Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ.
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс)
Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению использую необходимо стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Материал сообщения кратко отражает приёмы и методы работы с особыми возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_s_ovz.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих учащихся возникают трудности в обучении чтению, письму и счету. А в связи с этим и в формировании устной и письменной речи.
Моя задача, как учителя, четко понимать причины этих трудностей, т. е. с чем они связаны, и правильно спланировать коррекционную работу. В этом хорошо помогает Заключение ПМПК.
2слайд
Если же вовремя не обращать на это внимание, не принять профилактических мер, то проблемы перейдут в разряд тяжелых нарушений письменной и устной речи, а затем в дисграфию и дислексию.
А значит, ребенку будет необходима помощь учителя-логопеда и педагога-психолога. Хотя ученые говорят, что дислексия и дисграфия – это, как правило, признак гениальности в каких-нибудь других областях.
К примеру - Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.
Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.
Агата Кристи - «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.
Нам пока неведомо, какие гении вырастут из наших детей с особыми возможностями здоровья, поэтому расскажу о формах коррекционной работы из своей практики.
3 слайд
Работать с такими детьми очень сложно и их работы сильно раздражают, т.к. у них в тетрадях - ошибка погоняет ошибку и даже неоднократная работа над ошибками не помогает решению проблемы. (пример на слайде)
Конечно, было бы проще всего дать таким какую-либо карточку для списывания текста, которая ему совершенно не интересна. Заинтересовать их карточками невозможно, т.к. практически у всех таких детей супер телефоны. Вот если бы ему для работы вручили какой-либо гаджет, может, его интерес к обучению и проснулся, хотя при дистанте обучение я проводила в программе Zoom, у каждого компьютер был, а интерес исчез буквально через неделю, когда насмотрелись друг на друга через экран.
Выводы:
- исчезли действий, которые продолжали пробуждать интерес,
- не приучены к разумным действиям общения с гаджетами, а просто щелканью по кнопкам,
4 слайд
Поэтому, стимулирование активности ребенка и повышение мотивации обучения на моих уроках идет на основе АМО технологий (активные методы обучения), которые наиболее активно помогают развивать все области.
5 слайд
Приведу некоторые эффективные формы работы с такими детьми:
На этапе актуализации знаний - приём создания проблемной ситуации под названием «Яркое пятно» - слайд (по окр.мир – «Чему учит экономика», при изучении отраслей экономики, ярким пятном станет фильм о работе людей в сфере животноводства или растениеводства). Трудности – отключается Интернет…
6слайд
Использование зрительных опор на уроке «Узелки на память» в виде таблиц или схем – самые важные и краткие помогают не остаться в стороне, а выполнять работу одинаковую со всеми. Они ежедневно перед глазами и помогают повысить объём восприятия.
7слайд
Приём неожиданности схож с приемом яркого пятна, помогает отдохнуть, разнообразить работу и закрепить материал.
8слайд
Заморочки из бочки – хорош для отработки внимания и памяти.
9слайд
Очень нравится ученикам и мне работа с банковыми методиками (применяю в основном на коррекционных занятиях или кружке «Калейдоскоп»). - 10 слайд. Таких заданий много в моей любимой программе – РЭШ.
11 слайд
Найди и исправь ошибки – это только парная работа, т.к. ОВЗэшник один правильное исправит на неверное и наоборот. Хотя, если предложить эту же работу с пропущенными буквами или Проверочную тестового характера – ребенок с ОВЗ может выполнить неплохо.
12 слайд
Такая форма работы как совместная работа с учителем – помогает направлять работу в правильное русло, постоянно корректируя и подбадривая. Это дает возможность усвоить точный алгоритм действий, учиться выделять сущность. 1проблемный ученик работает с обычными детьми, а вот парочка таких же сидит на первой парте и раскрывают свои «способности», пока только со мной – использую часто на чтении, можно и на уроке русск.яз. при отработке нового материала, опираясь на зрительные опоры «Узелки на память».
13слайд
Особая группа - дети с ОВЗ, которые не хотят и не любят писать, в силу не развитой мелкой моторики и монотонная неинтересная работа быстро утомляет таких детей. Поэтому удобно использовать тетради с напечатанными заданиями (ТПО), в которых нужно только проставить, или обвести, или дорисовать ответ.
ИД – выручалочка, программы – «Отличник», «Электронное приложение к урокам» …, где можно усваивать материал в игровой форме и получая сразу оценку своей работы.
14слайд
Форм работы с такими детьми очень много, еще раз подчеркну, что они составляют группу «АМО технологий», это особая группа детей, поэтому необходимо предоставлять дополнительное время для завершения задания;
предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
использовать упражнениями, которые требуют минимального заполнения. Так как цель работы с такими детьми – не количество, а качество выполненной работы.
Предложенные вашему вниманию формы отвечают, на мой взгляд, развитию мотивационной сферы учащихся.
15 слайд
Верить, что занимаемся далеко не безнадежным делом.
Учитель не всегда может добиться снятия диагноза, но он может помочь социализироваться. А это самое главное!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преподавание уроков с использование ИКТ, эффективные приёмы и методы работы.Создание кроссвордов"
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов...
отчёт по самообразованию "Приёмы и методы работы на уроках чтения"
В данном материале содержится отчёт по самообразованию. Показаны некоторые приёмы и методы работы на уроках чтения....
Специфические приёмы логоритмики в работе с детьми с ОВЗ.
Специфические приёмы логоритмики в работе с детьми с ОВЗ....
Доклад «Содержание, приёмы и методы работы по формированию графических навыков в коррекционно – речевой работе с детьми с ОВЗ».
Особенности методов работы по формированию графических навыков в коррекционно – речевой работе с детьми с ОВЗ....
Использование активных методов и приёмов обучения в работе с детьми с ОВЗ
Данная статья представляет собой обобщение многолетнего педагогического опыта учителя начальных классов по применению активных методов и приёмов при обучении детей с задержкой психического...
Приёмы и методы работы самостоятельной работы в начальной школе
Анализ работы по теме:" Приёмы и методы самостоятельной работы в начальной школе"...
Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...
- Мне нравится (1)