Специфические приёмы логоритмики в работе с детьми с ОВЗ.
статья по логопедии по теме
Специфические приёмы логоритмики в работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфические приёмы логоритмики в работе с детьми с ОВЗ.
Загрянина Ф.И
СКОШ№486
Логопедическая ритмика является звеном лечебной ритмики. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения этих компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с ОВЗ опорно-двигательный аппарат, развивают дыхание,моторные функции,воспитывают правильную осанку,походку,ритм и силу движений.
Задачи логопедической ритмики в данной школе:
Оздоровительные,образовательные,воспитательные,коррекционные,социальные.
Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и понятий,способности произвольно передвигаться в пространстве,относительно других людей и предметов.Развитию ловкости,силы,выносливости,координации движений.
Воспитательные задачи этих занятий разнообразны:
1.воспитание и развитие чувства ритма,способности ощущать в музыке движениях и речи ритмическую выразительность.
2.воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом,т.е. воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
3.воспитание личностных качеств:самоощущения,самовосприятия,самокритики,самооценки и чувства дистанции,чувства коллективизма,умения соблюдать правила выполнения упражнений,воспитывается желание участвовать в общем процессе.
Логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания,поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения:ритмичность движений,их четкость,координация,плавность.слитность,переключаемость,образность.
Эмоциональная окрашенность движений музыкой придает им энергию и мягкость,размах и сдержанность и в тоже время-содействует их свободе и непринужденности.движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха,внимания,памяти, воспитывают временную ориентировку,т.е способность уложить свои движения во времени,в соотвествии с музыкальным ритмом,характером музыки.Это способствует положительной реакции организма,дыхательной,сердечной,мышечной деятельности,способствует общему оздоровлению организма,повышает жизненный тонус,т.е. корректирует эмоционально-волевую сферу.
При системном недоразвитии речи у детей с ОВЗ нарушаются: формирование всех компонентов речевой системы-лексики, грамматического строя, фонетики. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с отдельными элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.
Для детей с системным недоразвитием речи характерны следующие особенности:
1.неустойчивость внимания, ребенок не может в течение какого-то времени целенаправленно заниматься одним заданием.
2. «застреваемость» на выполнении какого-то задания.
3.нарушена речевая и двигательная память
4.многие дети не умеют выслушивать инструкцию логопеда, выполнять задание по инструкции
5. не знают основные цвета, геометрические формы
6.нет обобщающих понятий
7.медлительны,рассеяны,неуверенны,нуждаются с помощи/показе, повторение, тренировочные упражнения.
У детей с ОВЗ имеются особенности поведения:
Выраженные трудности контакта с окружающими,реакции негативизма,отрицательное отношение к новому,страх к новой обстановке,заданиям,словарю,перед новым типом движений,принятия позы.
Дети с ОВЗ.страдающие системным недоразвитием речи нуждаются в систематической коррекционной работе,направленной на формирование всех компонентов речевой системы:фонетики,лексики,грамматического сторя,а также на развитие памяти/слуховой,зрительной,моторной,внимания зрительного,слухового.произвольного /,мышления,психомотрикии других сторон психической деятельности (активизация воли).
Логопедическая ритмика способствует коррекции речи и личности ребенка,организации и упорядочению чувств,воспитание коммуникабельности.
Работа с данной категорией детей проходит в несколько условных этапов.На первом этапе устанавливается контакт с детьми,т.к. у них отмечается отказ от общения,отсутствие интереса к игрушкам, к окружающему в целом.В связи с этим вначале устанавливается внеречевой контакт с детьми,используется тактика выжидания,как дополнительный этап изучения потенциала ребенка.
На первых занятиях привлекаются мимические,ритмические,действенные формы взаимодействия,ласковая улыбка ,поощрительный кивок головой.
Поэтому с большой выдержкой и терпение,тактом и вниманием в ребенку в первые несколько занятий выявляются его двигательные и музыкальные возможности эмоционально-волевой багаж и наиболее интересные ,продуктивные формы общения.
В первую очередь формируются и корригируются движения детей,и именно: основные движения,общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх.Основные движения ходьба,бег,прыжки,равноввесие благоприятно влияют на всестороннее развитие детей.
Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к четким и точным движениям,выполняемым в определенном темпе и ритме,с музыкальным сопровождением.Они могут проводиться без предметов и с предметами ,флажками,обручами,гимнастическими палками,булавами,кеглями,мячами. В задачу этих упражнений входит: гармоничное развитие разных групп мышц ребенка,умение правильно управлять движениями, воспитание правильной осанки,походки,воспитание навыка саморегуляции движений.
Например,упражнение для верхних конечностей и плечевого пояса.
Исходное положение:руки в стороны,проделать взмахи вперед с хлопками в ладоши,круговое движение рукой одной или двумя,как крыльями мельницы,сжатие пальцев в кулак и разжатие руки опускаются безвольно из положения руки в стороны и движения-подражания «образам».
С общеразвивающими упражнениями тесно связаны упражнения по построению и перестроению: построение по одному,по строение в пары, построение в круг.Эти упражнения учат детей ориентировке в пространстве,организованности, умению переключиться с одного вида деятельности на другой, с одного ритма движений на другой.
Как только появляются элементы спонтанной деятельности,детей\одни сразу создают сюжетную игру,повторяют движения,танцуют,другие молча перебирают игрушки,ленты,мячи,катают обручи,третьи-заинтерисовываются песней,даже мелодичным рисунком,возможен переход к речевым контактам.Лучшим способом налаживания речевых контактов является называние действий ребенка,музыкальных игрушек и инструментов, с которыми он играет.У детей повышается ориентировочная деятельность,возникает речевая активность.Хороший результат дает соотнесение звучания с конкретным инструментом.
По мере нормализации двигательной и речевой сфер детей на логоритмических занятиях проводятся подвижные игры с бегом,лазанием,прыжками.
Игры с бегом типа «Быстро возьми,быстро положи», « Перемени предмет», « Кто быстрее докатит обруч до флажка?», « Кто быстрее перенесет предметы?». Все перечисленные игры проводятся под характерным музыкальным сопровождением соответствующим типу движений и особенностям каждого отдельного ребенка.
Слушание музыки помогает детям воспитать чувство музыкального ритма,слуховое внимание,успокаивающе действует на одних и поднимает эмоциональный тонус у других. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов,определять направление звучания.Чтобы дети хорошо чувствовали темп и ритм музыки,сопровождать слушание ее отстукиванием метра \сильной доли\.счетом,маршировкой.
Дети учатся воспроизводить ритмический рисунок хлопками,звоном бубенчиков,ударами бубна,отстукивание на барабане без музыкального сопровождения.
Для этой цели используются несложные музыкальные произведения: « Во саду ли,в огороде», «Ах,вы сени», «Калина», «По малину в сад пойдем», «В лесу родилась елочка».
Вся работа ,проводимая по воспитанию чувства ритма в музыке,слухового внимания,помогает перенести эту способность в движения,а позднее в речь.
Особое внимание обращается на развитие произносимой речи с помощью звукоподражаний.Для вызывания у ребенка звукоподражания волку-\ууу\ показывается картинка волка,наигрывается мелодия,помогающая создать его образ,игра в дудочку,гудок игрушечного паровоза.Для вызывания звука «а»-качание куклы,звука «о»-болят зубы у ребенка и т .д
Очень помогает мне в работе логопедический тренажер \типа компьютера\. С его помощью можно включать на экране «колобка»-который показательно открывает рот,когда произносится \с помощью микрофона\ звук «а». Даже самых тяжелых,непоседливых,расторможенных детей это заинтерисовывает,и дети с удовольствием стараются вместе с « Колобком» произносить любой заданный звук или слог,а в последующем короткие слова при работе по конструированию слов.
Для успешного воспитания коммуникабельности используется игра на хорошем эмоциональном фоне : « Пригласи на танец», « Потанцуй с другом», « Познакомь с другом».
Проводится предварительная работа « Кто пришел на занятие?», « есть ли сегодня Маша?», « Где она?», « Таня,позови Олю»- « Оля,посади рядом Мишу». « А где же Юра?»- « Юра,сядь ближе.Послушай…» «Запомнил?»\ можно тихо произнести короткое слово или слог.\ « Повтори шепотом Тане»-если дети сидят в круге, то можно передавать информацию «на ухо».
Хорошо с такой же форме передавать мелодию, часть песни-фразу и стихи \достаточный обьем\.
Подвижная игра « Ручеек» с произнесением речевки,с возвращением к исходным позициям и определением: «Кто за кем двигался?»: « я за Машей.А передо мной Коля.вначале саша. А в конце Оля.»Далее дети меняются местами,но в конце игры устанавливают последовательность движения и «строят» фразу с произнесением имен друзей и определяют их место.
Можно приучать к «перестроениям» типа «Оля-направо,Миша-налево». «Поезд»-весь состав обозначен по именам :1вагон-Лева,2-Ира,3-Умед,4-Костя.
«Подвижная» инсценировка под музыку «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заяц и лиса», «Зимовье зверей» \музыкальная сказка\:
1.знакомство с сюжетом
2.распределение ролей-образов
3.разучивание фрагментарного текста и песен
4.воспроизведение движений-имитаций,текста,песен \на фоне речи логопеда,а ребенок только двигается,либо поет, «пропевает мелодию»\.В сложных случаях : музыка,текст логопеда,дети-в движении. Речевые игры: « Подскажи слово», «Эхо» \послушай,запомни,повтори\, «Подбери картинку к загадке», «Волшебный мешочек» \с предварительным устным объяснением-описанием,но,не называя сам предмет\, «Что не так?»
Обязательным этапом активизации речевого багажа является участие детей-логопатов во всех внеклассных мероприятиях,даже в роли «молчащего» героя,но в ходе общего эмоционального действия,с определенной ролью.Это модет быть роль животных, детей,просто-участника хоровода с маленьким речевым фрагментом,даже с звукоподражанием. Приглашение гостей к участию в Новогоднем предствавлении. «Вас приглашают на Елку».
Петушок –ку-ка-ре-ку
Кукушка – ку-ку…
Собака –ав-ав…,
Кошка-мяу-мяу…
Гуси-га-га-га…
Змея-ш-ш-ш… и т.д
Проводится работа по расширению представлений учащихся о ближнем окружении
1.по темам: «Школа», «Класс», «Мой ранец», «Моя парта», « Кабинет», «Игрушки», «Семья» и др.
2.Активизируется общая моторика в подвижных играх с музыкальным сопровождением « Мое лето», «Наша осень», «Любимая зима», «Наша елка хороша», «Прогулка зимой». В этих играх учим подражательным движениям : снежинкам, ветру, снегу, санкам, лыжам, конькам, имитируем «уборку снега», «ледяные фигуры», «организация катка», «построй крепость», «слепи Снеговика», «попади в цель».
3. «векторное» развитие-конкретизация потенциала каждого ученика
-выявление доступного типа движений
-упорядочение привычных движений по заданному сюжету «Мишка», «Зайка», «Лиса», «Гуси», «Паровоз».
Воспроизведение движений в заданном сюжете со звукоподражанием.для неговорящих- под характерную музыку. Вызывание звуков,звукосочетаний,слов на фоне музыки,пения,\сопряженного,отраженного,спонтанного\.
4.Активизация речи и движений в играх-поручениях «уложи куклу», «Покачай Мишку», «Помоги брату», «Спой песню зайке». Воспитание речевого контакта на фоне положительных эмоций,интереса и доступности заданий-игр.
Все упражнения собраны в комплекс,помогающий последовательно формировать типы движений речевого аппарата,возможные,необходимые позы при произнесении звуков.
РАБОТА С ГЛАСНЫМИ \изолированно,в цепочке гласных\
1.шепотное произношение в игре « Кукла слышит», « Кукла спит», « Скажи по секрету» \а,о…\
2.пение гласных под музыку «речеек», «капелька»: а! о! у! ы! аоуы
3.пение гласных в форме гаммы последовательно-плавно -а- с акцентом.
А
И И
У У
О О
А А
Тренируют дыхание и готовят к понятию –«речевая пауза».В ходе этой работы сразу давать понятие «длительность» звучания \а-ааа…\, «Эхо», «Спорим», «Кто лучше», «Серебряные звуки».
Можно «задавать» тональность и тембр с помощью музыкального фрагмента.
Любой тип движений,даже-танец сопровождается пением гласных,либо слогов,звукосочетаний \в разном сочетании\.
Ла-ла-ла –сохраняя ритм,последовательность,
Да-да-да –темп и тембр.
Хорошо сказывается на активизации речи любое произвольное пение\ даже с искаженным текстом\.
Происходит «раскрепощение» дыхательной системы, голосовых связок, небной занавески,активизирует резонаторы,все части артикуляционного аппарата.
Расширение представлений, уточнение моделей общения, установление речевых связей в играх-подражаниях : с «фрагментарным» речевым сопровождением : « Уложи кота спать \пение колыбельной\, « Погуляй с куклой», « Прокати мишку на санках», « Полей любимые цветы», « Покорми рыбок», «Пригласи гостей», « Помоги маме», « Испеки пирог», « Дай корм птицам», « Вылечи зайку».
При этом необходимо :
1.речевая ситуация
2.воспроизведение сюжета ребенком \движения,сопряженная речь,пение,ритм\
3.конструирование бытовой фразы
4.сопряженное проговаривание,движения
В ходе игр-подражаний пополняется словарь,на имеющемся запасе \пассив\ постепенно переходит в доступный актив,с последующей корректировкой фонетики и структуры слов.
Работа в данном направлении может быть длительной, поэтому логопед часто является при произведении речевых фрагментов основным действующим лицом,а ученик-«набирает» багаж понимания,внутреннюю программу речи.
На более поздних этапах хороший результат дает игра « Живые звуки», «Живые слоги», «Живые слова».
Для поддержания внимания, укрепления интереса и для активизации игры хорошо проводить игру под знакомые мелодии , «составляя» условные тексты к мелодии,создавая «песни».
При минимальном общении продуктивными являются подвижные игры с мячом и сопровождаемые речью типа : обращение-действие,слово-действие.
«Маша,лови!Лови еще раз!Передай!Бросай!Подними!Верни мяч!Брось вверх!Ударь об пол!Передай по кругу!Боря!Прокати мяч по полю!Останови мяч!Брось вверх!Отдай мне мяч!»
Результативными при составе учащихся с выраженной симптоматикой являются игры,проводимые с речевками-чистоговорками. «В лодке» \гребцы\
Ла-ла-ла-Мила в лодочке плыла
Ло-ло-ло-У меня весло
Лу-лу-лу-Наклонись к веслу
«Кошкин дом»
Бом-бом-бом-Заливаем кошкин дом
«У медведя во бору» \ возможно речевое лидерство\
Хорошо говорящий ведущий –текст,а речевки-ответы:плохо говорящие дети «у медведя во бору…..беру», «много ягод соберу…» \последовательное наращивание слогов,простое контруирование слов,а постепенно-фраз бытовых,односложных\
Это возможно при включении учащихся в сюжетные игры типа : «Найди предмет», «Найди игрушку», «Найди картинку».
Из серии предметов ребенок находит по описанию логопеда предмет по перечисленным признакам. Цель игры: активизировать все виды внимания,уточнить представление о предмете,создать образ предмета и научить правильно соотносить образ и его название \звучани,значение,структура слова,связь с другими словами,многозначность,область употребления,самостоятельное употребление слова в различных речевых ситуациях\, подбор синонимов,антонимов,нахождение слова в устной интструкции,в чтении,письме,пропоминание слова в знаковых текстах,сказках,стихотворениях,песнях, чистоговорках. «Что здесь?», «Чего не стало?», «Что упало?», «Где мяч?»,- «Вот он», «Это мяч?», - «Да,мяч», «Чей мяч?»-«Мой», «Это твой мяч?»-Да», «Где твой мяч?»-Вот он мой мяч».
Практика логопедической работы показывает, что очень трудно определить условные границы коррекционного влияния на личность ребенка с выраженным отставанием в развитии.
Еще труднее ,хотя бы условно,определить этапы появления активной,самостоятельной речи.
Специфические приемы логокоррекции,логоритмики-в частности,помогает каждому ребенку обрести веру в себя,создает обстановку непринужденного общения,помогают почувствовать себя во всех проявлениях,понять необходимость речевых контактов.
Логопедическая ритмика в стенах школы способствует:
Общей организации ученика;
Самопознанию,самоанализу;
Осознанию звучания собственной речи,пения;
Восприятию смысла речи окружающих;
Дифференциации речевых ситуаций в ситуативном движении,динамике;
Выбору доступных форм речевого контакта;
Формированию потребности общения с помощью речи на доступном уровне;
Пополнению,активизации словаря в сюжетно-ролевых играх через ассоциацию движений и звуковых образов;
Способствует воспитанию тембровых окрасок речи,формирует пластику двигательной сферы в целом,артикуляционную моторику,приводит в гармоничное состояние,организует дыхательную функцию,приводит в соответствие взаимодополняемую деятельностьвсех речевых систем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные игровые методы и приёмы в работе с детьми на музыкальных занятиях
В статье даётся описание роли игры, игровых методов- как системы последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, приёмов; даётся описание музыкальных игр, музыкальные за...
ИГРА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пути развития ребёнка.Игра-один из важнейших приёмов работы с детьми младшего школьного возраста.Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса.Учить играя....
Доклад «Содержание, приёмы и методы работы по формированию графических навыков в коррекционно – речевой работе с детьми с ОВЗ».
Особенности методов работы по формированию графических навыков в коррекционно – речевой работе с детьми с ОВЗ....
Использование активных методов и приёмов обучения в работе с детьми с ОВЗ
Данная статья представляет собой обобщение многолетнего педагогического опыта учителя начальных классов по применению активных методов и приёмов при обучении детей с задержкой психического...
Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ.
Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению использую необходимо стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Материа...
Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми начальной школы
С каждым годом увеличивается количество детей в общеобразовательных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать...
"Использование приёмов криотерапии в работе с детьми ОВЗ"
Приёмы криотерапии для развития мелкой моторики пальцев рук....