«Дневник путешественника» как образовательно-просветительский проект во внеклассных занятиях (на основе книги Н. Курилова «Хай!»)
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Потапова Елена Семеновна,
учитель начальных классов МБОУ «Адычинская СОШ им. В.С. Чирикова»
Россия, Республика Саха (Якутия), Верхоянский район, пос. Бетенкес
«Дневник путешественника» как образовательно-просветительский проект во внеклассных занятиях
(на основе книги Н. Курилова «Хай!»)
Современные требования, предъявляемые к работе классного руководителя образовательного учреждения, касаются организации внеурочной деятельности учащихся, которая играет огромную роль в системе воспитания младших школьников. Не все дети могут полностью раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал во время уроков. Общая цель всех внеклассных мероприятий – гармоничное воспитание и всестороннее развитие школьников. Они помогают сформировать у детей определённую систему ценностей и отношения к миру, к своей личности; приобщить к национальной и общественной культуре и традициям. Именно внеклассные мероприятия выполняют воспитательную, образовательную и развивающие функции.
Каждый ребенок уникален с творческой стороны. С точки зрения творчества, все стараются развить и привить ребенку, что рисовать, петь или танцевать ему получается лучше, чем что-то другое, что-то иное. Другие аспекты и грани творчества минуются или касаются поверхностно. Расширив кругозор и развив познавательные функции можно познакомить ребенка с его внутренним, совершенно индивидуальным миром с удивительными способностями и интересами. И здесь как вспомогательный инструмент хорошо подходят темы путешествия, экскурсии. И вокруг данной темы нами был разработан внеклассный урок «Мир вокруг меня».
Урок комбинированный, учитывая методы обучения, из которых он состоит:
- словесные (чтение, беседа, дискуссия);
- наглядные (схемы, таблицы, картины, фотографии);
- мультимедийные (аудио и видеоматериалы);
- практические (ведение дневника путешественника, создание своих оригинальных текстов, рисование, фотографирование).
Данный тип урока примечателен тем, что комбинированность методов обучения придает уроку экспрессивности: больше живого общения, настоящих эмоций, взглядов, точек зрения, наблюдается полет творческих фантазий. Дети учатся самоконтролю, параллельно проводя рефлексии и взаимопомощь.
Внеклассный урок «Мир вокруг меня» начинается с подготовительного этапа, где детей знакомят с программой данного мероприятия: целями и задачами, определяем, какие материалы и оборудования нам будут необходимы, сколько по времени будут проходить занятия. И, пожалуй, главное, знакомимся с объектом работы, вокруг которого она будет проводиться. Ведь привлечение класса к планированию и организации – также часть воспитательной деятельности. Выбор книги юкагирского автора, художника-графика Николая Николаевича Курилова «Хай!» определяется тем, что он адресован и обращен именно к детям: и по стилю автора, и по оформлению. Данная книга входит в число документальной литературы (нон-фикшн), которая сейчас является востребованным и актуальным жанром среди читательской аудитории. Если касается обучения (или даже и знакомства) литературы малочисленных народов Севера, миновать данный жанр нельзя. Перед ними стояла задача осмысления исторических перемен посредством фактографического рассказа о себе и собственной культуре. Именно с документальной прозы начали свой путь большинство, а то и все, писателей-северников, представив всему миру удивительную историю своей жизни начиная от костра в чуме, заканчивая становлением их как выдающихся личностей как своего среди своих сородичей, так и среди мировых имен.
«Хай!» относится к путевым заметкам. Эта познавательная и интересная повесть о его путешествии к североамериканским индейцам, в основу которого положен дневник автора с фотографиями и рисунками. Яркая и фактографичная тематика расширяет литературный и историко-культурный кругозор.
Непосредственно перед началом проводится проверка готовности всех участников, их эмоциональное и физическое состояние, а также состояние оборудования и помещения. Важно следить за тем, чтобы не происходило отклонений от запланированного порядка, и корректировать возникающие недочёты по ходу мероприятия.
Основная часть занятия строится на чередовании применения методов обучения: чтение с наглядными пособиями, чтение с видео и фотоматериалами, игровое чтение, музыкальное чтение и т. д. Например, был использован видеоматериал о жизни и быте юкагирского и индейского народностей, также продемонстрированы картины самого писателя на тему «север», «тундра», «олень». Урок оживил фрагмент английской и юкагирской речей. Дети изъявили желание послушать народные песни северного народа (эвенский, эвенкийский). Желанным гостем был профессиональный танцор, который продемонстрировал танцевальные элементы малочисленных народов Севера.
После проведения мероприятия учащиеся под руководством педагога подводят итоги, анализируют и оценивают его. Таким образом закрепляется приобретённый опыт. Отмечая положительные моменты и недостатки проведённой внеклассной работы, школьники учатся анализировать, критически мыслить. Необходимо отметить, соответствовала ли форма и проведение поставленной цели и задачам, был ли достигнут желаемый результат, если нет, что стало причиной.
На завершающих уроках внеклассного занятия ученики могут подробнее выразить своё мнение, записать отрицательные и положительные моменты. Учитывая все эти факторы совместно был создан дневник путешественника. На итоговом уроке всем выдаются дневники. Заполнение дневника отводится на летние каникулы: дети могут зафиксировать фактографические данные путешествий, экскурсий, походов и т.д.
«Дневник путешественника» начинается со вступительного слова, где дается краткий обзор по дневнику. Далее идет мини-анкета с лаконичными и простыми вопросами, которые доступны восприятию школьников младшего звена: имя, любимые праздники, любимый цвет, цветок, блюдо, книга, хобби, девиз, кем они хотят стать в будущем и что они ожидают от предстоящей поездки. Отвечая на вопросы, дети непроизвольно учатся анализировать свои действия и ход мыслей.
Основная часть дневника путешественника начинается с главы 1 «С чего начинается дорога?». Далее идут главы 2, 3, 4 и т.д., названия для которых дети определяют самостоятельно, на свой творческий подход. Маршрут и дата поездки тоже следует отмечать, т.к. мы работаем именно на сохранение реалистичности событий, возобновляя в будущем прошедшее путешествие. Примечательной деталью дневника является то, что для дальнейшего осмысления и изложения повествования, как пример даются короткие отрывки из текста путевых заметок Н. Курилова «Хай!». Например: «Цель нашей поездки – показать свои творения, как представителей коренных народов и работать в мастерской у знакомой Гретхен индейского художника, т.е. показать работы, себя и научиться полезному, как художник, у индейцев». Фактологическая детализация, простой язык, реалистичность, историзм, единение драматизма и обыденности – все это присущи путевым заметкам Курилова. То, как он обращается к читателю, т.е. к детям, как он пишет об индейцах, которые живут в Америке, о праздниках, не говоря уж о традициях и обычаях, прослеживается оживленность. Увиденное, что вызвало у автора восторг, но в той же степени удивление, реалистично передано во всей высоте лиризма. Следовательно, в заметках детей есть место быть чувствительности в переживаниях, в настроениях, а также эмоциональности и взволнованности.
Таким образом, работая с дневником, дети учатся контролировать свои личные впечатления. У них развивается способность воспринимать, понимать и интерпретировать любое произведение, а также учатся создавать свои собственные тексты в жанре документальной прозы для воссоздания фактографичной атмосферы и обстоятельств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Жила-была КНИГА" 3 класс
Цель занятия познакомить учащихся с созданием книги, с необычными книгами....
Дневник путешественника (для учащихся) при изучении КАРТЫ РОССИИ
Данное пособие было разработано для уроков окружающего мира при изучении темы "Россия на географической карте". Помогает оформить и систематизировать полученные практическим путём (по атласу, карте) с...
Сценарии внеклассных занятий на основе игры "Поле чудес"
Игра " Поле чудес" разработана для учащихся 1-4 классов по некоторым темам школьного курса "окружающий мир" Среди них такие темы: " Звери", "Деревья", "Грибы" и др. Данная игра развивает интерес к окр...
Внеклассное занятие по основам православной культуры "Человек рожден для добра"
Внеклассное занятие по ОПК проводилось в рамках недели православной культуры в школе-интернате. Данное занятие направленно на формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению,...
Конспект внеклассного занятия «Мои друзья – книги» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Рассказ Гурьевой Н. «Стрелка Васильевского острова».
Цели: - Обсуждение рассказа «Стрелка Васильевского острова» по книге Н. Гурьевой «Детям о Санкт – Петербурге»- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного ...
Книга Дневник путешественника
для дистанционного обучения...
Внеклассное занятие "В мире книг"
Представляю вам внеклассное занятие "В мире книг", где учащиеся знакомятся с русской литературой, изучают новые произведения и пробуют сравнивать их между собой....