«Эффективные методы и приемы работы над развитием речи в начальной школе»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Выступление на ШМО учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_po_rr.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление ШМО на тему
«Эффективные методы и приемы работы над развитием речи в начальной школе»
Работая над данной темой, изучала научные работы педагогов, занимающихся проблемой развития речи детей младшего школьного возраста
Актуальность темы заключается в том, что в системе школьного обучения развивающие возможности предметно-пространственной среды сведены к минимуму, что неоправданно сокращает возможности для реализации творческих проявлений ребенка. Существует ряд причин низкого уровня мастерства учащихся в области речевых навыков.
Уровень их развития влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом.
В психолого-педагогических науках процесс развития речи рассматривался такими учёными, как М.Р. Львовым, И. А. Зимней.
И в настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на обучение школьников различным видам речевой деятельности и формированию КРУ находится в центре внимания учёных-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики связной речи отражены в трудах Т. А. Ладыженской, С.К. Тивиковой.
Для достижения результата деятельности целью поставила перед собой создание системы работы, направленной на достижение положительной динамики коммуникативно-речевых умений младших школьников.
Формирование данных умений на уроках русского языка и литературного чтения будет проходить более эффективно при использовании определенного комплекса творческих заданий -предполагающих вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.
Отбираю эффективные творческие задания на основе УМК «Школа России»учебники по русскому языку для 1-4 классов, авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
Но с помощью заданий, представленных в учебнике, вполне возможно сформировать только половину необходимых умений, в частности: умение ориентироваться в ситуации общения, раскрывать тему и основную идею высказывания, правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка.
При этом следует отметить, что для качественного формирования остальных умений, таких как умение контролировать свою речь в процессе высказывания, умение отбирать и систематизировать материал для высказывания, умение создавать высказывание в определенной композиционной форме в зависимости от типа и стиля речи, в учебниках представлено недостаточное количество заданий.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки комплекса упражнений, направленного на формирование всего спектра коммуникативно-речевых умений младших школьников в образовательной деятельности.
Все творческие задания несут познавательную, развивающую, мотивационную, смыслообразующую, контролирующую и функцию самореализации личности.
Их можно объединить в несколько групп в соответствии с такими сторонами текста, как его содержание, структура и языковые средства.
Поэтому творческие задания, которые я использую в своей работе, распределила по классификации Скалкина. Представляю уважаемому жюри.
I. Респонсивные (вопросно-ответные) упражнения первой группы, которая включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения.
Такие упражнения как:
-Прием «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» использую в начале урока, даю загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
-«КРОССВОРДЫ» хорошо помогают в знании значений слов по разным темам уроков
-Прием «КЛАСТЕР» использую для ориентации в содержании текста и понимании его смысла.
-«ПЕРЕХОД В ПРИРОДУ»- использую при написании сочинений и изложений о животных и птицах, а также при знакомстве с текстами о животных.
-«РЕЧЕВЫЕ РАЗМИНКИ» - любимый прием детьми, цель которых -организация речевой тренировки, речемыслительной деятельности, естественной обстановки общения.
II. Вторая группа -Игровые и композиционные -– это умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры, направлены на организацию общения или устных выступлений.
При построении текста часто использую
-Прием «ВОСТАНОВИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ»
- Предлагаю вам посмотреть фрагмент урока с данным приемом.
-«СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ»- помогают ребенку развивать фантазию, логику и главное учат его развернутой речи.
-«ОПОРНЫЕ СЛОВА»- помогают понять, о чем говорится в тексте.
- С помощью них можно понять тему текста и его главную мысль, определить хронологию событий.
-«КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»-большую помощь оказывают в работе с изложением и сочинением
- Чтобы сочинение получилось стройным, необходимо соблюдать соответствие между частями текста, для этого использую прием «ПОСТРОЕНИЕ ДОМА»
-Упражнения, формирующие умения создавать части текста по готовому тексту
- Разнообразные «ИГРЫ со словами» можно включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё. Вот некоторые из них.
-«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»-
- «КОММУНИКАТИВНЫЕ, ЭЛЕКТРОННЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»
-«РОЛЕВЫЕ И ИГРЫ, ИМИТИРУЮЩИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ- Поле чудес, Эрудит, Слабое звено, Своя игра-использую при обобщении темы или раздела.
III. К 3 группе КРУ относятся Ситуативные и Дискутивные –т.е. упражнения, при использовании которых процесс обучения строится на ряде ситуаций, естественных или учебных, возникающих в реальной жизни с участием большого количества учащихся.
-Прием «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО» эта речевая игра помогает ребенку чувствовать рифму, развивать речь, запоминать новые словоформы, образные выражения
-«ПОСЛОВИЦЫ»- созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.
-«ПОГОВОРКИ»- Знакомство с ними в школе прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует усвоению грамматики и обогащает учащихся народной мудростью.
- Приёмы работы с «ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ» также развивают мышление учащихся, обогащают словарный запас младших школьников.
-Упражнения с «СИНОНИМАМИ»-позволяют избежать повторения в речи одних и тех же слов
- «АНТОНИМЫ»- очень сильное стилистическое средство языка. Упражнения над антонимами требуют от ученика умения сравнивать, сопоставлять, противопоставлять и тем самым содействуют развитию мыслительных способностей детей.
-Упражнения, направленные на «ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА»- позволяют расширить знания учащихся о богатстве и разнообразии лексики русского языка.
-Применение приема «АССОЦИАЦИЙ» на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас
-Упражнения на выделения действий предметов
-Упражнения на выделения признаков предметов- для отработки умения обобщать, сравнивать и выделять существенные и несущественные действия и признаки.
-«РИСОВАНИЕ СЛОВОМ»– этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов .
-Предлагаю вам посмотреть фрагмент урока чтения, где использовался данный прием.
IV. Репродуктивно-творческие– четвертая группа умений, связаны с воспроизведением услышанного или прочитанного, где первоначальные знания закрепляются и переходят уже в навык.
-«ЗАГАДКУ» - даю в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие или придумать ее самим.
-Работа с ассоциативным полем слова-прием «МАГНИТ»-позволяет представить отдельно взятое слово с разных позиций. Дети, читая текст выписывают ключевые слова, располагая вокруг главного.
-«ПЕРЕХОД В КАРТИНУ»-прием вхождения в картину. Дети рассказывают о том, что почувствовали бы, оказавшись там.
- Творческая форма рефлексии - «СИНКВЕЙН- это небольшой текст, который требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
-«ТЕМА В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ»- заключается в организации работы учащихся в парах или небольших группах. Данный прием использовала на открытом урока при дифференцированной работе.
-Упражнения, формирующие коммуникативно-речевые умения создавать новый текст на основе данного- такие упражнения формируют умение пользоваться языком как средством общения.
-Такие упражнения использую для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания..…
-Данный комплекс творческих заданий и упражнений является не единственным по формированию коммуникативно- речевых умений. С помощью подобных заданий дети научатся взаимодействовать с другими детьми в разных видах деятельности, Это активизирует их общение, которое является неотъемлимой частью урока, и в свою очередь повысит качество учебно- воспитательного процесса.
Необходимость формирования обозначенных выше коммуникативных умений объясняется тем, что без специальной работы школьники не овладевают ими в должной мере, а наоборот создадутся предпосылки для общего речевого развития, что поможет им в учебе в среднем и в старшем звене).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
Методы и приемы работы по развитию речи...
Современные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников.
В статье рассмотрены современные методы и приемы по формированию навыков речевой деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе.
Использование данных методов, форм и приемов работы способствует тому, что процесс запоминания словарных слов становится творческой, полезной и развивающей игрой....
Самообразование по теме: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор...
Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе
Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе...