Шаблон для конспекта
план-конспект занятия (3 класс)
Конспект внеурочного занятия "Старинные системы счисления" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur_zanyatie_starinnye_sistemy_schisleniya.docx | 44.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия «Старинные системы счисления» 3 класс
Цель: формирование умения различать старинные системы счисления
Задачи:
Дидактические: формировать знания о старинных системах счисления; учить использовать старинные системы счисления.
Развивающие: развивать память, мышление, речь, познавательные интересы; развивать у учащихся умения выделять главное.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство дружбы и товарищества;
Мотивационно – целевой этап:
Организационный момент:
Приветствие учеников. Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь, пожалуйста. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.
Постановка проблемной ситуации:
-Ребята, сегодня мне пришло письмо от жителей древнего мира, они приглашают нас в гости. Но для того, чтобы отправиться в прошлое вы должны выполнить задание. Посмотрите на смарт – доску, давайте узнаем его.
-Вам нужно разделиться на 3 группы: 1 группа будет работать на смарт-доске, 2 группа на интерактивной доске, а 3 группа работает на местах.
-Ваша задача соотнести числа с названием системы счисления.
-Помните о технике безопасности при работе с интерактивным оборудованием (чистые и сухие руки, собранные волосы, работать только стилусом, держим его параллельно).
-Я вижу, что все закончили, теперь давайте проверим. (сталкиваются с трудностью)
-Смотрите, мы столкнулись с трудностью. Как вы думаете, почему? (потому что мы еще не знаем о старинных системах счисления)
Формулировка темы и цели занятия:
-Прочитайте тему нашего урока в учебнике: «Организм человека»
-Ребята, какую цель мы поставим на уроке?
-Давайте вместе попробуем ее сформулировать: (научиться различать старинные системы счисления)
Проектировочный этап:
-Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы достичь нашу цель?
-Для того, чтобы нам было легче работать на уроке, предлагаю вам составить план нашего занятия.
-Как вы думаете, что будет первым пунктом нашего плана? (узнать о старинных системах счисления)
-Верно, но этого не совсем достаточно, чтобы достигнуть поставленной цели.
-Как вы думаете, как будет звучать второй пункт нашего плана? (применить полученные знания на практике). Верно, теперь мы можем работать дальше.
Процессуальный этап:
-Ребята, с чего мы начнем нашу работу?
-Для начала давайте узнаем о старинных системах счисления. По ходу изучения нового материала, вы будете заполнять чек листы. Если у вас появятся вопросы, можете смело их задавать.
Исторический материал по теме «Старинные системы записи чисел»
Итак, первая остановка нашего путешествия Древний Египет
1. Иероглифическая система древних египтян.
Около 3-2,5 тыс. лет до нашей эры древние египтяне придумали свою числовую систему. В ней ключевые числа: 1, 10, 100 и т.д.- изображались специальными значками- иероглифами. Египтяне высекали их на стенах погребальных камер, писали тростниковым пером на свитках папируса.
Для записи чисел они употребляли следующие иероглифы:
Отлично! Отправляемся дальше. Следующая остановка древний Рим.
2. Римские цифры.
Среди множества иероглифических систем счисления, которые существовали в разные времена у разных народов, только одна используется до сих пор. Эти цифры встречаются на циферблатах часов, фронтонах старинных и современных зданий, памятниках, страницах книг. Речь идет о римской системе счисления.
Римским цифрам около 2,5 тыс. лет. Как читать римские цифры? Правило записи римских чисел гласит: « Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей». В наши дни любую из римских цифр запрещается записывать в одном числе более трёх раз подряд. ( V1111)
Единицы | Десятки | Сотни | Тысячи | ||||
1 | I | 10 | X | 100 | C | 10000 | M |
2 | II | 20 | XX | 200 | CC | 20000 | MM |
3 | III | 30 | XXX | 300 | CCC | 30000 | MMM |
4 | IV | 40 | XL | 400 | CD | ||
5 | V | 50 | L | 500 | D | ||
6 | VI | 60 | LX | 600 | DC | ||
7 | VII | 70 | LXX | 700 | DCC | ||
8 | VIII | 80 | LXXX | 800 | DCCC | ||
9 | IX | 90 | XC | 900 | CM |
Эта таблица позволяет обозначить любое число от 1 до 3999. Вот как будет выглядеть число 3999- МММСМХС1Х.
У многих народов для обозначения числа 1 применялся один и тот же символ- вертикальная чёрточка. Это самое древнее число в истории человечества. Оно возникло из простой черты на земле, из зарубки на дереве или кости.
Отлично, все ли успевают заполнять чек листы?
Теперь, мы свами посетим древнюю Грецию.
3. Греческие системы счисления:
Греческая система счисления, также известная как ионийская или новогреческая — непозиционная система счисления. Алфавитная запись чисел, в которой в качестве символов для счёта, употребляют буквы классического греческого алфавита, а также некоторые буквы доклассической эпохи, такие как ϛ (стигма), ϟ (коппа) и ϡ (сампи).
Эта система пришла на смену аттической, или старогреческой, системе, которая господствовала в Греции в III веке до н. э.
Греческий алфавит пришел от Финикийцев около 900 до н.э., когда финикийцы изобрели алфавит, в нем содержалось около 600 символов. Эти символы занимали слишком много места, поэтому алфавит в конечном счете сократился до 22 символов. Греки позаимствовали некоторые символы из этого алфавита, и добавили свои, новые символы. Система чердаке была похожа на другие формы системы нумерации той эпохи. Она была основана на символах, выстроенных в ряд и заняла много места, при письме. Это было бы не так плохо, за исключением того, что Греки в то время по-прежнему писали, а каменных табличках, и символы алфавита позволяли им высекать значения на монетах в меньшем, более сокращенном варианте.
Изначально Греческий алфавит состоял из 27 символов и был написан слева направо. Эти 27 символов составляли основные 27 символов которые использовались в их системе счисления. Позже специальные символы, которые были использовались только для математики Vau, Koppa и Sampi, устарели. В новом Греческом алфавите теперь используется только 24 символа.
-Итак, вернемся к нашему плану, какой пункт плана мы сейчас с вами выполнили? (1). Были ли у вас какие-либо трудности? (ответы детей). Молодцы, вы все отлично поработали! Идем дальше.
Физминутка.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести!
Раз – два, раз – два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Все молодцы!
-Приступим ко второму пункту нашего плана. К какому? (попрактикуемся выполнять задания используя старинные системы счисления).
Для того, чтобы выполнить 2 пункт нашего плана, мы с вами поработаем в группах. Я предлагаю вам отправить письма разным героям (передать привет):
-в Египет- фараону
-в Рим- Астериксу и Обеликсу
-в Грецию - Геркулесу
У вас на столах лежат конверты с марками и листочки (для вычислений). Для начала вам нужно подписать конверт, т.е. написать страну куда отправится это письмо. После, вы должны будете написать номер квартиры с помощью системы счисления, которой когда-то пользовались в той стране (т.е. перевести в другую систему счисления)
Проверка по презентации.
Ребята, наши письма мы отдадим почтальону, который отправит их дальше.
-А кто такой почтальон? (предположения детей)
- Как вы думаете, в чем важность этой профессии?
Почтальон группирует газеты, журналы по улицам и домам, подписывая адреса. Сортирует письма, извещения. Также почтальон доставляет ценные письма и бандероли, пенсии, денежные переводы и пр. – их он получает под расписку и отвечает за их целостность.
-Теперь вернемся к нашему плану, какой пункт плана мы сейчас с вами выполнили? (2). Были ли у вас какие-либо трудности? (ответы детей).
Рефлексивно-оценочный этап:
Ребята наше путешествие подходит к концу. Скажите, о чем мы сегодня узнали? Чему научились? Достигли ли мы нашу цель?
Давайте вернемся к проблеме, которая возникла у нас в начале занятия.
Для того чтобы оценить вашу работу сегодня на занятии, я приготовила вам цветные карточки: если на занятии вы все поняли и успешно справились с заданиями, поднимите зеленую карточку, если у вас еще остались вопросы, то поднимите желтую карточку, и если же вы ничего не поняли на уроке и не справились с заданиями, то поднимите красную карточку.
Молодцы, все сегодня хорошо поработали, спасибо вам за упорство и целеустремленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии "Разметка треугольников по шаблону. Аппликация "Цирк".
Конспект урока в 1 классе по технологии "Разметка треугольников по шаблону. Аппликация "Цирк"....
Конспект урока по изо 3 класс"Золотая хохлома.Декоративная роспись шаблонов посуды"
Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс...
Конспект урока по изо 3 класс"Золотая хохлома.Декоративная роспись шаблонов посуды"
Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс...
Урок-исследование "Загадка названия птиц" (конспект, презентация в 4 частях, схемы, шаблоны).
Цель урока: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых птиц и их особенностями; расширить знания учащихся о птицах.Задачи урока:Образовательные:познакомить с предметом науки этимологии, со ...
план - конспект урока (шаблон)
Таблицы-шаблоны для составления собственных планов - конспектов в соответствии с ФГОС....
ШАБЛОН (План-конспект урока)
План конспект урока!...