Рекомендации по организации уроков, воспитательных мероприятий с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью
статья
Проблемы обучения обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью напрямую связаны с их медико-психологическими особенностями. Поддержанию познавательной активности обучающихся способствует правильная организация уроков, воспитательных мероприятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по организации уроков, воспитательных мероприятий с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью
Согласно федерального государственного стандарта целью обучения, коррекционного воспитания обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью является формирование умений и навыков, позволяющих достичь обучающимся максимально возможной самостоятельности.
Проблемы обучения детей данной категории напрямую связаны с их медико-психологическими особенностями. Интеллектуальные нарушения развития часто сочетаются с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, расстройствами аутистического спектра, что значительно осложняет их индивидуальное развитие. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал, ограничен лишь знанием предметов окружающего быта. Дефекты развития мышления, памяти не позволяют им усвоить значимость навыка, запомнить алгоритм выполнения гигиенической процедуры. Неразвитость общей, мелкой моторики вызывает значительные затруднения в освоении и применении культрно-гигиенических навыков. Грубое нарушение речевой деятельности, низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы вызывают у детей негативные реакции поведения: отказ от общения, нежелание выполнять задания учителя.
При этом, овладение даже простейшими навыками, знаниями не только снижает зависимость обучающихся данной категории от окружающих, но и укрепляет их уверенность в своих силах, способствует продвижению в интеллектуальном, психомоторном развитии, формированию общей культуры.
Поддержанию познавательной активности обучающихся способствует:
1. Правильная организация уроков, воспитательных мероприятиях включающая в себя:
- подготовку помещения, столов. согласно санитарным, эстетическим требованиям;
- дифференцированный подход к выбору заданий, игровые ситуации;
- сообщение только полезной информации, сопровождаемой наглядностью: демонстрацией натурального объекта или его реалистическим изображением;
- интегрированное обучение, когда одна область внедряется в другую (познавательная+коммуникативная+творческая)
- наличие яркой демонстрационной и раздаточной наглядности.
2. При подготовке мультимедийной презентации важно учитывать
особенности восприятия обучающихся:
- выбрать спокойный фона слайдов;
- избегать отвлекающих внимание элементов;
- довести до минимума анимационные моменты;
- использовать чёткие, реалистичные изображения.
- В целях познавательно-речевого развития обучающихся необходимо
придерживаться требований к речи педагога:
- чёткость изложения, без лишних слов-сорняков, искажения, съедания окончаний;
- умеренный темп;
- эмоционально-окрашенный голос;
- не сложные для восприятия предложения;
- при контакте – перемещение на один уровень развития с ребёнком
(например, Оля, Кирилл, Никита– должны видеть лицо и мимику педагога. Желателен более близкий контакт. В общении с Верой, Романом, которые стоят на более высоком уровне когнитивного развития, можно позволить обращение к ним на расстоянии.
- включение в общении моментов подражания речи.
- Для предотвращения утомления, нервных срывов детей во время
творческой деятельности необходимо учесть требования к подбору материалов:
- для наклеивания готовых изображений целесообразно взять плотную
цветную бумагу, так как тонкая бумага при намазывании клеем сворачивается, мнется, может порваться;
- клей-карандаш должен быть не толстым, удобным для охвата
пальцами;
- работа с дополнительными материалами (наклейки, блестки, готовые
небольшие картинки) проходит совместно с педагогом во избежание несчастных случаев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи «В гости к нам пришла зима» для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, РАС и ТМНР
Конспект по развитию речи в коррекционной школе....
Рабочая программа по учебному предмету ""Математика (математические представления и конструирование)"" для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости.
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...
Контрольные работы по математике в классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости и сложным и множественным дефектом.
Контрольные работы за три четверти и год....
Использование разноуровневых заданий для достижения цели дидактической игры с обучающимися с умеренной степенью умственной отсталостью.
Учителя находятся в постоянном поиске дидактического материала для детей с умеренной степенью умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития для того, чтобы используя позн...
Развитие речи в коррекционном классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости Тема: «Овощи»
Комбинированный урок по развитию речи и знакомство с овощами в 4 классе для детей с умеренной степенью отсталости...
Развитие речи в коррекционном классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости Тема: «Овощи»
Комбинированный урок по развитию речи и знакомство с овощами в 4 классе для детей с умеренной степенью отсталости...