Исследование учебной мотивации обучающихся. Материал к таблице 7.
учебно-методический материал (4 класс)
Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследование учебной мотивации обучающихся.
Цель исследования: выявление уровня школьной мотивации учащихся
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой
Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
- Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
- Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы.
. Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1.Тебе нравится в школе? | А -не очень | Б -нравится | В -не нравится |
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью ждешь занятий? | А -чаще хочется остаться дома | Б -бывает по-разному | В -иду с радостью |
3. Если бы учитель сказал, что завтра не обязательно проводить уроки, ты был бы рад? | А - не знаю | Б - остался бы дома | В - пошел бы в школу |
4. Тебе нравится, когда у тебя отменяют какие-нибудь уроки? | А - не нравится | Б - бывают по-разному | В - нравится |
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? | А - хотел бы | Б - не хотел бы | В - не знаю |
6. Ты хотел бы, чтобы было больше перемен? | А - не знаю | Б - не хотел бы | В - хотел бы |
7. Ты часто рассказываешь о занятиях родителям? | А - часто | Б - редко | В - не рассказываю |
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? | А - точно не знаю | Б - хотел бы | В - не хотел бы |
9. У тебя в классе много друзей? | А - мало | Б - много | В - нет друзей |
10. Тебе нравятся твои одноклассники? | А - да | Б - не очень | В - нет |
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
Уровни сформированности школьной мотивации:
Высокий уровень. 25-30 баллов ( высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Средний уровень. 15 – 24 балла – средняя школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Низкий уровень. Менее 15 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
В анкетировании принимали участие 4 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
№ п /п | ФИО обучающегося | Кол-во баллов сент.май 2018/2019 у.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 у. г. | Кол-во баллов сент./май 2020/2021уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2021/2022 ч.г. | Кол-во баллов сент./май 2022/2023 у.г. |
1 | Мария А. | 14/14 | 14/14 | 17/17 | 17/17 | 18/18 |
2 | Мария А. | 17/17 | 18/18 | 20/20 | 22/25 | 22/25 |
3 | Мария Ш. | 13/13 | 13/13 | 17/17 | 18/18 | 19/19 |
4 | Валерия Л. | 13/13 | 13/13 | 13/13 | 13/13 | 13/13 |
Учебный год | Класс | Кол-во об. | Диагностический материал. Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности | Результаты диагностики школьной мотивации | |||||
входной контроль | итоговый контроль | ||||||||
Уровни | |||||||||
«Определение уровня школьной мотивации» (по Н.Г. Лускановой (%)). «Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности обучающихся». | |||||||||
Низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||||
2018-2019 | 2,0 | 4 | 75% | 25% | 0% | 75% | 25% | 0% | |
2019-2020 | 3,1 | 4 | 75% | 25% | 0% | 75% | 25% | 0% | |
2020-2021 | 4,2 | 4 | 25% | 75% | 0% | 25% | 75% | 0% | |
2021-2022 | 5,3 | 4 | 25% | 75% | 0% | 25% | 50% | 25% | |
2022-2023 | 6,4 | 4 | 25% | 50% | 25% | 25% | 50% | 25% |
Высокий уровень-25%
Средний уровень-50%
Низкий уровень-25%
Исследования учеников по опроснику «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.)
Цель: выявление ведущих мотивов учебной деятельности.
Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности.
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся Вашего желания учиться в школе. на которые необходимо ответить: «да» если согласен, «нет» - не согласен и «не знаю» если сомневаетесь. Старайтесь отвечать на вопросы искренне и долго не задумываясь. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого напротив номера вопроса, который будет зачитываться зачеркни нужный балл.
0 баллов – почти не имеет значения
1 балл – частично значимо
2 балла – заметно, значимо
3 балла – очень значимо
Текст и бланк регистрации ответов.
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде). | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.) | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело. | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ к опроснику "Учебная мотивация"
Сложите количество баллов по следующим номерам ответов:
1. | Познавательные мотивы | 2 9 15 |
2. | Коммуникативные мотивы | 3 10 16 |
3. | Эмоциональные мотивы | 1 8 21 |
4. | Мотивы саморазвития | 6 13 19 |
5. | Позиция школьника | 7 14 20 |
6. | Мотивы достижения успеха | 5 12 18 |
7. | Мотивы одобрения (поощрения, наказания) | 4 11 17 |
При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
Уч. год | Кол-во детей | Уровни (В-высокий,С- средний,Н-низкий) В С Н |
2018/2019уч.год | 4 | 0% 25% 75% |
2019/2020уч.год | 4 | 0% 25% 75% |
2020/2021уч.год | 4 | 0% 25% 75% |
2021/2022уч.год | 4 | 25% 50% 25% |
2022/2023уч.год | 4 | 25% 50% 25% |
Уровни:
Высокий: 25%
Средний: 50%
Низкий: 25%
Заключение:
- Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
- Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся..
- Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.
Вывод:
Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование учебной мотивации школьников по методике М . Р . Гинзбурга
Исследование учебной мотивации школьников по методике М . Р . Гинзбурга для начальной школы.Определение мотивации. Виды мотивов. Возрастные характеристики младшего школьного возраста...
Родительское собрание Тема: «Учебная мотивация обучающихся».
Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало...
Подготовка к проведению мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся 4-ого класса.
В данном материале из опыта работы рассказывается, как учитель готовит детей к мониторингу в 4 классе....
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В стаье рассматривается ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...
Исследование учебной мотивации обучающихся .
Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом о...
Исследование учебной мотивации обучающихся .
Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом о...
Исследование учебной мотивации обучающихся
Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом о...