Приемы работы по развитию речи на уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах.
учебно-методический материал по русскому языку

Надежда Викторовна Юркова

В данной статье представлены эффективные приемы работы по развитию речи на уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_raboty_po_razvitiyu_rechi_na_ur_rus_i_okr.docx14.05 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы по развитию речи на уроках русского языка
и окружающего мира в начальных классах.

        Развитие речи – одна из важнейших задач в начальной школе. Развитая речь позволяет ребенку действовать и решать проблемы в любых ситуациях, используя культуру речи и культуру общения. Хорошо развитая осмысленная речь – залог успешного обучения в школе.

       Приёмы и методы развития речи на уроках русского языка и окружающего мира:

1.Подбор эпитетов. (Например, ЗИМА белая, вьюжная, лютая, морозная, седая, снежная, суровая, холодная.)

2.Приём «Снежный ком». (Например, доступно и полно описать слово (явление, термин), используя синонимы, эпитеты, словосочетания.)

3.Метод «Автобусная остановка»:

      Обучающиеся делятся на группы. Группы распределяются по автобусным остановкам.

      На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с кластером по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал.

4. Составление кластера.

5.Использование на уроках окружающего мира современных и интересных пособий по краеведению. (Например, «Дневник путешественника по городу Перми и Пермскому краю», издательство «Планета» e-mail: metod-globus@mail.ru).

В дневниках путешественника представлен интересный материал о растениях Пермского края, в увлекательной форме подробно рассказывается о загадках Перми, о садах, парках, театрах, скверах, предприятиях, о музеях Перми, Осы, Нытвы.

Таким образом, систематическая и разнообразная работа на уроках русского языка и окружающего мира развивает речевые способности младшего школьника, способствует воспитанию познавательного интереса к родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Приемы развития УСТНОЙ речи на уроках ознакомления с окружающим миром

Приемы развития УСТНОЙ речи на урокахознакомления с окружающим миром...

Виды работ по развитию речи на уроках русского языка

Презентация на тему: "Виды работ по развитию речи на уроках русского языка" ....

Работа по развитию речи на уроках русского языка в начальной школе

Делюсь своим опытом работы по развитию речи учащихся начальных классов...

Организация работы по развитию речи на уроках русского языка в начальной и средней школе с учётом принципа преемственности и перспективности

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в са...