями принятых норм, о которых узнают от взрослых. У младших школьников ярче, чем в других возрастных группах проявляются чувства сопереживания, товарищества, ответственности. Нравственное воспитание младшего школьника происходит,  прежде всего, в процессе обучения. Урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач и ошибок. На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между обучающимися.

Особое место в решении данной проблемы занимает русский язык как учебный предмет. Уроки русского языка дают богатую возможность для нравственного воспитания. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, с развитым мышлением, новаторах, творцах.

Учебный предмет "русский   язык" всегда рассматривался в  школе как "главный, центральный" (К.Д.Ушинский), способствующий через развитие дара слова, изучение языка и произведений отечественной словесности наследованию учащимися в их личностном росте народного духа. Получивший свое методическое развитие взгляд на воспитательную роль этого учебного предмета представлен в настоящее время в работах В.Г.Горецкого, М.Р.Львова, Т.Г.Рамзаевой, Н.Н.Светловской. Однако выдвинутые положения лежат в разных методических областях, отражают особенности авторских позиций, требуют системного осмысления.  

 Предмет работы: нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка.

Объект работы: организация и содержание процесса обучения в начальной школе.

Цель работы: выстроить систему работы по  нравственному воспитанию младших школьников на уроках русского языка.

Гипотеза: если предположить, что наиболее успешно формирование нравственной культуры будет происходить в следующих условиях:

1.  в содержание работы учителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;

2.  будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания в процессе уроков русского языка;

3.   учитель  личным примером будет способствовать воспитанию нравственности;

4.  будет  использована технология поэтапного формирования нравственной культуры;

5.  будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по этой проблеме;

6.  будут организованы условия, необходимые для применения детьми полученных знаний и умений.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1.  провести анализ научной литературы по проблеме исследования;

2.  рассмотреть  возрастные особенности нравственного развития детей;

3.   изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания  школьников  на уроках русского языка;

4. предложить проекты уроков русского языка;

5. подвести итоги, сформулировать выводы.              

 Работа осуществлялась в три этапа:

на первом этапе   изучалась и анализировалась литература по теме, обобщался педагогический опыт в области нравственного воспитания   школьников с целью выявления теоретических основ и современных тенденций нравственного образования. На втором этапе   определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования, разрабатывались условия формирования нравственного сознания, чувств, мышления на уроках русского языка; осуществлялись накопление и обработка полученной информации. На третьем этапе   проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования.

      Проблема  нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных,  а  в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию  нравственности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

 В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). »

              В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

             С годами понимание нравственности изменилось. У С.И Ожегова «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека».

             А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».  «Мораль - это важничанье человека перед  природой».

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества.

           В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но, опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

      А что же говорить о детях? Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

                 Василий Андреевич  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

  Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

             Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

             В  процессе развития  личности ребенка от рождения до трех лет  доминирует семья. В   дошкольном детстве  к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации. С развитием новых коммуникационных технологий и  ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации.

           Начиная с подросткового возраста, большую роль  в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди  которых ребенок проводит большую часть своего времени.

По мере взросления роль семьи  в развитии ребенка постепенно уменьшается и  увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.

         Проблемы нравственного воспитания на уроках русского  языка

В последнее время общественность нашей страны настойчиво выступала за усиление воспитательной работы в школе. Вопросы воспитания были подняты на государственную высоту. С новой силой поднят этот вопрос в проекте реформы средней школы. Все это говорит о необходимости совершенствовать воспитательную работу на уроках русского языка, и прежде всего средствами самого предмета. Ибо значение русского языка состоит не только в том, что он является важнейшим предметом изучения в школе, он является и основным средством обучения всем другим предметам. В этом его специфика.

           Русский язык – ведущий предмет гуманитарного цикла – таит в себе неисчерпаемые возможности нравственного воспитания, формирования гармонично нравственной личности, надо только умело пользоваться этими возможностями. Еще в начале прошлого столетия первый нарком просвещения А.В. Луначарский писал: «Передовая педагогика требует обратить особое внимание на воспитательные функции школы, которые в последнее время приносились в жертву обучению, интеллект ставился на первый план, забывали о выработке характера, воли».

            И сейчас на уроках русского языка словесники, которые настойчиво трудятся над фонетическим и грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, иногда, находясь в постоянном цейтноте, забывают обращать внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.

Между тем в русском языке содержится масса неиспользованных резервов в плане воспитания – социально-политического, нравственного и эстетического.  Проблема социально-политического воспитания в школе решается до какой-то степени на уроках русского языка как средствами самого учебника русского языка, так и силами учителей.

        Для нравственного воспитания школьнику необходимо усвоить некоторые понятия этики, тот нравственный смысл, который содержится в слове. Чтобы учащийся понял смысл значения слова, учителю необходимо знать, как донести его значение до каждого из воспитанников. Однако часто можно наблюдать , как учитель не раскрывает перед учащимися глубокий смысл слова, не толкует его значение. Иногда это происходит из-за недостатка времени, а иногда из-за отсутствия внимания и необходимой подготовки к этой работе.

                Для нравственного развития учащихся очень полезно, когда учитель в специальных домашних заданиях предусматривает поиск и выделение слов, обозначающих этические категории, в художественных и публицистических текстах, пословицах и поговорках. Полезно также, чтобы дети смогли их выписать в тетрадь.

        Значительную помощь в активизации этического просвещения школьников может оказывать толкование значения слов, вытекающих из самих текстов, художественных и публицистических, содержащихся в учебниках русского языка.

        Большую помощь в усилении нравственного просвещения могут оказать также постоянные этические «пятиминутки» (на каждом уроке по 5-7 минут), когда учителя ставят дискуссионные вопросы на морально-этические темы, а ученики устно или письменно на них отвечают. Эти «пятиминутки» помогают учащимся сделать жизненный выбор той или иной линии поведения, потому что, когда школьник высказывает или записывает свое мнение, он как бы дает сам себе, коллективу своих сверстников обещание, клятву, вырабатывая тем самым свои нравственные убеждения.

        Очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным проблемам на разных этапах формирования личности ученика. Закрепляя определенные моральные понятия, происходит переход к определенным навыкам поведения.

  Я думаю, что процесс нравственного воспитания будет осуществляться более эффективно, если учитель на каждом уроке будет стремиться не только вести работу над орфограммами и пунктограммами, но и развивать личность каждого учащегося в отдельности, учитывая при этом его индивидуальные особенности и способности. В методике русского языка эта проблема рассматривается с разных аспектов: потребности государства,   потребности общества, потребности самой личности. Многие методисты считают, что учителю на каждый урок надо ставить как минимум одну воспитательную задачу и все виды работы в процессе занятия должны быть направлены на решение поставленной цели. От этого зависит продуктивность урока, наличие обратной связи, гармоничное развитие личности учащихся.

Русский язык располагает большими возможностями для осуществления процесса нравственного воспитания, учителю предлагается большой выбор методов и приемов работы на уроке.

Таким образом, проблема нравственного воспитания является не только общей педагогической проблемой, но и частной  дидактической проблемой, решить которую, на мой взгляд, прежде всего должен русский язык как учебный предмет.

        Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность на уроках русского языка имеет все возможности,  позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.  

Важное  значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного и вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках русского языка,  во внеклассных мероприятиях по предмету. Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителем на уроках русского языка и литературного чтения, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Формирование нравственных качеств у обучающихся начальных классов при знакомстве с рассказами Валентины Осеевой

Нравственное воспитание  ребёнка – одна из важнейших  задач школы. В настоящее время  большое внимание уделяется   формированию у подростков основ нравственных ценностей...

Роль классного руководителя в формировании личностных качеств обучающихся. Доклад.

Создание комфортных условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся, творческой и доброжелательной атмосферы в классном коллективе....

Формирование нравственных качеств обучающихся в учебно-воспитательном процессе

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.Трудности в воспи...