Статья "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ".
статья
Данная статья была представлена на Всероссийской научно-практической конференции "Инновации в образовании: идеи, поиски, решения". Статья написана в соавторстве с Плотниковой Т.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_stati_kechkina_of_i_plotnikova_td.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Кечкина Ольга Федоровна,
учитель начальных классов ГБОУ «Школа №1239», г. Москва
Плотникова Татьяна Дмитриевна,
учитель начальных классов ГБОУ «Школа №1239», г. Москва
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Современная система образования переживает период переосмысления ее философских оснований, стратегических направлений, общих целевых установок, методов и средств их достижения. Необходимость изменения обусловлена развитием современного общества, внедрением в образовательный процесс инновационных технологий, переходом к освоению новых информационно-коммуникативных технологий обучения, технологий дистанционного обучения.
В этой связи базовыми результатами образования становится умение учиться и познавать мир, в том числе с активным использованием информационных и коммуникативных технологий, технологий дистанционного обучения, сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи.
Тема статьи: информационные технологии в образовании.
Цель: ознакомление с основными средствами и возможностями ИКТ-технологий, дистанционных технологий и их ролью в обучении младших школьников.
Задача: способствовать осознанию необходимости широкого применения информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Ключевые слова: дистанционное обучение (ДО), дистанционные образовательные технологии (ДОТ), информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), ИКТ-компетентность, информационно-образовательная среда (ИОС), универсальные учебные действия (УУД).
Текст статьи
Образование – не средство к жизни;
Образование – сама жизнь.
Джон Дьюи
Основные задачи модернизации российского образования связаны с повышением его качества, эффективности, доступности. В период существенных преобразований и переосмысления общественных, социально-педагогических процессов и явлений активизируется поиск их объективных методологических оснований. В качестве обобщенной методологической основы при исследовании педагогики, социологии, психологии и других наук выступает компетентностно-деятельностный подход, предполагающий широкое использование учащимися ИКТ-технологий. [4, с. 13]
Современная идеология обусловливает переход школы к реализации новой образовательной парадигмы. Она требует принципиальных изменений в содержании образования, а также качественно иного методического мышления учителя. Школа призвана воспитать человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. [3 с. 4]
Использование информационных и коммуникативных технологий, технологий дистанционного обучения – это не новое веяние моды, а необходимость, диктуемая нам сегодняшним днем, нынешним уровнем развития образования.
Основная цель применения ИКТ – повышение качества обучения. С помощью ИКТ-технологий можно решить следующие задачи:
-способствовать формированию универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных) у учащихся;
- обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
- получить широкий доступ к учебно-методической и научной информации; электронным образовательным ресурсам и др.;
- предоставить возможность для самообучения и самопроверки полученных знаний;
- проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени;
- усилить интерес учащихся к дистанционной и классно-урочной формам обучения;
- повысить мотивацию к обучению.
В образовании широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ; разработаны программы для общения в реальном времени; эффективно используются учителями автоматизированные поисковые системы, электронные библиотеки, мультимедийные документы, электронные образовательные ресурсы и многое другое, а также платформы для видеотрансляций (Zoom, Discord, Jitsi Meet и др.), конструкторы интерактивных упражнений с автоматической проверкой результата (LearningApps и др.), инструменты быстрого опроса (Kahoot, Poll Everywhere, Mentimeter и др.), он-лайн ресурсы (московская электронная школа (МЭШ), российская электронная школа (РЭШ), Учи.ру, Яндекс.Учебник и др.), которые широко могут применяться, как в условиях дистанционного обучения, так и при классно-урочной форме обучения.
Таб.1 Классификация средств ИКТ в образовании по области методического назначения
№ | Название | Характеристика |
1 | Обучающие средства ИКТ | способствуют сообщению знаний, формированию умений и навыков учебной и практической деятельности, обеспечивают необходимый уровень обучения |
2 | Тренажеры | необходимы для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала |
3 | Информационно-поисковые и справочные средства ИКТ | применяются для сообщения знаний, формирования умений и навыков по систематизации информации |
4 | Демонстрационные средства ИКТ | визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения |
5 | Имитационные средства ИКТ | представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик |
6 | Лабораторные средства ИКТ | позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании |
7 | Моделирующие средства ИКТ | позволяют моделировать явления, процессы, объекты с целью их последующего исследования и изучения |
8 | Расчетные средства ИКТ | запускают разнообразные расчеты и другие аналогичные операции |
9 | Учебно-игровые средства ИКТ |
|
Использование средств ИКТ способствует переходу к целенаправленному формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся, которые широко применяются при оценке сформированности УУД. В данном случае исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды (ИОС), в которой планируют, фиксируют свою деятельность, последующие результаты учитель и учащиеся. Выделяется учебная ИКТ-компетентность, как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. [1, с. 24]
Таб.2 Влияние ИКТ на формирование УУД
УУД | |||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
- критическое отношение к информации, избирательность ее восприятия; - уважение к информации. | - оценка хода и результатов действий в информационной среде; - использование результатов действий, размещенных в цифровой информационной среде. | - поиск информации; - фиксация (запись) информации с помощью аудио- и видео- записи и др. с целью дальнейшего использования; - структурирование знаний, представление в виде схем, диаграмм и др.; - создание презентаций и прочее. | - выступление с аудио-визуальной поддержкой; - фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись); - общение в цифровой среде (чат, видео-конференция и прочее). |
Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. [2, с. 32]
Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание дополнительного образования, внеурочной деятельности, организации классных часов, интеллектуальных встреч и т.д.
Таким образом, формирование ИКТ-компетентности у обучающихся, т.е. способности применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Компетенции в общем смысле помогают индивидууму в решении стоящих перед ним задач, дают возможность строить жизнь, активно участвуя в дальнейшем политическом и культурном развитии общества. [2 с. 25]
Современный учитель должен не только обладать знаниями в области ИКТ-технологий, технологий дистанционного обучения, но и быть грамотным специалистом по их применению в профессиональной деятельности.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, т.е. в современной информационно-образовательной среде. [1, с. 11]
Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ), а также формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, который обеспечивает его результативность.
Список литературы:
- Брыскина О.Ф. Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе – М.: Академия, 2015
- Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2005
- Слободчиков В.И. Инновационное образование // Школьные технологии. – 2005. - №2
- Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников
Интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной на...
Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе - приоритетная задача современного образования"
В условиях модернизации российского образования использование ИКТ в работе с младшими школьниками является одной из приоритетных задач. Младший школьный возраст отличается неустойчивым вниманием. Оно ...
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе педагога-психолога как один из путей реформирования системы начального образования.
Переход к новой стратегии развития общества предполагает широкомасштабное внедрение перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.Необходима перестройка существую...
Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников.
Методический материал для учителя и родителей ....
"Современные требования к уровню информационной, коммуникативной и правовой компетентности работников образования"
quot;Современные требования к уровню информационной, коммуникативной и правовой компетентности работников образования"...
Статья "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ".
Данная статья была представлена на Всероссийской научно-практической конференции "Иновации в образовани: идеи, поиски, решения". Статья написана в соавторстве с Кечкиной О.Ф....
Проект «Инновационные информационно – коммуникативные технологии в образовании при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
В законе РФ «Об образовании» говорится, что необходимо «создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в обра...