"Использование приёмов криотерапии в работе с детьми ОВЗ"
статья

Широкова  Елена Владимировна

Приёмы криотерапии для развития мелкой моторики пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_priemov_krioterapii_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ушмунская средняя общеобразовательная школа

Газимуро-Заводский район

 

«Использование приемов криотерапии в работе с детьми с ОВЗ»

 

 

               

 

 

Выполнила: учитель начальных классов

Скобельцина Е.В.

 

 

С. Ушмун, 2022 г.

Введение

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

       

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании  пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).

У детей с  ОВЗ, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук,  отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной  координации, произвольного внимания, зрительной памяти.  Там, где требуется использование точных, координированных движений  кистей  и  пальцев,  которые  необходимы  для того, чтобы одеваться, рисовать,   печатать, выполнять множество разных бытовых и

учебных действий, дети со  слабо развитой мелкой моторики руки испытывают затруднения.  

Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей

системе работы с детьми. Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. По данным М. М. Кольцовой, совершенствование ручной  моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и  вследствие  этого  -  развитию речевой функции.

Мелкая моторика  —  совокупность скоординированных действий нервной,

мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным

навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.  

В.А. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.  

У  большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности  -  руки, общая неготовность большинства современных детей к письму.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.

Криотерапия является одним из таких приёмов.

Криотерапия – это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего развивается двигательная зона.

          Для проведения  криотерапии  необходимы кусочки льда, которые  заранее готовят в специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

        Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными

кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто  поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Обычно игры со льдом очень нравятся детям.

        Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

       Данный этап включает в себя игры, которые  можно  разделить  по  степени

продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

     Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку»)

на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»

2 категория игр

     Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время

взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр

     Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия

со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр

       Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное

взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

     После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая

определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на

коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в

руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек,

обтянутых разным по  качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная

ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с

жёстким ворсом.

      Примеры игр со льдом:

1. «Разноцветные камушки».   

Цель: закрепить понятия «гласный-  согласный»,  «твердый-  мягкий»,  и  их  цветовые

обозначения

Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости) льдинки трех цветов, красного, синего,

зеленого.   Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает

льдинку нужного цвета.    

Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в

слове и достань столько же льдинок нужного цвета.

2. «Зашифруй слово».    

Цель: формирование фонематического анализа.  

Ход игры:   На дне емкости с водой льдинки трех цветов: красного, синего, зеленого.

Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ

на дне емкости из цветных льдинок.

3. «Достань игрушку, скажи какая она»  

Цель: формирование словаря прилагательных

Оборудование: ёмкость со льдом, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

4. «Выложи узор»

Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.  

Оборудование: ёмкость со льдом.

Ход игры: выложи рисунок из льдинок.

5. «Найди на ощупь», «Найди и пересчитай».    

Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.

Оборудование: ёмкость со льдом.

Ход игры: предложить ребёнку  с закрытыми глазами узнать игрушку

6. «Графический диктант».  

Цель:   учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных

нарушений. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование:  емкость со льдом, заламинированный разлинованный лист  на

клеточки.

Ход игры: Педагог дает устные задания типа:  Положите  красную  льдинку  в  центр

листа. Синюю - в левый верхний угол, зеленую - в правый верхний угол.

Необходимо помнить и о  противопоказаниях для проведения криотерапии.  

Нельзя проводить криотерапию детям с:

- эписиндромом;

- миопатией (наследственное заболевание).

Осторожно применять криотерапию с:

- длительно и часто болеющими детьми;

- гипервозбудимыми детьми.

      В заключение можно сказать, что игры  со  льдом  вызывают  у  воспитанников

радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много

эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все  знания,  которые дети получают

во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной

динамики в коррекционной работе.

 

    Заключение

Использование упражнений на развитие мелкой  моторики играет

положительную роль в коррекционном обучении детей с  ограниченными

возможностями здоровья, что позволяет:  

-  регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного

мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;  

-  совершенствовать внимание и память, психические процессы, тесно связанные с

речью;  

- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

-  установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию

звукопроизношения у детей;  

- повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную

игру.

Только постоянная тренировка мелкой моторики рук позволит подготовить базу

для развития умственной и речевой деятельности. А комплексный подход будет

способствовать развитию психических процессов детей, в том числе мышления и

речи.  

Систематическая работа в данном направлении  позволила  достичь  следующих

положительных результатов:  

  Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые

упражнения и их комбинации;

  У детей легче происходит развитие изобразительных и графических

умений;

  Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым

развитием;

  Повышается    интерес   детей    к    занятиям    с    логопедом,  

положительный эмоциональный настрой.

Список используемой литературы

1.  Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2-е  изд.,  -Ростов-на-Дону:

Феникс, 2009. -105с.

3. Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.

4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.:ТЦ

Сфера, 2005. – 64с.

7. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007  

8. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

10.  Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой

моторики у детей / Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические приёмы логоритмики в работе с детьми с ОВЗ.

Специфические приёмы логоритмики в работе с детьми с ОВЗ....

Статья "Методы и приёмы анималотерапии в работе с детьми"

Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и...

Использование активных методов и приёмов обучения в работе с детьми с ОВЗ

Данная статья представляет собой обобщение  многолетнего педагогического опыта учителя начальных классов по применению активных методов и приёмов  при обучении детей с задержкой психического...

Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ.

Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению использую необходимо стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Материа...

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми начальной школы

С каждым годом увеличивается количество детей в общеобразовательных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать...

Доклад на тему: Использование приёмов ТРИЗ при работе со сказкой».

Доклад на тему:Использование приёмов ТРИЗ при работе со сказкой».Подготовила : воспитатель Путнова Т.В.Современное общество выдвигает новые требования ко всей системе образования подрастающего п...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(Всемирная организация здравоохранения)...