Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка"
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Рождественская Елена Борисовна

Материал полезен на уроках русского языка. Используется для развития креативного мышления младших школьников, повышения мотивации к изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_2._tekhnika_sluchaynykh_slov.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Техника произвольно выбранных слов

Сфера приложения: объединение произвольно выбранных слов в

 - смысловые;

- грамматические;

- фонетические;

- лексические группы  

на основе общего признака.

Количество участников:  группа от 4 до 27 человек.

Необходимые вспомогательные средства:  доска, словарь или подготовленные карточки с понятиями.

Анализ произвольно выбранных слов – это простая креативная техника, цель которой состоит в том, чтобы с помощью произвольно выбранных понятий  создать ассоциации, которые будут связаны с изучаемой темой.

                                                              Ход работы

При методе анализа произвольно выбранных слов три шага  ведут к цели :

  1. Поиск произвольно выбранных слов
  2. Анализ произвольно выбранных слов
  3. Трансфер

1) Поиск произвольно выбранных слов

Работа начинается с постановки задачи. Детям нужно найти общие признаки из пяти произвольно выбранных слов.

Для поиска произвольных слов существуют два варианта .

Первый вариант : из орфографического или толкового словаря произвольно выбираются пять слов. Это сделать очень просто, например найти на стр.12  восьмое слово во второй колонке. Речь должна идти о существительном, в противном случае выбирают следующее за данным словом понятие. Таким образом, выбирается  пять понятий, которые записываются на доске.

Второй вариант :  с помощью мозгового штурма  дети собирают список слов, где 27 понятий. Каждое слово записывается на отдельном листочке. Вообще,  при сборе  произвольно выбранных слов фантазия не ограничена. Далее листочки сдаются, кладутся , например, в коробку или мешок, далее из общего количества листочков произвольно достаются 5 листочков со словами.

2) Анализ произвольно выбранных слов

        Когда выбор слов уже сделан, их анализируют по очереди по их содержанию. Систематически может происходить поиск существенных признаков названного понятия.

Например: используя 1 вариант выбора случайных слов дети находят следующие слова :

Мелодия, грамота, бедуин, воин, длина.

        Дети,  выделяя орфограмму, говорят, что все эти слова имеют орфограмму «непроверяемые безударные гласные», все слова являются словарными, начинаются на звонкий согласный звук

 3) Трансфер

 Далее дети пробуют связать слова между собой, составить из слов смысловые пары, предложения. При этом требуется проявить спонтанность и фантазию.

Например: каждая мелодия имеет свою длину;  зная нотную грамоту, можно сыграть мелодию; бедуин – храбрый воин.

Когда мы прыгаем в длину, нам вручают грамоту и играют мелодию, мы ощущаем себя воинами – бедуинами.

Задача детей не только придумать сочетания слов и предложения,  но грамотно их записать. Обязательна  проверка написанного.

Не нужно отчаиваться, если не все слова удастся связать в предложение. Чем больше количество предложений, тем лучше.

Эта техника  лучшим образом подходит для развития креативности. Те, кто используют этот метод, учатся рассматривать слова, понятия,  с совершенно новой перспективы. Выполняя такую технику систематически, практически все дети добиваются замечательных результатов.  

Эта техника позволяет раскрыться сдержанным, осторожным детям, которые при поиске и установлении связей между случайно выбранными словами становятся более смелыми  в высказывании своих собственных мыслей.и порой удивляются собственной креативности : слишком спонтанные ребята учатся сдерживать себя и лучше взвешивать свои идеи. Таким образом, анализ произвольно выбранных слов способствует не только поиску идей, но и в то же время улучшению работы в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.

 Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »

   Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Развитие логического мышления на уроках русского языка

информационный материал к уроку русского языка...

Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка" Группирование. Кластеры

В работе представлен материал по русскому языку, направленный на формирование творческих способностей учащихся....

Развитие креативного мышления на уроках русского языка

Развитие креативного мышления на уроках русского языка...

Статья по теме"Развитие логического мышления на уроках русского языка и литературы"

Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, ...