статья «ИКТ – технологии в современном образовании: ресурсное обеспечение педагогической деятельности»
статья по информатике

статья рассказывает о пользе и вреде использования ИКТ в педагогическом процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_imts.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сапожникова  Ольга Александровна, ГБОУ СОШ №180 с углублённым изучением английского языка, воспитатель ГПД

тема: «ИКТ – технологии в современном образовании: ресурсное обеспечение педагогической деятельности»

В современном мире компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Компьютерные технологии в последнее время активно используются и в образовательной сфере. Всё чаще педагоги задаются вопросом: а надо ли современному педагогу умение владеть компьютерными навыками? Стоит ли их совершенствовать педагогам уже владеющим компьютерной грамотностью? Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них:

- всесторонне облегчить работу педагога и при этом помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

- укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе.

- добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат

- сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным

- сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения

- внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся

- выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы

Одна из актуальных задач современного педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, а также помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

Ну а в каких педагогических ситуациях возможно применение ИКТ? Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:

-  при объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему. Яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.

- при организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.

- При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:

- Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

-  Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

-  Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами.

Главное понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

Как и любое средство, использование ИКТ имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Поэтому важно такое построение учебного процесса, которое позволит максимально использовать положительные стороны, а именно:  

- обеспечить высокий уровень интерактивности между всеми участниками учебного процесса (учеником, учителем) и материалом

- постоянно совершенствовать различные учебные стили и взаимодействия  

- обеспечить системность в организации учебного процесса.  

Можно привести следующие основные положительные моменты применения компьютерной техники при индивидуализированном подходе к учебному процессу:

 - применения компьютеров в обучении – это постоянный и объективный контроль

- формируются навыки практической работы с любым техническим оборудованием с помощью компьютерных тренажеров

- углубление теоретических знаний и применение их в практической работе

- реализация в обучении справочно-информационных, коммуникативных, конструкторских, мультимедийных функции

- упрощение управления учебным процессом с помощью применения современных компьютерных технологий и технических средств

- развитие личности ученика и его адаптация в мировом информационном пространстве

- развитие критического мышления

- индивидуализация обучения

Но как любое явление здесь есть и обратная сторона медали. Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий. Следует отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера, а так же негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье, особенно младших  школьников. Происходит увеличение информационного потока и ускорение темпов учебных действий, что влечет к эмоциональным перегрузкам. Отсюда у многих школьников, особенно младших классов, наблюдаются частые эмоциональные возбуждения.

Для экономии сил и времени учащиеся заимствуют из сети Интернет готовые проекты, сочинения, решение задач. При этом они не обращают внимание на правильность и достоверность информации.  Это не способствует повышению эффективности обучения и воспитания. Из-за колоссального объема информации, предоставляемого некоторыми средствами информатизации, возникает отвлечение внимания школьника. К сожалению, проблемы возникают и при использовании хороших презентаций. Вот некоторые: чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное). И если на всех шести уроках используется презентация, то ученики и учитель сидят при искусственном освещении, без дневного света. Нормально ли это? Естественно, нет. Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения. Некоторые учителя объяснение нового учебного материала заменяют на переписывание учениками информации со слайда (озвучивая или нет), особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе. Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую.  

Выполнение условий эффективного обучения на уроке с применением средств ИКТ:

- разнообразие форм и методов организации учебного процесса

- управляемость учебного процесса

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения

- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы

- формулирование системы понятий по теме урока

- систематизация и интеграция знаний

- повышение плотности урока

- повышение привлекательности рассматриваемого материала

- стимулирование самостоятельной работы обучающихся с учебниками, электронными справочниками

- организация оперативной оценки работы учащихся сразу по ее завершению (тестирование).

Принцип информационного взаимодействия, диалоговый характер обучения:

- активная позиция обучающегося в учебном процессе

- формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию

- уровень коммуникации учитель

- ученик в процессе урока

- уровень коммуникации учеников между собой в процессе урока

- сотрудничество между учеником и учителем.

Частое использование ИКТ приводит к приучению детей к тому, что решать те или иные задачи они могут только в подобных вариантах. Неиллюстрированный урок уже не вызывает активности. В настоящее время широко стала использоваться на уроках интерактивная доска. Она приобщает детей к зрелищности, умению мыслить и анализировать. Ведь педагог при ее помощи может знакомить детей с окружающим миром, историей. Интерактивная доска является инструментом яркого визуального представления данных по всем предметам. Но обучающихся нужно приучать и к работе с учебником и книгой; учить находить в них информацию, обучать цитировать печатные издания.

Необходимо соблюдать санитарные правила и нормы, регламентирующие возможности применения ИКТ в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать:

- для учащихся 1 класса – 10 минут

- для учащихся 2-5 классов – 15 минут

- для учащихся 6-7 классов – 20 минут

- для учащихся 8-9 классов – 25 минут.

Рассмотрев особенности внедрения информационных технологий в учебный процесс и их влияние на качество знаний учащихся, можно сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии значительно повышают эффективность обучения. Но, взрослому следует учитывать негативные нюансы и тщательно продумывать использование ИКТ на каждом этапе урока и внеурочной деятельности. Ведь главное не нанести вреда психике и здоровью ребенка, не вызвать привыкания, а пробудить в нём интерес к познанию мира.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовании начальной школы

Одним из результатов обучения в начальной школе должна быть готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение использовать полученную информацию для дальнейшего самообразов...

-Использования занятия-квеста как интерактивной технологии в современном образовании для развития личностных качеств учащихся.

про квест-занятие можно сказать следующее: занятие-игра, которое представляет собой определенный сюжет или определенную последовательность действий с определенными правилами, на протяжении которого пе...

Педагогические технологии в современном образовании

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составл...

Статья "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ".

Данная статья была представлена на Всероссийской научно-практической конференции "Инновации в образовании: идеи, поиски, решения". Статья написана в соавторстве с Плотниковой Т.Д....

Статья "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ".

Данная статья была представлена на Всероссийской научно-практической конференции "Иновации в образовани: идеи, поиски, решения". Статья написана в соавторстве с Кечкиной О.Ф....

Статья Дистанционные технологии в современном образовании

В статье рассмтрены особенности, преимущества, принципы, методы и формы дистанционного обучения....

Мотивация учебной деятельности учащихся. (СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ «ПРОФЕССИЯ, ЧТО ВСЕМ ДАЁТ НАЧАЛО: РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ» III международная педагогическая конференция.(стр.147)

Статья посвящена вопросу мотивации учебной деятельности учащихся. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учебной деятельности....