Рефлексия
материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕФЛЕКСИЯ от латинского reflexio – обращение назад; размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов); самоанализ (Толковый словарь русского языка); В ПЕДАГОГИКЕ : самоанализ деятельности и её результатов
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс РЕФЛЕКСИЯ, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приёмов, в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!
Цель рефлексии для ученика: не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими
РАЗВИТАЯ СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ!!!! Рефлексию можно применять: на любом этапе урока (чаще всего в конце урока); после изучения отдельной темы, раздела .
Классификация рефлексии: РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ; РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА; РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия настроения и эмоционального состояния - проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности Приёмы : Карточки с изображением лиц (1-2 классы);
2. Ц в е т о в о е и з о б р а ж е н и е н а с т р о е н и я а) у учащихся две КАРТОЧКИ : синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока; « Сказочная поляна » (цветы раздаются в начале урока) ;
б) « ДЕРЕВО ЧУВСТВ » (1-2 классы) чувствую себя хорошо, комфортно - яблочки если нет – листочки
в) «Ёжик» (аналогично «Дереву чувств»)
г) «Светофор» (1-2 классы) (учащиеся получают по 3 карточки); Красная - побольше таких дел \ поучительно. Жёлтая -понравилось, но не всё \ интересно. Зелёная - не понравилось \ скучно.
д ) « Цветик - Семицветик » (детям раздаются лепестки разных цветов);
3 .Эмоционально – художественное оформление: выбор учениками картины, соответствующей радостному или грустному настроению; выбор музыкального фрагмента, соответствующего настроению; выражение эмоционального состояния в виде рисунка.
4 . Оценка эмоционального состояния (3-4 классы): -вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» Позитивные эмоции: -чувство победы; -восхищение; -веселье; -желание общаться; -радость; -ожидание сюрприза; -восторг; -сопереживание. Негативные эмоции: -страх; -уныние; -печаль; -тоска; -грусть; -тревога; -равнодушие; -обида.
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Цель : выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного Приёмы: -приём незаконченного предложения: «Мне было интересно…» «Мы сегодня разобрались…» «Я сегодня понял, что…» «Мне было трудно…» «Мне не понравилось…» «На следующем уроке я хочу…»
Я узнал понял удивился научился
-приём «Выбора афоризма или пословицы»: В начале урока учащимся предлагается 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы . Нужно выбрать понравившуюся фразу и запомнить . В конце урока учащиеся выбирают высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.
-приём оценки «приращения» знаний и достижения целей: «Я не знал…» «Теперь я знаю…»
-приём синквейна (пятистишье) /технология критического мышления; 1) Название темы. 2) Описание темы. 3) Описание действий. 4) Отношение к теме. 5) Синоним, повторяющий отношение к теме. М.Зощенко «Ёлка». 1) Лёля, Минька . 2) Бойкая, высокая, маленький, глупый. 3) Съела, взяла, разбил, отбил. 4 ) Остались одни. 5 ) Наказание.
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. УЧЕНИК ДОЛЖЕН не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. ВОПРОСЫ , которые задают себе ученики, владеющие рефлексией: Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?
Приёмы: 1. ПРИЁМ « ЛЕСТНИЦА УСПЕХА » Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);
2. Использование алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий);
ГРУППОВАЯ – учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Я приобрел… Мне захотелось…
Индивидуальная: -анкетирование (в конце урока учащиеся отмечают в карточках варианты ответов); можно попросить аргументировать свой ответ На уроке я работал (активно \ пассивно). Своей работой на уроке я (доволен \ недоволен). Урок для меня показался (коротким \ длинным). За урок я (не устал \ устал ). Моё настроение стало (лучше \ хуже). Материал урока мне был (полезен \ бесполезен; интересен \ скучен). Домашнее задание (лёгкое \ трудное; интересное \ неинтересное).
Рефлексия на уроках в начальной школе « Гномики » 1 гномик. Урок мне понравился. Я доволен. 2 гномик. Урок мне не понравился. Задания для меня были трудные. 3 гномик. Я узнал много нового, интересного и был удивлён. 4 гномик. Мне было безразлично. 5 гномик. Весь урок я скучал. 6 гномик. Мне было грустно на уроке. 7 гномик. Я ничего не понял. Весь материал перепутался в моей голове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».
В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии ....
Урок рефлексии "Путешествие по стране добра и зла"
Урок рефлексии для 1 класса...
Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"
Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....
Урок - рефлексии по темам: «Солнечная система», «Вращение Земли», «Пояса освещенности»
Урок по окружающему миру во 2 классе по УМК "Школа 2100". Использованы технологии деятельностного метода, интерактивного обучения....
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей да первых успехов значительн...
Организация рефлексии и развитие навыков рефлексии в начальной школе.
Рефлексия - обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе. Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, дет...