Исследовательский проект «Досуг подростка вчера и сегодня»
проект (4 класс)
Досуг подростка является одним из важных средств формирования личности, ведь в этой области реализуются многие социокультурные потребности подростка. Именно в данной сфере они могут максимально проявить свою индивидуальность, выбирая форму, место, время проведения досуга.
В основном досуг привлекает подростков свободой и добровольностью выбора, д эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную, производственную и игровую деятельности. Таким образом, досуг подростка является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
исследовательский проект
«Досуг подростка вчера и сегодня»
Актуальность
Досуг подростка является одним из важных средств формирования личности, ведь в этой области реализуются многие социокультурные потребности подростка. Именно в данной сфере они могут максимально проявить свою индивидуальность, выбирая форму, место, время проведения досуга.
В основном досуг привлекает подростков свободой и добровольностью выбора, д эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную, производственную и игровую деятельности. Таким образом, досуг подростка является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Часто среди родителей и детей происходят разногласия в сфере досуга. Старшее поколение порой не разделяет вид досуга своих детей, что связано с различиями круга духовных потребностей и интересов.
Исходя из выше сказанного, проблема проведения досуга современной молодежью является актуальной
Цель - анализ проведения досуга современного подростка и подростка прошлого века.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по вопросу подросткового досуга.
2. Провести опрос среди учащихся 5 класса.
3. Провести опрос среди взрозлых.
4. Выявить основные особенности проведения досуга современного подростка и подростков 90-х годов прошлого века на основании социологических исследований.
Объект исследования: ученики 5-х классов ,взрослые люди.
Предмет исследования: сравнение проведения досуга современного подростка и подростка 90-х годов прошлого века.
Методы: экспериментальный, анкетирование; поисковый и описательный; аналитический, предполагающий сопоставительный анализ отобранных данных
Хронологические рамки-кратковременные проект.
Практическая значимость исследования: материалы данной работы могут быть использованы при проведении бесед просветительского характера с подростками.
Глава 1.Теоретическая часть. Понятие досуг и его характеристика
В настоящее время на Западе слово «досуг» употребляется вместо термина «свободное время». Это во многом определяется происхождением данного научного понятия. Так, от латинского слова «liсere», означавшего «быть дозволенным, разрешенным», происходят английское «leisure» (свобода в выборе действий) и французское «loisir» (свободное время).
В русском языке слово «досуг» употреблялось уже в XV веке, тогда как выражение «свободное время» появилось лишь в начале XX века. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.В толковом словаре великорусского языка В.И. Даля можно найти следующее определение данного понятия: «Досуг – свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела».
Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики, которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Во многих источниках понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы.
Свободное время – это часть внерабочего времени, которая освобождена от семейных, общественных и бытовых забот. Свободное время можно использовать на что угодно, например, заниматься домашними делами. Некоторые люди предпочитают вовсе ничего не делать. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Досуг – это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, спортом, общением и другое.
Характеристика досуга прошлых веков.
Неоднородность мещанства, особенности хозяйственной деятельности обусловили различия между отдельными группами мещан в быту, в проведении повседневного и праздничного досуга.
Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие, общение с родственниками, знакомыми, соседями. В городах летом оставалась в основном трудовая молодежь: мастеровые, ремесленники, подмастерья, рабочие. В их летнем досуге так же, как и в осенне-зимнем, четко прослеживалось влияние крестьянского быта. В воскресные и праздничные дни на городских заставах, выгонах, пустошах с полудня до позднего вечера.
Досуг мужчин из мещанского сословия был более четко отграничен от домашних забот, чем досуг женщин, и они часто проводили его вне дома, преимущественно в мужских компаниях. Представители зажиточных слоев проводили свое свободное время в клубах за игрой в карты, в бильярд, в лото. Молодые люди из зажиточных семей нередко проводили время на танцах под духовой оркестр в клубах. Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы.
Конец XVIII - начало XIX вв. явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др.
В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, “ассамблеи” постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий.
Глава 2. Практическая часть. Сравнительный анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века
Интересно выявить и проанализировать причины тех изменений, которые претерпевают формы досуга с течением времени, являются ли эти изменения существенными.
В целях данной работы мною был проведён опрос на тему «Досуг подростка». В проведённом исследовании участвовали ученики 5-х классов В опросе приняли участие 20 человек. В качестве опросного метода был выбран устный опрос, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения.
В ходе опроса было выявлено, что 43% учеников свободное время предпочитают проводить в интернете, 23% - занимаются спортом, 12% учеников свободное время посвящают занятиям танцами, чтением, рисованием и прогулками на улице. 18% - прогулки на свежем воздухе, остальные 4 % - не смогли ответить на вопросы.
Современный подросток предпочитает слушать поп-музыку – 48%, классику слушает 10% опрошенных, рок – 12%, рэп – 20%, а остальные 10% - не слушают музыку вовсе.
Выявлено, что из всех опрошенных 75% предпочитают смотреть зарубежные фильмы, 20 % отечественное кино и лишь 5% вообще не смотрят телеыизор.
Что касается игр в свободное время, то в равном количестве опрошенные предпочитают спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол) и компьютерные игры – 34% соответственно. Настольными играми увлекаются 24% учащихся. А лишь 8% учеников не играют вообще.
Для выявления различий проведения досуга между поколениями было проведено анкетирование взрослых людей . Всего опрошено 15 человек. Все опрашиваемые были в устной форме ознакомлены с темой данного социологического исследования и понимали, что вопросы относятся к тому времени, когда им было 10-14 лет.
В ходе опроса было выявлено, что среди взрослых в свободное время 36% посещали различные кружки, 54% - занимались спортом, 22% - чтением, 30% - играми во дворе.
Среди любимой музыки взрослых преобладали такие виды как поп-музыка (44%), классика (14%), диско (26%), рэп (16%). Все опрошенные ответили, что их досуг был интересным без компьютера.
Большая часть взрослых предпочитала играть во дворе, чем отдыхать дома (88%). Среди игр отмечали лапту, «вышибала», прятки, классики, казаки-разбойники, игру со скакалкой, резиночки,настольные игры. Большинство опрошенных собирали коллекции . Взрослые коллекционировали вкладыши, календари, марки, открытки, фантики, монеты.
По результатам опроса выявлено, что половина взрослых предпочитала на каникулах отдых в деревне, 42% - отдых в лагере и лишь 8% - в городе.
Большинство взрослых (66%) считает, что время 80-х-90-х лучше современного, 20% опрошенных имеют противоположное мнение, 14% - затруднились ответить на данный вопрос.
Результаты опроса показали, что современные ученики проводят свой досуг и свободное время в основном дома, играя в компьютерные игры и в интернет-ресурсах, тогда как представители молодежи 80-х-90-х предпочитали проводить его на улице.Среди современной молодежи отмечается значительное снижение увлеченности чтением. Современные подростки предпочитают компьютер и интернет, а не книгу и игры с ровесниками во дворе. Но стоит отметить тот факт, что среди современных подростков спорт остается, по-прежнему, актуальным и интересным хобби.
Заключение
В своей работе я выдвигал гипотезу о наличии существенных различий в проведении досуга юношами и девушками двух поколений, которыми являемся мы и наши родители. В ходе исследования гипотеза подтвердилась. Выявленные различия достаточно существенны. Изменилось процентное соотношение между старыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом (например, широкое распространение компьютеров, телефонов, интернет-ресурсов). Кроме того выявлено значительное снижение увлеченности чтением среди современной молодежи.
Анализируя полученные данные в ходе опросов, можно сделать вывод, что большая часть подростков не имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Отмечается тенденция определённой части подростков к проведению досуга перед телевизором, компьютером, в интернет-ресурсах,
В качестве прогноза хочу предположить, что изменения, происходящие в досуге, будут углубляться. Возможно появление новых форм досуга. Но будем надеяться, что всё это будет не мешать, а способствовать активному участию российской молодёжи в жизни нашего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детская организация вчера и сегодня"
Разработка проекта включает: программу, план, задания, оценочный лист. Расчитана на 3-4 классы...
Урок ИЗО в 4 классе "Мое село вчера и сегодня. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Акварель."
Тема: Мое село вчера и сегодня. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Акварель.Цели: формировать понимание о многообразии представлений о красоте у народов, населяющих нашу страну, опре...
Статья воспитателя ГПД «Дошколёнок вчера, первоклашка сегодня»
В статье я попыталась проанализировать основные проблемы, которые возникают, когда ребенок приходит в первый класс...
Проект "Наша школа:вчера, сегодня,завтра"
Школа, школьные коридоры, школьный класс. Как много значат эти дорогие сердцу слова. И детские годы, а потом и юношеские, неразрывно связаны со школой.. И, став взрослым, мы обязательно будем памятью ...
Статья "Социальная работа: вчера и сегодня"
Статья "Социальная работа: вчера и сегодня" раскрывает организацию и проведение информационного дня в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального об...
Проект "Русская тряпичная кукла вчера и сегодня"
Проект был разработан совместно с руководителем кружка Дома детского творчества....
Проект Нижний Новгород вчера, сегодня, завтра. По дорогам, рекам и по небу я к тебе любимый Нижний еду
Проект "Нижний Новгород вчера, сегодня, завтра. По дорогам, рекам и по небу я к тебе любимый Нижний еду"...