Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности "Чудеса науки и природы"
рабочая программа (4 класс)
Программа для начальной школы разработана для ведения кружка "Точка Роста" или в направлении естественно- научной напрвленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_nauki_i_prirody.docx | 63.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа № 1
г. Красный Кут Саратовской области
Рассмотрено на заседании "Утверждаю" педагогического совета Директор МОУ-СОШ № 1
протокол № __________ г. Красный Кут
от «____»_____________2022 г. _________/Е.Н. Мальцева/
Приказ №______________ от «___»__________2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Чудеса науки и природы»
Возраст учащихся: 8-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Базовый уровень
Разработал:
учитель начальных классов
Хлопова Марина Викторовна
г. Красный Кут, 2022 г.
Содержание:
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Планируемые результаты
1.4 Содержание программы
1.5 Формы аттестации и их периодичность
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Методическое обеспечение
2.2 Условия реализации программы
2.3 Календарный график
2.4 Оценочные материалы
2.5 Список литературы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Чудеса науки и природы» ( далее - Программа) базового уровня имеет естественно - научную направленность, а также в соответствии с требованиями :
- федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Положения о дополнительном образовании МОУ-СОШ № 1 г. Красный Кут. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса науки и природы» имеет естественно-научную направленность.
Актуальность
В настоящее время дополнительная общеобразовательная общеразвивающая деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.
Программа «Чудеса науки и природы» интегрирует в себе пропедевтику биологии, физики, химии, обществознания. Характерной особенностью данного программы является её нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.
Отличительные способности программы
С целью всестороннего развития личности ребенка и формирования у него бережного отношения к природе, программой предусмотрены экскурсии с выходом на природу, экспериментальные работы на природе. По завершении всех занятий младшие школьники выполняют свой творческий исследовательский проект и защищают его. На протяжении всех занятий учитель оказывает всестороннюю поддержку каждому школьнику в выполнении этого исследования.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, исследовательский— обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Адресат программы
Группа формируются из учащихся 8 - 10 лет. Состав группы постоянный. В объединение зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Содержание данной программы разработано с учетом местных условий и особенностей. Количество детей в группа – 12 человек.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах естественнонаучного направления, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Программа обеспечивает развитие умений в научно - практической деятельности, воспитание развитой личности, раскрытие творческих способностей личности. Создает условия для полноценного развития творческих способностей каждого обучающегося, укрепление интереса к занятиям естественнонаучного направления. Приучает ребенка быть усидчивым и внимательным.
Объем программы составляет 72 часа.
Срок реализации программы – 1 год.
Основная форма занятий – групповая.
При введении карантинных мероприятий в программе используются следующие формы дистанционных образовательных технологий:
- видео-занятия, мастер-классы;
- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
- адресные дистанционные консультации.
В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся получают теоретическую информацию.
Режим занятий
Объем часов составляет: 72 часа (2 часа в неделю).
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально-групповые на практических занятиях. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
1. 2 Цели и задачи программы
- создание условий для проявления и развития ребенком творческих способностей на основе свободного выбора, для постижения достижений науки и техники;
- создание условий для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи программы
1. Познакомить детей с опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью.
2. Выявить склонности, способности и интересы школьников к различным видам деятельности.
3. Сформировать положительное отношение к науке и образовательной системе в целом.
4. Развить познавательный интерес младших школьников в области естественных наук.
5. Сформировать элементарные исследовательские навыки.
6. Создать условия для развития творческого и исследовательского потенциала детей.
1.3 Планируемые результаты
личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
здоровьесберегающего поведения;
учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
навыки сотрудничества в учебной ситуации.
метапредметные результаты:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающего мира;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия с педагогами и сверстниками в классе;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
предметные результаты
Все лабораторные работы имеют одинаковую структуру, определяя единый алгоритм к их организации и проведению. Содержание лабораторных работ нацелено на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД):
1. Познавательные информационные УУД
В начале работы обучающимся предлагается ознакомиться с текстом по теме работы и выполнить задание по содержанию текста;
В ходе работы обучающиеся будут извлекать необходимую информацию при помощи измерительного модуля и заполнять таблицу полученными данными.
2. Познавательные логические УУД:
анализ; сравнение; классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей. Эти УУД формируются в ходе анализа данных таблицы после проведения исследования.
3. Коммуникативные УУД
Для проведения работы обучающимся предлагается организоваться в пары или группы по 3–5 человек (в зависимости от наличия оборудования). При этом происходит формирование УУД, а именно:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
4. Регулятивные УУД
В конце работы обучающимся предлагается провести рефлексию собственной деятельности для формирования регулятивных УУД, а именно:
выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
1.4 Содержание программы
1.4.1 Содержание учебного плана
1.Введение в исследовательскую деятельность. Теория ( 4 ч.). Практика ( 1 ч.)
Задачи:
- Познакомятся с понятием «исследование» и «исследовательская деятельность».
- Узнают о доступных нам методах исследования и наблюдения.
- Научатся выполнять задания на тренировку и наблюдательность.
- Вода – источник жизни на Земле. Теория ( 4 ч.). Практика ( 10 ч.)
Задачи:
- Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
- Показать, что чистая вода не пахнет, показать, что простая кипяченая вода не имеет вкуса.
- Вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества.
- Вода не имеет вкуса, приобретает вкус от растворенного в ней вещества.
- Подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная - непрозрачная", Показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.
- Познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.
- Раскрыть роль и значение воды в природе
- Воздух - источник жизни на Земле. Теория ( 3 ч.). Практика ( 5 ч.)
Задачи:
- Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений).
- Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
- Природные вещества. Теория ( 3 ч.). Практика ( 5 ч.)
Задачи:
- Дети получат представление о природных телах и веществах;
- Научатся проводить опыты и эксперименты с различными природными веществами;
- Раскрыть роль и значение природных веществ в жизни человека.
- Искусственные вещества. Теория ( 3 ч.). Практика ( 5 ч.)
Задачи:
- Дети получат представление об искусственных телах и веществах;
- Научатся проводить опыты и эксперименты с различными искусственными веществами;
- Раскрыть роль и значение искусственных веществ в жизни человека.
- Эксперименты с природным материалом, изучение природных явлений.
Теория ( 4 ч.). Практика ( 5 ч.)
Задачи:
- Сформировать представления детей о свойствах природного материала, и природных явлениях;
- Активизация речи и обогащение словарного запаса.
- Стимулирование логического мышления детей (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук посредствам пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами.
- Развитие восприятия и произвольного внимания.
- Эксперименты с продуктами питания. Теория ( 5 ч.). Практика ( 5 ч.)
Задачи:
- Закрепление знаний детей о продуктах питания и их значении для человека, ознакомление с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты».
- Развитие умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья.
- Воспитание у детей культуры питания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Привитие желания вести здоровый образ жизни.
- Человек и природа. Теория (5 ч.). Практика ( 5 ч.)
Задачи:
- Обогащать кругозор, развивать внимание, мышление, память, моторику;
- Развивать познавательную деятельность на основе упражнений в установлении причино-следственных связей;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к своему здоровью, а также бережное отношение к природе.
Учебный эксперимент в школьных курсах физики, химии, биологии, окружающего мира в начальной школе — это отражение научного метода исследования, присущего конкретной естественной науке. Постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей.
Сформированные в ходе проведения экспериментов умения являются важным аспектом для положительной мотивации обучающихся на практико-ориентированную деятельность. В школьной практике эксперимент, экспериментальный метод и экспериментальная деятельность учащихся реализуются в основном при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, в проблемно-поисковом и исследовательском методах обучения.
Большое количество наблюдений и демонстраций не обеспечивают формирование умений учащихся самостоятельно и целостно проводить исследование. Именно
лабораторный эксперимент, в котором школьники имеют возможность самостоятельно выполнять лабораторные и практические работы вызывает наибольший интерес обучающихся и наиболее эффективен с педагогической точки зрения.
1.4.2 Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Введение в исследовательскую деятельность. | 5 | 4 | 1 |
2 | Вода - источник жизни на Земле. | 14 | 4 | 10 |
3 | Воздух - источник жизни на Земле. | 8 | 3 | 5 |
4 | Природные вещества. | 8 | 3 | 5 |
5 | Искусственные вещества | 8 | 3 | 5 |
6 | Эксперименты с природным материалом, изучение природных явлений | 9 | 4 | 5 |
7 | Эксперименты с продуктами питания. | 10 | 5 | 5 |
8 | Человек и природа. | 10 | 5 | 5 |
Итого | 72 | 31 | 41 |
Календарный график:
№ п/п | Тема занятия | Формы поведения занятий | Количество часов | Дата | ||
план | факт | |||||
| ||||||
1 | Введение. Что такое исследование? | Беседа, лекция | 1 | |||
2 | Наблюдение и наблюдательность. Преимущества и недостатки методов. | Беседа, дискуссия | 1 | |||
3 | Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях | Практическое занятие с элементами экспериментирования | 1 | |||
4 | Как сделать сообщение о результатах исследования. | Беседа, лекция | 1 | |||
5 | Коллективная игра-исследование и эксперименты. | Игра | 1 | |||
| ||||||
6 | Вода Земли. Вода и её свойства. | Беседа, дискуссия | 1 | |||
7 | Вода - растворитель. | Практическое занятие с элементами исследования | 1 | |||
8 | Три состояния воды. | Практическое занятие с элементами исследования | 1 | |||
9 | Что такое снег. | Беседа, дискуссия. | 1 | |||
10 | Снежинки. | Беседа, наблюдение. | 1 | |||
11 | Под снегом на лугу. | Беседа, наблюдение. | 1 | |||
12 | На дне снежного моря. | Беседа, дискуссия. | 1 | |||
13 | Стая птиц под снегом. | Беседа, дискуссия. | 1 | |||
14 | Почему лёд плавает? | Практическое занятие с элементами исследования | 1 | |||
15 | Почему море солёное? | Практическое занятие с элементами исследования | 1 | |||
16 | Почему вода не имеет цвета? | Практическое занятие с элементами исследования | 1 | |||
17 | Почему идёт дождь? | Беседа, наблюдение | 1 | |||
18 | Почему вода в реках мутная? | Беседа, наблюдение | 1 | |||
19 | Почему в море вечером теплее, чем днём? | Беседа, дискуссия | 1 | |||
| ||||||
20 | Как и зачем люди изучают атмосферу? | Групповое занятие с элементами исследования (Т) | 1 | |||
21 | Свойства воздуха. | Практическое занятие с элементами исследования | 1 | |||
22 | Ветры. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | |||
23 | Грозные ветры. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | |||
24 | Почему самолёт держится в воздухе? | Практическое занятие с элементами исследования | 1 | |||
25 | Почему шины накачивают воздухом? | Практическое занятие с элементами исследования | 1 | |||
26 | Почему цветы пахнут? | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | |||
27 | Значение воздуха на Земле. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | |||
| ||||||
28 | Тела природы ( естественные или природные объекты) | Беседа, дискуссия | 1 | |||
29 | Материалы ( вещества) | Групповое занятие с элементами исследования | 1 | |||
30 | Вещества от хрупкого до прочного. | Практическое занятие с элементами исследования | 1 | |||
31 | Вещества от тугоплавкого до легкоплавкого | Практическое занятие с элементами исследования | 1 | |||
32 | Способность воды растворять вещества. | Групповое занятие с элементами исследования | 1 | |||
33 | Дрожжи - микроскопические грибы. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | |||
34 | Что полезнее соль или сахар? | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | |||
35 | Природные красители. | Практическое занятие с элементами исследования | 1 | |||
5. Искусственные вещества (8 часов) | ||||||
36 | Искусственные вещества (определение "на глаз") | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | |||
37 | Сода. Вред соды. | Беседа, дискуссия, наблюдение | 1 | |||
38 | Снег из соды. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования и исследования | 1 | |||
39 | Чистящие свойства соды. | Групповая, Занятие с элементами экспериментирования и исследования | 1 | |||
40 | Способность воды растворять искусственные вещества | Групповая, Занятие с элементами экспериментирования и исследования | 1 | |||
41 | Какие искусственные вещества заменяют природные? | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | |||
42 | Химическая радуга. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | |||
43 | Мыльные пузыри. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | |||
(9 часов) | ||||||
44 | Природные материалы и явления. Методы познания окружающего мира. | Групповое занятие, беседа | 1 | |||
45 | Какими бывают камни? Коллекции камней. | Групповая, наблюдение | 1 | |||
46 | Прочная кора. Копирование рисунка поверхности листа. | Занимательная игра-занятие с элементами исследования. | 1 | |||
47 | Почва. Изучение состава почвы. | Занятие с элементами исследования. | 1 | |||
48 | Проращивание семян. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | |||
49 | Рассада. Пикировка растений. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | |||
50 | Посадка растений ( семена, рассада, черенкование, саженцы) | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | |||
51 | Минеральные удобрения для растений. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | |||
52 | Химия в жизни растений. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 |
7. Эксперименты с продуктами питания (10 часов) | |||||
53 | Как заставь яйцо плавать. Мячик из яйца. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
54 | Апельсин-вредитель. Апельсин тонет или плавает? | Занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
55 | Полезная и «вредная» еда. | Групповое занятие, беседа, дискуссия | 1 | ||
56 | Соки и нектары- наличие красителей и консервантов. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования и исследования | 1 | ||
57 | Молоко и его свойства. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования и исследования | 1 | ||
58 | Шоколад - вред или польза. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | ||
59 | Картофель - чудо природы. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | ||
60 | Чипсы - лакомство или вред? | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | ||
61 | Мёд - лекарство или лакомство? | Групповая, занятие с элементами экспериментирования и исследования | 1 | ||
62 | Как правильно выбирать продукты. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования и исследования | 1 | ||
8. Человек и природа (10 часов) | |||||
63 | Живые рычаги. Мышцы и движение. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования и исследования | 1 | ||
64 | Зачем нужна гигиена. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | ||
65 | Косметические средства для личной гигиены. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | ||
66 | Косметические средства для дома. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования и исследования | 1 | ||
67 | Длинная дорога бутерброда. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | ||
68 | Солнечный свет и одежда. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | ||
69 | Атмосферное давление. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования и исследования | 1 | ||
70 | Магнитные бури. Солнечное затмение. | Теоретическая исследовательская работа с источниками информации | 1 | ||
71 | Подводим итоги. Что меня заинтересовало? | Круглый стол. "Свободный микрофон" | 1 | ||
72 | Подводим итоги. Чем заняться летом? | Круглый стол. Планирование. | 1 |
1.5 Формы аттестации и их периодичность
Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:
• начальный (входной) контроль проводится с целью определения уровня развития обучающихся;
• текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала;
• итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входящий, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входящий контроль проводится в начале года с целью выявления образовательного, творческого потенциалов детей и их способностей.
Формы проведения:
- Собеседование.
- Анкетирование.
- Текущий контроль проводится с целью систематического повторения пройденного материала на последующих занятиях и определение готовности обучающихся к восприятию нового материала.
Формы проведения:
- Тестовые задания.
- Мини - опросы.
- Игры – задания.
- Викторины.
- Промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия с целью обобщения занятий по теме.
Формы проведения:
- Текущие тестовые задания.
- Мини - опрос.
- Наблюдение.
- Творческие задания.
- Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей, определение результатов обучения.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Методическое обеспечение
Формы проведения занятий
Для изучения теоретического и практического материала данная Программа предусматривает использование следующих форм занятий:
- Открытые занятия.
- Лабораторные работы.
- Экспериментальные работы на основе учебных текстов.
- Тестовый контроль по теории и практике.
- Защита проекта, исследовательской работы.
- Мероприятия.
Приемы и методы, используемые при реализации программы:
- словесные, наглядные, практические, проблемные;
- анализ, обобщение, систематизация;
- подготовка к защите проектной работы, изучение литературных источников;
- самостоятельная работа (при усвоении новых теоретических знаний, закрепления имеющихся знаний, практических умений и навыков, при выполнении лабораторных и экспериментальных работ).
Учебный эксперимент в школьных курсах физики, химии, биологии, окружающего мира в начальной школе — это отражение научного метода исследования, присущего конкретной естественной науке. Постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей.
Уже в начальной школе материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового ( электронного ) и традиционного измерения для освоения доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить простые экспериментальные исследования, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов ; оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни ;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
В целом, в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности обучающиеся приобретают следующие конкретные умения :
• наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел ;
• описывать результаты наблюдений ;
• выдвигать гипотезы ;
• отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы ;
• выполнять измерения ;
• вычислять погрешности прямых и косвенных измерений ;
• представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков ;
• интерпретировать результаты экспериментов ;
• делать выводы ;
• обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Все эти умения формируются значительно быстрее, если при проведении учебного эксперимента наряду с традиционным используются цифровые измерительные приборы и системы.
2.2 Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предусматривает проведение практикума с использованием современного оборудования, а также наличия лаборатории, оборудования для хранения и обработки информации, демонстрационного оборудования, цифрового микроскопа, учебных микроскопов.
Использования интернет ресурса в современной действительности при работе с учебных текстами, определителями, виртуальными онлайн -лабораториями диктуют новые требования к организации образовательного процесса. В рамках оптимального варианта реализации программы и достижения поставленных результатов с целью формирования у ребят элементарных навыков работы с объектами исследования, проведением лабораторных и экспериментальных работ, расширяющих у детей представления об исследовательской и поисковой деятельности необходимо иметь в наличии:
№ п/п | Наименование оборудования | Количество ( оптимальное) | % использования |
1 | Компьютер | 5 | 80 |
2 | Проектор | 1 | 50 |
3 | Микроскоп биологический | 5 | 80 |
4 | Микроскоп цифровой | 1 | 60 |
5 | Документ - камера | 1 | 60 |
6 | Индивидуальные мини-лаборатории | 10 | 80 |
7 | Модульная система экспериментов PROLog | 5 | 60 |
8 | Система контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS | 1 | 80 |
9 | Канцелярские принадлежности. | комплект | 100 |
10 | Медицинская аптечка. | 1 | по требованию |
2.3 Оценочные материалы
Каждый раздел Программы предполагает итоговое занятие. Используются различные формы проведения, такие как выполнение творческих работ, тестирование, наблюдение, выполнение исследовательских работ, проектов, практических работ.
2.4 Список литературы и электронных ресурсов
Список литературы для учителя
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
- Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников». Издательство «Аркти» Москва 2002г.
- Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
- Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
- Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
- Джанни Родари. "Книжка разных почему" Ташкент "ЮЛДУЗЧА", 1987г.
- Окружающий мир: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов (Серия "Итоговый контроль в начальной школе")/ Е.В. Чудинова, М.Ю. Демидова. - М.; СПб.: "Просвещение", 2011г.
- Учебное пособие. Модульная система экспериментов PROLog. М.: Современные Образовательные Технологии, 2012г.
Материалы Интернет-сайтов:
http://razvivash-ka.ru/fizicheskie-opyty-dlya-detej-v-domashnih-usloviyah
http://www.karusel-tv.ru/announce
https://simplescience.ru/product
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом [Текст]: опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2015. – 362 с.
2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей[Текст]: учебн. пособие / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
3. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты: Мир растений [Текст]: учеб.пособие/ А.И.Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 98 с.
4. Джанни Родари. "Книжка разных почему" Ташкент "ЮЛДУЗЧА", 1987г.
5. Окружающий мир: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов (Серия "Итоговый контроль в начальной школе")/ Е.В. Чудинова, М.Ю. Демидова. - М.; СПб.: "Просвещение", 2011г.
Интернет-ресурсы
1. Опыты и эксперименты для детей младшего школьного возраста https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/05/21/opyty-i-eksperimenty-dlya-detey-doshkolnogo-i-mladshego
2. Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста http://www.maam.ru/detskijsad/opyty-i-yeksperimenty-dlja-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html
3. Занимательные эксперименты для детей http://www.klass39.ru/zanimatelnye-eksperimenty-dlya-detej-volshebstvo-ili-nauka/
4.http://window.edu (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)
5.http://www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»)
6. http://school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Познаём русское слово».
Программа дополнительных занятий «Познаём русское слово» относится к общерезвивающему направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Успешное овладение знаниями в начальных ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Юный эколог»
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности направленности «ЛЕГО-мастер»
Актуальность программы заключается в том, что одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, ...
Справка по итогам мониторинга по дополнительной общеобразовательной программе «Природа и фантазия» естественно- научной направленности
Диагностика занимает очень важное место в воспитательно-образовательном процессе. Она позволяет через мониторинг и коррекцию системы педагогической деятельности осуществлять процесс обучения, воспитан...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно научной-направленности "Чтение с увлечением"
Кружок «Чтение с увлечением» имеет духовно-нравственное направление и способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно научной направленности «Разговор о правильном питании»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно научной направленности «Разговор о правильном питании»...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эспериментариум»
Программа “Экспериментариум!” – исследовательско - поисковой направленности и опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Ц...