Приемы развития УСТНОЙ речи на уроках ознакомления с окружающим миром
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Приемы развития УСТНОЙ речи на уроках

ознакомления с окружающим миром

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы развития УСТНОЙ речи на уроках

ознакомления с окружающим миром

Уроки ознакомления с окружающим предоставляют большие возможности для речевого развития 6–7-летних школьников.

Задание 1. Изучите статью Коровайко И.В. о речевых разминках (см. Раздел 3). Примерами из статьи проиллюстрируйте основные этапы развития умений устной речи:

Первый этап. Развитие речевых умений строить диалог (ставить правильно вопрос, точно отвечать на него, поддерживать разговор, развивая диалог).

Второй этап. Формирование навыков в области диалогической речи и умений монологической речи.

Третий этап. Развитие речевого творческого воображения.

/ Начальная школа, 1993. - №10. – с.51-56

Коровайко И.В.  Речевые разминки как прием развития речи шестилетних учащихся на уроках ознакомления с окружающим миром

Одной из особенностей детей шестилетнего возраста является их речевая активность, желание поделиться с окружающими своими впечатлениями, мыслями, сомнениями. Однако эта потребность детей часто не реализуется, так как, во-первых, это связано с тем, что учебная ситуация обычно не располагает к откровенности и требует только правильности решения учебной задачи, во-вторых, многие дети этого возраста не умеют строить диалог, т.е. не владеют речевыми умениями и навыками. Поэтому неудивительно, что у ребенка со временем желание высказать свое мнение, обменяться собственными мыслями и чувствами гаснет. Для того чтобы обеспечить успешное речевое развитие ребенка, сформировать у него готовность к разнообразной речевой деятельности (диалог, рассказ, рассуждение, описание и др.), необходимо создать на уроке условия свободного и интересного общения, где учитель и ученики выступали бы как равноправные участники разговора.

Такие условия обеспечивает предмет «Окружающий мир». Попытаемся это доказать. Само содержание предмета «Окружающий мир» интересно для ребенка, так как знакомит его с миром предметов и природы, человеческими отношениями и общественными событиями. Эмоциональные впечатления, полученные в процессе ознакомления с окружающим, способствуют желанию передать свое отношение к увиденному. Одним из способов передачи этого отношения является речь ребенка. Большой чувственный опыт, приобретаемый ребенком в процессе ознакомления с окружающим, создает основу развития речи: активного словаря, его разнообразия, образности и эмоциональности языка. При изучении предметов и явлений действительности идет их освоение в связях, зависимостях и закономерностях, в которых они находятся, что обеспечивает развитие таких качеств речи, как доказательность, логичность, последовательность.

Учебный материал предмета «Окружающий мир» становится основой для развития готовности школьника принимать активное участие в беседе, споре, способности размышлять, придумывать. Конечно, необходимо использовать специальные приемы организации наблюдений, систематизации и обобщения полученных знаний, которые, решая конкретные учебные задачи по предмету, приближали бы занятие к естественным условиям общения, вызывали речевую активность, способствовали развитию языковых способностей и речевого творчества. Одним из таких приемов развития речи являются речевые разминки. Речевые разминки - это короткие по времени динамичные речевые упражнения. Они проводятся в непринужденной обстановке общения, а главная их цель - развитие речевых умений строить диалог, рассуждение, рассказ. Речевые разминки проводятся обычно в начале урока в течение нескольких минут. Руководство речевыми разминками несложное: учитель ставит учебную задачу, проводит инструктаж или показывает образец ее выполнения. После решения детьми поставленной речевой задачи дается анализ и оценка детских высказываний.

В зависимости от цели упражнений, выделяются несколько типов речевых разминок: 1) вопрос-ответ, 2) игровой диалог, 3) воображаемая ситуация. Дадим характеристику каждого типа.

Известно, что многие шестилетние школьники не умеют отвечать на вопросы. Это, на наш взгляд, прямо связано с неумением ребенка их формулировать. Вместе с тем обучение в школе предусматривает постановку вопросов учителем, а не учеником. Первый тип речевых разминок был назван «Спроси - отвечу». Конечно, дети сначала затрудняются в придумывании вопросов на свободную тему. Поэтому на первых этапах обучения учитель не должен предъявлять задание в слишком обобщенном виде: «Спросите меня о чем хотите». Необходимо конкретизировать задание, приблизить его к детскому.

Приведем пример:

- О чем тебя спросит бабушка, когда ты идешь из школы - спрашивает учитель.

Ответы детей:

- Что интересного было сегодня в школе?

- Что нового ты узнал?

- Тебя сегодня спрашивала учительница?

- Старался ты сегодня или нет?

- Как ты себя чувствовал?

- Ты кушать хочешь?

Учитывая возрастную потребность в игре, упражнения этого типа можно проводить в игровой форме. Например, учитель раскладывает на столе картинки с изображением разных предметов. Вызванный ученик выбирает одну картинку. Остальные пытаются угадать, что изображено на его картинке. Задают вопросы, на которые ученик у доски может отвечать однозначно: «да» или «нет». Такая игра учит точной постановке вопросов. Постепенно у детей вырабатывается умение задавать самые целесообразные вопросы, с помощью которых можно быстро определить задуманный предмет или объект. Коллективно отбирались группы вопросов, которые могли переходить от одного ведущего к другому и сужали сферу поиска. Например, ученик задумал предмет «книга».

- Это живое?- спрашивает ученик. - Нет. - отвечает учитель. - Это нужно для еды? - Нет. - Это одежда?- Нет.- Для учебы? - Да. - Учебник? - Почти да. - Книга? - Да.

Игровое упражнение «Вопросы «цепочкой» несколько отличается от предыдущего. Условия этой игры таковы, что не позволяют задавать вопросы, ответами на которые были короткие «да» и «нет». Дети должны сформулировать вопрос, чтобы соседу необходимо было дать развернутый ответ. Такие вопросы не могут остаться без ответа и требуют от детей осознанного подхода к построению своей речи. Приведем примеры подобных вопросов: чего тебе сейчас больше всего хочется? О чем ты задумался? Где ты был вчера? Какой фильм ты смотрел в кинотеатре? Почему ты такой грустный? На следующем этапе обучения для формирования эмоционального диалога используются упражнения типа «Встреча». Их проводят в форме ролевой игры, в которой участвуют двое. В качестве эмоциональной поддержки для постановки вопроса используются схематические изображения, которые дети очень легко читают. Например, дети подходят к доске. Один из них получает рисунок маски. На выражение ее лица ориентируется учащийся, который начинает диалог. Так, если в руке у собеседника маска грусти, то может состояться следующий диалог:

- Что случилось? Почему ты плачешь?

- Я потерял ключ от квартиры.

- Ничего страшного, закажете другой.

- Тебе хорошо говорить, а меня будет мама ругать.

- А ты все объясни.

- Все равно будет ругать.

- Где ты его потерял?

- В школе.

- Пошли поищем.

Эти упражнения можно разнообразить, использованы элементы антропоморфизма и перевоплощения. Приведем пример: к доске вызываются двое. Одни получает картинку с изображением грустного котенка, другой – с изображением веселого котенка. Учитывая наглядно-образный характер мышления, речевое задание может быть представлено в виде графической схемы, которая определяет путь диалога.

Что тебя огорчило?                                

 Я потерял друга.

Я заблудился.                                

Я хочу есть.

Почему ты такой веселый?        

 У меня хорошее настроение, потому что  на улице ярко светит солнце.

Мне удалось тайком слизать сметанку.

 Я перехитрил огромного пса, что бежал за мной.

Направлений для развертывания сюжета может быть много: чему ты удивляешься? Почему ты сердитый? Почему ты плачешь? О чем ты задумался? Дети разыгрывают диалог, выбрав одно из направлений сюжета.

Упражнения этого вида, основанные на использовании опорных графических изображений, облегчают поиск ответа, но в то же время требуют четкости при отборе языковых средств. Так, на вопрос «Что тебя огорчило?» нельзя ответить так же, как на вопросы «Почему ты сердишься?» или «Что тебя рассмешило?». Чем чаще дети участвуют в организованном диалоге, слышат обращенную к ним речь, опирающуюся на их восприятие, тем быстрее и организованнее развивается их собственная речь. В «игровом» диалоге вскрывается внутреннее существо ребенка и развязывается его язык в несравненно большей мере, чем при разговоре в коллективе. Ребенок знает, о чем спросить, знает, как ответить, но в то же время он сохраняет за собой свободу выбора.

Эти упражнения подготавливают детей к успешному выполнению более сложных речевых разминок, которые мы назвали «воображаемая ситуация». Здесь усложняются не только графические задания, но и сами учебные задачи. Эти упражнения являются переходными от диалога к монологу. В отличие от предыдущего типа они ставят детей в условия воображаемой ситуации и требуют от них выдумки и речевого творчества. Приведем фрагмент урока.

Учитель вывешивает на доске схему-опору (профиль человека) и рисует в ней солнце и цветы.

- Отгадайте, о чем я думаю?

Вы думаете о лете, о том, как будете

 собирать цветы на лугу.

Учитель просит нарисовать, а потом

рассказать, о чем думают дети. Вот их рассказы:

«Я нарисовал у себя котенка. Мне очень хочется, чтобы мне его подарили на день рождения. Я хочу, чтобы он был маленький и пушистый. Чтобы шерстка у него была белая с черными и рыжими пятнышками. Я хочу, чтобы это была кошка. Когда она вырастет, у нее будут котята, и я буду всем их дарить».

«Я нарисовал «пятерки». Я хочу учиться только на «5». А еще мне нравятся маленькие машинки. Одну такую я нарисовал».

Как видно, рассказы детей отличаются логикой, последовательностью, целесообразным использованием лексики. Свои переживания дети охотно претворяют в речь. Потребность поделиться своими мыслями является пособником в деле развития их языка. Обращаем внимание на значение для развития речи детей стремления графически передавать свой внутренний мир. Как продукт собственного творчества детей рисунки особенно ценны в интересах развития их языка.

Одним из вариантов этого упражнения может быть конкурс на лучшего выдумщика. Выдумывать — естественная потребность ребенка. Рассказывая придуманные истории, дети учатся точному словоупотреблению, образному и яркому повествованию. Графическая подсказка в данном случае не требуется, достаточно учителю задать только направление мысли. Например: «Придумайте невероятную, неправдоподобную историю о том, как вы вчера провели вечер».

Более сложными упражнениями являются упражнения на «озвучивание». В них для развития речевого воображения используются не графические, а звуковые схемы. Как известно, дети этого возраста любят сопровождать свои игровые действия или рассказы звуковыми сигналами. Эту особенность шестилеток мы использовали: звуковые опоры служат ориентирами, определяющими события и их последовательность. Для облегчения решения речевой задачи учитель сначала дает название рассказа, определяющее тему повествования, например:

- Сейчас мы сочиним веселый рассказ. Называется он так: «Бегемот и надоедливая муха». Помогут нам составить рассказ звуки: Ж-ж-ж..., дзинь. Ж-ж-ж..., трах. Ж-ж-ж..., хлоп. Ж-ж-ж..., бац,— говорит учитель. Приведем рассказ Артема: «Толстый неуклюжий бегемот гонялся за мухой в маленькой комнате. Муха жужжала и надоедала бегемоту. Она села на будильник. Бегемот сбил будильник, и он зазвенел. Бегемот погнался за мухой, споткнулся о стул: «Трах!» Муха подлетела к самому носу бегемота, он хлопнул в ладоши, но муха успела улететь. Тогда бегемот взял газету, выследил муху. Когда она села, со всей силой стукнул по ней: «Бац!» Но муха была хитрой, она вылетела в окно».

Темы подобных творческих рассказов могут быть разнообразными: «Звуки дома», «Звуки леса», «Звуки нашего города» и др. Эти упражнения позволяют легко и ненавязчиво учить детей составлять композиционно стройные повествования с яркими образами и захватывающим сюжетом. Элементы антропоморфизма дают простор для фантазии и творчества. Свобода речевого самовыражения делает детей раскованнее и смелее в замыслах и их словесном воплощении.

Целью упражнений «Загадывание» является не только развитие речевого воображения, но и формирование навыков описания. Загадки развивают художественное чутье, наблюдательность, учат точному употреблению слов. Такая работа не только интересна, но и полезна для ребенка, так как удовлетворяет возрастную потребность в интеллектуальной активности. Работая над составлением загадок, дети учатся выявлять существенные признаки предмета, замечать в предмете то, что отличает его от других, и то, что делает предметы похожими. Попутно проводится работа над синонимами, антонимами. Школьники учатся использовать сравнения и метафоры. Приведем пример такого упражнения.

- Приглашаю всех на овощной базар. На прилавках столько всего! Выбирайте на свой вкус! Но продавец не простой. Он продает только тем, кто умеет придумывать загадки. Не называя овощ, опишите его так, чтобы продавец догадался. Скажите, какой он формы, цвета, на что похож, какой на вкус,- сообщает учитель.

Одно из самых сложных упражнений «Отгадай, кто я» основано на умении детей видеть необычное в обычном и развивает умение сравнивать, сопоставлять и выражать в ротком, четком высказывании свою мысль. Каждый ребенок загадывает какой-либо предмет и зашифровывает отгадку в рисунке. Например, загадав слово ёж, он рисует массажную щетку на маленьких ножках. Затем показывает классу свой рисунок и поясняет: «Бегает по лесу щетка, но никого не чистит». Другие примеры: школьник задумал слово ёлка, а на рисунке - иголка с ниткой. («Много-много иголок, но все без ниток»); сидит под горкой Егорка, шапка красная, ножка одна - коричневая» (на рисунке - маленький человечек - гномик в красной шапке) и др. Такие упражнения учат детей смотреть на все «своими» глазами, по-своему оценивать увиденное. Кроме того, дети осваивают принцип построения загадок, и им раскрываются разные стороны словесного творчества.

Мы советуем учителю использовать этот прием развития речи. Уже после нескольких включений речевых разминок в структуру урока педагог убедится в том, что они успешно решают речевые задачи и органично входят в любую тему урока. Динамичные и разнообразные, они с первых минут урока настраивают на рабочий лад, создавая обстановку интересного речевого общения. Гибкие по своему тематическому содержанию, они легко вписываются в тему урока и решают наряду с речевыми и другие учебные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗМ "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.

Рабочая программ по учебному предмету озм   «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»...

Конспект урока развития устной речи на основе изучения окружающего мира "Рыбы. Внешний вид. Среда обитания" с презентацией

Урок развития устной речи проведен в 4 классе коррекционной школы VIII  вида в рамках проведения семинара-практикума "Обучение и воспитание успехом". Урок проведен в форме деловой игры. На уроке ...

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира...

Е. Д. Худенко, С, Н. Кремнёва "Развитие устной речи" (на основе ознакомления с окружающим миром)

Данная книга является основынм учебным пособием по предмету "Развитие устной речи" в 1-ом классе коррекционной школы VIII  вида, которое содержит систему коррекционно-развивающих игр и заданий, н...

Конспект урока развития устной речи на основе знакомства с окружающим миром на тему "Посуда и уход за ней" 4-й класс.

Конспект урока развития устной  речи на основе знакомства с окружающим миром рассчитан на учащихся 4 класса  в специа...

Нетрадиционные приемы развития устной речи

Нетрадиционная форма обученя - такая форма обучения, которая делает урок разнообразным и необычным!...