Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Познаём русское слово».
материал
Программа дополнительных занятий «Познаём русское слово» относится к общерезвивающему направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Познаём русское слово», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznayom_russkoe_slovo._klokova.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ЭДУАРДА ДМИТРИЕВИЧА ПОТАПОВА»
Рассмотрено на заседании Утверждаю
Приказ №_____от «___»______2017
методического совета Директор МБОУ СОШ №18
от «___ »_______ 20__ г. имени Э.Д.Потапова
Протокол №____
---------------/Бобкова Е.В./ _______________ /Тимошкина И.А./
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Познаём русское слово»
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Клокова Ирина Ивановна.
учитель начальных классов
г. Мичуринск, 2017г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Ф.И.О. педагога | Клокова Ирина Ивановна |
Вид программы | модернизированная |
Тип программы | общеразвивающая |
Образовательная область | дополнительные занятия по русскому языку |
Направленность деятельности | естественнонаучная |
Способ освоения содержания образования | практический |
Уровень освоения содержания образования | базовый |
Уровень реализации программы | начальное образование |
Форма реализации программы | групповая |
Продолжительность реализации программы | 1 год |
Пояснительная записка
Программа дополнительных занятий «Познаём русское слово» относится к общерезвивающему направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Познаём русское слово», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Нормативной базой программы являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р)
Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г. Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
Данная программа дополнительных занятий разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
-учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
-обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русского языка, развивать кругозор, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, а так же прогнозирует продолжение изучения языка в среднем звене школы.
Отличительной особенностью данной программы являются принципы научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к ученику.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой.
Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности – картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Педагогическая целесообразность. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами русского языка на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Адресат программы: программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста (9 -10 лет). Максимальная наполняемость группы – 15 человек. Это создает комфортные условия для взаимодействия учащихся и позволяет использовать различные приемы и виды деятельности.
Объем программы: дополнительная образовательная программа «Познаём русское слово» рассчитана на 68 учебных часов.
Формы обучения и виды занятий: обучение очное, в ходе реализации программы проводятся индивидуальные, групповые, коллективные практические занятия:
- индивидуальные (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- групповые (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: два раза в неделю по 45 минут.
Цель: углубить у младших школьников знания по русскому языку.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
Обучающие:
∙ способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
∙ пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
∙ совершенствование общего языкового развития учащихся.
Развивающие:
∙ способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
∙ способствовать развитию смекалки и сообразительности;
∙ приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
∙ углубить развитие и обогащение словарнного запаса;
∙ углубить и расширить знания и представления о литературном языке.
Воспитательные:
∙ содействовать воспитанию доброты, отзывчивости, гуманизма;
∙ способствовать развитию усидчивости и интереса к занятиям;
∙ формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Этапы реализации программы:
- подготовительный;
- непосредственно реализация (план прилагается);
- оценка эффективности;
- коррекция в соответствии с анализом эффективности;
- дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы:
- диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
- анализ занятий проведенных по плану;
- разработка рекомендаций.
Содержание программы “Познаём русское слово”
Раздел «Фонетика» углубит и расширит у учащихся фонематические навыки и умения. Фонематический материал включается в лексический материал, связанный, в свою очередь, с изучением определённых грамматических норм. У учащихся накапливаются знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, ударных и безударных и т.д.
Раздел «Морфемика» (словообразование) углубит и расширит представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Учащиеся познакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов.
Раздел «Орфография» углубит и расширит словарный запас, разовьёт внимание, память. В программе предусмотрено усвоение объёма знаний, выработка умений и навыков, необходимых для письменного общения. Раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок .
Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе учащиеся шире познакомятся с морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. Используются занимательные правила в стихах, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Раздел «Развитие речи» В данном разделе учащиеся научатся различать устные и письменные формы общения, составлять предложения на заданную тему, составлять тексты разных типов и стилей, правильно оформлять их на письме и в устной речи.
Раздел «Лексика» углубляет и расширяет знания о слове как части речи, о связи слов в словосочетании, о простом и сложном предложениях, расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Учащиеся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества письма и речи
Учащиеся должны:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Познаём русское слово» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Список литературы
- Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: 1963 г.
- Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
- Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
- Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
- Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
- Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
- Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
- Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
- Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата: | ||
Предпол. | Фактич. | |||
1. | Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. | |||
2. | Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?” | |||
3. | Общение людей. Виды речи. | |||
4. | Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. | |||
5. | Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. | |||
6. | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. | |||
7. | Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются. Игра – сказка “Пропавшие имена”. | |||
8. | Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина «Интересные буквы и звуки». | |||
9. | «Грамматическое домино». Игры Деда Буквоеда. | |||
10. | Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”. | |||
11. | Шипящие согласные. Обобщение изученного материала. | |||
12. | Легкие головоломки. Технология составление головоломок. | |||
13. | Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса. | |||
14. | Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. | |||
15. | Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. | |||
16. | Интонация предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. | |||
17. | Основные свойства текста. Смысловая связь предложений в тексте. | |||
18. | Типы текстов. | |||
19. | Учимся писать изложение. | |||
20. | Мягкие согласные звуки и мягкий знак. Грамматическое домино. | |||
21. | Играем в загадки. Технология составления загадок. | |||
22. | Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов. | |||
23. | Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. | |||
24. | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | |||
25. | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. | |||
26. | Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. | |||
27. | Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | |||
28. | Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | |||
29. | Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными. | |||
30. | Непроизносимые согласные. Причины появления непроизносимых согласных в словах. | |||
31. | Мастерская «Написание поздравительного письма». | |||
32. | Мастерская «Написание объявления». | |||
33. | Что рассказало слово. Выполняем звукобуквенный анализ слова. | |||
34. | Слова с несколькими значениями. Многозначные слова. | |||
35. | Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). | |||
36. | Слова, близкие по значению (синонимы). | |||
37. | Слова, противоположные по значению (антонимы). | |||
38. | Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. | |||
39. | Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра «Лишнее слово». | |||
40. | Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов). | |||
41. | Приключения в стране “Имя существительное”. | |||
42. | Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. | |||
43. | Приключения в стране “Имя прилагательное”. | |||
44. | Дружба имени существительного с прилагательным. | |||
45. | Дружба имени существительного с именем прилагательным. Закрепление. | |||
46. | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! | |||
47. | Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” | |||
48. | Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. | |||
49. | Как собрать и разобрать слово? Из чего состоят слова? (Из звуков и букв, из слогов.) | |||
50. | Из чего состоят слова? Корень – главная часть слова. | |||
51. | Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | |||
52. | Из чего состоят слова? Приставка – значимая часть слова. | |||
53. | Из чего состоят слова? Суффикс – значимая часть слова. | |||
54. | Из чего состоят слова? Окончание – изменяемая часть слова. | |||
55. | Крылатые слова и выражения. | |||
56. | Мастерская. Учимся писать сочинение. Сочинение – миниатюра на заданную тему. | |||
57. | Предлог. Для чего нужны предлоги? | |||
58. | Главные члены предложения. Как они называются? | |||
59. | Второстепенные члены предложения. | |||
60. | Распространённые и нераспространённые предложения. | |||
61. | Мастерская. Составление рассказа по картине. | |||
62. | Записка как вид текста, её особенности. | |||
63. | Письмо как вид текста, требования к его написанию. | |||
64. | Приглашение как вид текста, его особенности. | |||
65. | Работаем с деформированным текстом. | |||
66. | Пишем под диктовку. | |||
67. | Занятие – викторина «Знатоки родного языка». | |||
68. | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная обще-развивающая программа «В мире русского языка».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«В мире русского языка»....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Русский язык с увлечением»
Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 3 классов.На проведение занятий отводится 34 часа -1 час в неделю.Цель курса: расширить, углубить и закрепить у млад...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Русский язык»
Курс “Русского языка ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать началь...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно научной-направленности "Чтение с увлечением"
Кружок «Чтение с увлечением» имеет духовно-нравственное направление и способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуа...
Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности "Чудеса науки и природы"
Программа для начальной школы разработана для ведения кружка "Точка Роста" или в направлении естественно- научной напрвленности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Русские народные подвижные игры"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русские народные подвижные игры» стартового уровня имеет физкультурно-спортивную направленность.Она ориентирована ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эспериментариум»
Программа “Экспериментариум!” – исследовательско - поисковой направленности и опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Ц...