Проект по ранней профориентации дошкольников «Путешествие в мир профессии «Писатель» для детей 5-6 лет».
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32» г.Троицка Челябинской обл
Проект по ранней профориентации дошкольников
«Путешествие в мир профессии «Писатель» для детей 5-6 лет».
Руководители проекта:
Мухаметзянова С.В. воспитатель высшей квалификационной категории
Долгушева С.А.:воспитатель высшей квалификационной категории
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта: «Путешествие в мир профессии «Писатель» для детей 5-6 лет».
Участники проекта: Педагоги, родители и дети старшей группы.
Цель проекта: Способствовать формированию у детей 5-6 лет знаний о творческих профессиях (писатель).
Проблема:
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Однако знания о предполагаемых профессиях у детей минимальны и даются эпизодически. Поэтому начинать подготовку ребенка к выбору будущей профессии необходимо уже на этапе дошкольного образования, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, в ДОУ был разработан педагогический проект «Лаборатория творческих профессий». Для детей 5-6 лет было выбрано одно из творческих направлений – литературное творчество, а именно, ознакомление дошкольников с профессией писателя.
Задачи проекта:
Задачи для педагога:
Изучить программы по ранней профориентации дошкольников.
Систематизировать работу с детьми по ознакомлению с миром творческих профессий
Задачи для воспитанников:
Сформировать обобщенные представления о труде взрослых в литературном творчестве, его социальной значимости.
Формировать познавательный интерес к литературному творчеству, к возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности (в собственном сочинительстве).
Воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, выдержку, желание познавать мир взрослых, уважение к творческим людям.
Развивать творческие способности.
Способствовать совершенствованию речи ребенка, активизации словаря, формированию связной речи, обогащению словарного запаса.
Расширять представления детей о творческих профессиях, продолжать знакомить детей с профессиями литературного творчества: писатель, журналист, художник-оформитель.
Упражнять в узнавании и назывании различных литературных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малых фольклорных групп). Учить видеть красоту литературных произведений, их основную цель.
Задачи для родителей:
Развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей, побудить к размышлению об особенностях воспитания интересов и увлечений у детей в семье.
Сформировать у родителей заинтересованность, желание активного творческого участия в образовательном процессе, в моделировании развивающей предметно -пространственной среды.
Способствовать установлению доверительных взаимоотношений между родителями воспитанников и педагогами в вопросах профориентации дошкольников.
Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта, приобретенного им в детском саду.
Сроки реализации: Октябрь 2022 г.- апрель 2023 г.
РППС проекта: Столы, стулья детские; мольберт; доска магнитная; ширма многофункциональная; художественная литература разного жанра; Портреты детских писателей; дидактические игры; ноутбук, презентации «Писатели - детям», «Профессии: «Писатель», «Журналист», «Художник-оформитель»; оборудование для художественно-эстетической деятельности.
Итоги (продукт) проекта: Книжка – малышка с авторскими произведениями
Планируемые результаты реализации проекта:
В результате работы над проектом:
у авторов проекта сформирована готовность к ранней профориентации дошкольников.
у детей сформированы:
знания о профессии «Писатель», ее социальной значимости;
интерес к творческим профессиям;
интерес к собственному сочинительству;
начальные навыки творческого рассказывания;
нравственные качества личности.
У родителей воспитанников сформированы:
готовность к совместной деятельности в едином пространстве «Семья – детский сад»;
навыки совместной творческой деятельности с детьми в рамках проекта
План реализации проектной деятельности
№ | Наименование мероприятия | Срок проведения | Ответственный | |
Подготовительный этап | ||||
1. | Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта, разработка этапов проектной деятельности | Октябрь 2022 | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
2. | Определение основных направлений деятельности и сроков работы | Октябрь 2022 | . Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
3. | Составление плана мероприятий с привлечением родителей воспитанников. | Октябрь 2022 | . Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
Основной этап | ||||
Деятельность с педагогами | ||||
1. | Ознакомление с парциальными программами по профориентации дошкольников. | Октябрь2022 | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
2. | Беседа «На чем же и где в наши дни печатают книги, газеты и журналы?» | Октябрь 2022 | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А | |
3. | Смотр-конкурс «Лучшая лаборатория профессий» -дидактическое пособие по ранней профориентации дошкольников. | Ноябрь 2022 | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
4. | Пополнение РППС по теме проекта: Портреты детских писателей; Детская художественная литература разных жанров; Картотека дидактических игр по профориентации; Картотека дидактических игр по развитию речевого творчества. | Ноябрь –декабрь 2022 | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
Деятельность с детьми | ||||
1. | Рассматривание книг | Ноябрь 2022 | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
2. | Беседы с детьми: «Такие разные книги», «Какие бывают книги и для кого они печатаются?», «Кто пишет книги?», «Профессия: писатель», «Каким должен быть писатель?», «Что нужно писателю для работы?», «Литературные жанры», «Что же такое стихи и чем они отличаются от прозы?», «Твои любимые сказки», «Герои литературных произведений, они какие?», «Где можно увидеть труд писателя?», «Как появляется мультфильм (кино)?», «Малые фольклорные формы о значении книг». | Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
3. | Ознакомление с писателями и поэтами и их творчеством. | Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
4. | Чтение сказок, рассказов, поэтических произведений | Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
5. | Разучивание присказок, поговорок, пословиц, стихов. | Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
6. | Экскурсия в книжный магазин, библиотеку | Декабрь –январь 2022 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
7 | Детская игровая деятельность. - Дидактические игры: «Угадай сказку или героя сказки», «Опиши героя», «Оцени поступок героя», «Придумай новое название знакомой сказки», «Скажи наоборот», «Придумай похожее слово», «Что за чем?», «Составь мнемодорожку к сказке», «Кого не стало?», «Играем в рифмы», «Сочиним стихотворение», «Придумай рассказ по картинке». - Игры-драматизации по знакомым сказкам, рассказам. - сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «Библиотека», «Презентация нашего творчества. Интервью». | Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
8. | Решение проблемно-поисковых ситуаций «Что было бы, если…?», «Придумай другой конец (начало) сказке», «Придумай свою сказку», «Подбери рифму». | Ноябрь 2022г. – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
9 | Продуктивная деятельность: рисование героев сказок, лепка «волшебных» предметов, моделирование сказки при помощи символов (геометрические фигуры). | Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
10 | Коллективное составление сказок, стихов. Рассказывание произведений собственного сочинения. | Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
11 | Образовательная деятельность: ФКЦМ: «Творческие профессии», «Откуда берутся книги?», «Знакомство с творчеством писателей», «Викторина «Вспомни сказку». Что же такое стихи и чем они отличаются от прозы? В стихах есть рифма и размер. Речевое развитие: «Мы сочиняем сказку», «Пишем стихи», пересказ литературных текстов, творческое рассказывание. Художественно-эстетическое развитие: «Рисуем героев любимых книг», «Иллюстрации к книге». | Ноябрь 202 2г. – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
Деятельность с родителями | ||||
1 | Социологический опрос «Книга в жизни вашего ребенка». | Ноябрь 2023 г. – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
2 | Консультация для родителей на тему: «Профориентационное воспитание детей с дошкольного возраста», «Знакомим дошкольников с миром профессий», «Книга как средство нравственного воспитания», «Сказка – ложь, да в ней намек», «Сочиняем сказки, стихи с детьми». | Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
3 | Информация в родительском уголке «Что читать детям 5-6 лет?», «Творческие дидактические игры», «Формирование связной речи у дошкольников», «О детских писателях, поэтах». | Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
4 | Совместная творческая деятельность детей и родителей: сочинение сказок, рассказов, стихов с детьми дома, оформление книг совместно с родителями. | Январь . – февраль 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
Заключительный этап | ||||
1. | Продукт проекта «Книжки-малышки». | Март 2022 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
2. | Выставка совместного творчества родителей и детей. | Март 2022 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. | |
3. | Презентация книжек-малышек с авторскими произведениями | Март-апрель 2023 г. | Мухаметзянова С.В. Долгушева С.А. |
Литература.
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2015. – 208 с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 112 с.
Галанова Т.В. «Развивающие игры в работе с дошкольниками» - Я.; «Академия развития», 2014г.
Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для детей 4-5 лет» - Москва; изд. «Просвещение», 2016г.
Планирование работы воспитателя ДОО под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Шорохова О.А. «Играем в сказку». - М.: ТЦ Сфера, 2016. — 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя профориентация младших школьников во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка их к сознательному выбору профессии
Президент В.В.Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проект по профориентации учащихся &quo...
Статья "Ранняя профориентация младших школьников, как фактор успешности при выборе профессии, связанной с железнодорожным транспортом"
Материал направлен на создание школы нового типа, обеспечивающую всестороннее развитие личности учащихся в соответствии с природным потенциалом каждого, школу, готовящую граждан общества, будущих спец...
Буклет "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
Буклет для родителей....
Проект Профессиональный хит-парад. Ранняя профориентация МБ ОУ СШ № 2
ПРОЕКТНАЗВАНИЕ КОМАНДЫ «Оптимисты»НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «Профессии разные нужны – профессии разные важны»Ряд мероприятий , которые помогли осуществить этот проект...
Организация работы по ранней профориентации детей в начальной школе
Целью профориентационной работы в начальной школе является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.К задачам п...
«Проект «Город мастеров» - метод ранней профориентации учащихся начальной школы Ашинского муниципального района. Роль тренера - наставника, технического эксперта и организатора в осуществлении проекта»
Проект по ранней профориентации младших школьников адресован учителям начальных классов с целью подготовки муниципального конкурса "Город мастеров"...
Педагогический проект "Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"
Опыт работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста...