Статья по теме "Коррупция в современном образовании".
статья
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав иностранных граждан и граждан Российской Федерации. В соответствии со ст.1 ФЗ «Об образовании» Россия провозглашает область образования приоритетной.
В главе 2 статьи 43 Конституции РФ гарантируется каждому гражданину право на образование, устанавливая при этом обязательность основного среднего образования, его общедоступность и бесплатность в государственном или муниципальном образовательном учреждении, а также возможность на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Коррупция в сфере образования постепенно отменяет действие этой статьи. Она способствует определенной дискриминации российских граждан по их социальному статусу и уровню жизни, нарушая конституционный принцип равенства и общедоступности соответствующих услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korruptsiya_v_sovremennom_obrazovanii_romanova_m.a.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат на тему:
«Коррупция в современном образовании»
Подготовила слушатель курсов:
Романова М.А.
Санкт- Петербург
2023г
Содержание:
Введение
Глава 1. Содержание понятия «коррупция» и ее роль в системе образования.
- Содержание понятия «коррупция»
- Роль коррупции в системе образования.
Глава 2. Причины и последствия распространения коррупции в системе образования.
2.1. Причины появления и развития коррупции.
2.2. Последствия развития коррупции.
2.3. Действенные методы борьбы с коррупцией.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».
(Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ)
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав иностранных граждан и граждан Российской Федерации. В соответствии со ст.1 ФЗ «Об образовании» Россия провозглашает область образования приоритетной.
В главе 2 статьи 43 Конституции РФ гарантируется каждому гражданину право на образование, устанавливая при этом обязательность основного среднего образования, его общедоступность и бесплатность в государственном или муниципальном образовательном учреждении, а также возможность на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
Коррупция в сфере образования постепенно отменяет действие этой статьи. Она способствует определенной дискриминации российских граждан по их социальному статусу и уровню жизни, нарушая конституционный принцип равенства и общедоступности соответствующих услуг. Преодоление коррупции в России во многом осложняется тем, что в системе образования коррупция стала нормой жизни, а в некоторых случаях и единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам.
Целью работы является обнаружение несовершенства и «пробелов» в российском законодательстве о противодействии коррупции применительно к сфере российского образования.
Предмет исследования- образовательные отношения, связанные с возникновением действий, сходными с коррупционными деяниями.
Объект исследования- деятельность государства, направленная на противодействие коррупции в сфере образования России.
Глава 1. Содержание понятия «коррупция» и ее роль в системе образования.
1.1. Содержание понятия «коррупция».
Этимология «коррупция» («corruptio») означает «подкуп», «порча», «упадок», «совращение». Определение «коррупция» содержатся в толковом словаре, под которым понимается моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. Явление коррупции известно с древнейших времен. Термин коррупции появляется в различных странах. Например, исследуя специфику политики и государства, Аристотель писал, что коррупция – неправильная форма монархии, тирания. В Риме под коррупцией понималась деятельность нескольких лиц, нацеленная на нарушение нормального судопроизводства или управления обществом. В эпоху Средневековья термин «коррупция» имело церковное, каноническое значение и означало некое проявление греховности человека. Политический деятель Н. Макиавелли сравнивал коррупцию с болезнью, которую тяжело распознать, но легче вылечить тогда, когда она не запущена. До середины 16 века на Руси была введена система кормлений, означающая, что князья давали жалования должностным лицам за счет местного населения в период их службы. Однако из-за многочисленных жалоб на случаи вымогательства со стороны должностных лиц, система кормления была отменена в 1555 году, и Иван Грозный ввел порядок содержания служащих за счет казны, а также первым ввел запрет на взятки – посулы. В последующие исторические периоды главы государства активно боролись с этим преступлением. Международные стандарты, а именно Конвенция ООН против коррупции также закрепляют эффективные меры по противодействию и ее предупреждению. Коррупция как явление проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: медицине, образовании, культуре, государственных и муниципальных органах и т.д.
Коррупция в сфере образования – это комплексное экономическое, политическое, социальное и юридическое понятие, характеризующееся получением незаконного вознаграждения преподавателями образовательных учреждений и корыстное использование ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий. Коррупция в образовании подрывает всю образовательную систему, являющуюся важнейшим сектором экономики.
1.2. Роль коррупции в системе образования.
Коррупция как системная угроза национальной безопасности представляет собой рынок теневых услуг, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурологическими. Современная коррупция характеризуется наличием регулярных и долговременных социальных действий, определенных коррупционных проявлений, часть из которых представляет собой уже известные теневые схемы, экономические преступления, финансовые махинации, используемые преступниками для отмывания «грязных» денег, а также другие уникальные в видовом отношении процессы.
К основным формам коррупции в образовании могут быть отнесены:
- нецелевое использование бюджетных средств;
- взятки при аккредитации учебных учреждений;
- незаконное получение свидетельств и документов об образовании;
- неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса;
- вымогательство преподавателей во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов и зачетов);
- давление студентов, не желающих учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки);
- давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и др.
В соответствии с положениями «Национальной стратегии противодействия коррупции», утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460, главной целью борьбы с коррупцией в области образования должно стать искоренение причин и условий, ее порождающих.
Глава 2. Причины и последствия распространения коррупции в системе образования.
2.1. Причины появления и развития коррупции.
Среди основных причин коррупции в образовании можно отметить:
- низкий уровень оплаты труда педагогов;
- недостаточно высокий статус педагога в обществе;
- снижение квалификации профессорско-педагогического состава образовательных учреждений;
- искажение критериев, используемых при назначении на административные должности в образовательных учреждениях;
- формальность аттестации преподавательского состава, отсутствие конкуренции при распределении учебной нагрузки;
- общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.
2.2. Последствия развития коррупции.
Коррупция в системе образования имеет более опасные социальные последствия, чем, например, в политике или бизнесе. Учебное заведение, получившее аккредитацию за счет дачи взятки, будет выпускать специалистов низкопрофессионального уровня. Взяточничество внутри вуза ограничивает конкуренцию и профессорско-преподавательского состава, и студентов, что существенно снижает качество образования. Кроме того, взятки в вузе приводят к тому, что рейтинг его студентов на рынке труда значительно снижается: коррупционная репутация вузов имеет серьезные негативные последствия для его выпускников.
Образование потенциально выполняет две функции на рынке труда: инвестиции в человеческий капитал и повышение производительности труда. Мы ожидаем, что каждый дополнительный год получения высшего образования увеличивает заработки, поскольку студент приобретает новые знания, навыки и жизненные ценности. Во-первых, и студент, и общество получают выгоду от частных инвестиций в высшее образование. Во-вторых, законченное высшее образование может быть для работодателей показателем того, что студент отличается большими способностями, что он честен, что он обладает потенциалом продуктивного работника, т. е. это является критерием подбора кадров. Только самые способные студенты в состоянии завершить высшее образование, потому что у них связанные с этим затраты (времени, денег и усилий) ниже, чем у других студентов. Если образование сигнализирует о возможностях на рынке труда, индивидуальные инвесторы оказываются в выигрыше от получения высшего образования, но выгода для общества мала. Коррупция сокращает как частные, так и общественные выгоды от инвестиций в образование.
2.3. Действенные методы борьбы с коррупцией.
Высочайший уровень коррупции в нашем государстве приводит к тому, что наша Родина год от года утрачивает собственную вкладывательную привлекательность. И, в соответствии с этим, убавление числа обучающихся в Российской Федерации приводит к снижению престижа отечественного высшего образования. Коррупция в отечественном образовании носит системный характер, а любые шаги по ограничению коррупции в образовании до сих пор носят либо символический, либо фрагментарный характер.
Существует много механизмов, которые государственные университеты могут использовать, чтобы снизить вероятность распространения коррупции и уменьшить представление о том, что они коррумпированы.
В своей работе «Образование и коррупция» Стефан Р. Хайнеман дает характеристику системы образования, свободной от коррупции:
– равенство доступа к получению образования;
– честность при распределении учебных программ и материалов;
– честность и прозрачность критериев выбора высшего образования;
– честность при проведении аккредитации, в которой все учебные заведения равно оцениваются по системе стандартов, открытых для общественной огласки;
– честность при получении образовательных услуг и товаров;
– поддержание системы профессиональных стандартов теми, кто возглавляет учебные учреждения, кто осуществляет преподавательскую деятельность, независимо от форм собственности учреждения: частной или государственной.
На нынешний день такой нашу систему образования охарактеризовать нельзя. Но, внедрение таких механизмов могло бы стать обязательным условием для университетов в тех странах, которые рассчитывают на то, что их дипломы будут объявлены эквивалентными дипломам университетов ЕС, или которые надеются на поддержку международных партнеров.
Заключение.
Таким образом, в сфере образования на сегодняшний день фиксируется весьма высокий уровень коррупции. Эту сферу отличает наличие мощных стимулов к даче взяток: убежденность в невозможности или крайней трудности получения формально «положенной» услуги, желание получить «неположенную» услугу и стремление застраховаться на случай неудачи. Особую тревогу вызывает то, что сегодня значительная часть семей не только знает о случаях взяточничества в сфере образования и вполне терпимо к ним относится, но и не скрывает своей склонности решать возникающие проблемы коррупционным путем.
Список используемой литературы.
- Юхачев С. П. Коррупция в системе образования: типология и последствия // Социально- экономические явления и процессы.- 2008.- № 3. — с. 47.
- Бейсембаева Н. А. Проблема коррумпированности в сфере образования и пути её решения в современной России // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — с. 67.
- Кузнецов Г. Г. Коррупция в РФ: противодействие и ликвидация// Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 6. — с. 58.
- Хайнеман Стефан Р. Образование и коррупция // Народное образование. 2004. — № 9.
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».
- Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // [электронный ресурс] СПС «Гарант» / Компания «Гарант».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе - приоритетная задача современного образования"
В условиях модернизации российского образования использование ИКТ в работе с младшими школьниками является одной из приоритетных задач. Младший школьный возраст отличается неустойчивым вниманием. Оно ...
Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."
Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...
статья «ИКТ – технологии в современном образовании: ресурсное обеспечение педагогической деятельности»
статья рассказывает о пользе и вреде использования ИКТ в педагогическом процессе...
Статья "Технологии и методики в современном образовании".
В статье для методического объединения учителей начальных классов рассмотрен0 понятие "технология", разнообразные виды классификаций этих технологий, формы и методы технологий, факторы...
Публикация. Статья. Формирование гражданской идентичности, духовных нравственных ориентиров - приоритетная задача современного образования
Аннотация: актуальность изучения гражданской идентичности заключается в совершенствовании общества, превалировании гуманизма и демократизма. В статье представлены ключевые особенности формирования гра...
Статья "Проблемы современного образования"
В данной статье говорится о проблемах современной системы образования России и необходимости введения новых реформ, способных повысить образовательный уровень россиян....
Статья "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ".
Данная статья была представлена на Всероссийской научно-практической конференции "Инновации в образовании: идеи, поиски, решения". Статья написана в соавторстве с Плотниковой Т.Д....