Внеурочная деятельность "Воспитание сказкой"
календарно-тематическое планирование
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку у умственно отсталых школьников развивается чувство прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitanie_skazkoy.docx | 55.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Рабочая программа внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Воспитание сказкой»
г. Смоленск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов и методических материалов, на основании которых разработана программа:
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», (ООО «Издательство «Эксмо», 2017), на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования:
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС), - М «Просвещение», 2018;
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 097/2 от 31.08.2016 г.;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Программа внеурочной деятельности «Воспитание сказкой» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) и направлена на достижение ими планируемых результатов освоения АООП.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку у умственно отсталых школьников развивается чувство прекрасного.
Цель программы: содействие социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью, введению их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей произведениями на сказочные сюжеты.
Задачи программы:
- Расширять представления обучающихся об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
- Содействовать развитию речи умственно отсталых школьников, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.
- Развивать социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
- Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
- Помогать усвоению воспитанниками нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.
- Содействовать развитию мотивационной сферы младших школьников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.
- Развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
- Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
Общая характеристика программы духовно-нравственного направления:
Педагогическая работа с обучающимися с умственной отсталостью направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Обучение по данной программе носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя ряд этапов:
1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.
3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Обычно занятие посвящено какой-то определенной сказке, но в течение года проводится несколько проверочных занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материала. В конце первого полугодия устраивается для детей и их родителей семейный новогодний праздник. В конце второго полугодия планируется семейное посещение «Музея сказки».
Планируемые результаты внеурочной деятельности по программе «Воспитание сказкой»
Личностные:
∙ ценностное отношение и любовь к близким, городу, народу, России;
∙ ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудолюбие;
∙ эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
∙ уважение к истории, культуре, традициям и образу жизни людей;
∙ развитие представлений об окружающем мире, способность ориентироваться в окружающем мире.
Предметные:
учащиеся должны знать:
- отличие хорошего от плохого в сказке и в жизни;
- положительных героев сказок;
- приемы сценического мастерства для представления сказочных героев.
учащиеся должны уметь:
- ценить и беречь красоту родного края,
- рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать.
- самостоятельно выбирать интересующую литератур;
- выступать перед классом.
Базовые учебные действия,
формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Воспитание сказкой»
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением Центра, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения и своего места в нем;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные учебным действиям:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
Данная программа ориентирована на обучающихся 0 - 1 классов с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I).
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год), продолжительность занятия 40 мин.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы предполагает проведение занятий в форме: беседы, игр, конкурсов, видео-уроков, творческой мастерской. На занятиях дается характеристика персонажей сказок; описание внешнего вида персонажей сказок, происходит знакомство учащихся с русскими народными сказками. Обучающиеся совместно с учителем определяют роль сказки в жизни человека. Занятия проводятся в стенах Центра.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Название сказки |
1. | Там, где дружат – живут, не тужат | “Репка” |
2. | Лесть без зубов, а с костьми съест | “Колобок” |
3. | В тесноте, да не в обиде | “Теремок” |
4. | Друг познается в беде | “Кот и петух” |
5 | Сам погибай, а друга выручай | “Муравей и голубка” |
6. | Глупый киснет, а умный все промыслит | “Маша и медведь” |
7 | Придет беда – не купишь ума | “Гуси-лебеди” |
8 | Смекалка – второе счастье | “Каша из топора” |
9. | Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, инсценировки. | Проверочное занятие |
10. | С трудом и мороз не страшен, Труд согревает | “Два Мороза” |
11. | Первой касатке не верь, Догадаешься, как проиграешься | “Лисичка-сестричка и волк” |
12. | Как проживешь, так и прослывешь | “Морозко” |
13. | Доброму Бог помогает | “Двенадцать месяцев” |
14. | Согласного стада волк не берет, В согласии жить – никто не одолеет | “Зимовье зверей” |
15. | На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай | “Заюшкина избушка” |
16. | Новогоднее занятие | |
17. | Добро в век не забудется | “Летучий корабль” |
18. | Умей обождать, Мир не без добрых людей | “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” |
19. | Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. | Проверочное занятие |
20. | За честь хоть голову снесть | “Стойкий оловянный солдатик” |
21. | За один раз дрова не срубишь, Дело шутки не любит | “Как рубашка в поле выросла” |
22. | Чего нет, того и хочется, Кто многого желает, тот и мало не видает | “О рыбаке и рыбке” |
23. | Храброму смерть не страшна, За добро добром платят | “Сивка-бурка” |
24. | Долг платежом красен | “Царевна-Несмеяна” |
25. | Покорись беде и беда покорится | “Царевна-лягушка” |
26. | Что кому на роду написано, то тому Бог и даст | “Иван-царевич и серый волк” |
27. | Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал | “Спящая красавица” |
28. | В «Музей сказки» | Экскурсия |
29. | Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст | Былина “На заставе богатырской” |
30. | Для милого дружка и сережка из ушка | “Цветик - семицветик” |
31. | «Любимые сказки» | Викторина |
32. | «По дорогам сказок» | Творческая мастерская Итоговое занятие |
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Воспитание сказкой»
№ | Тема занятия | Сроки прохождения | |
По плану | По факту | ||
I четверть – 9 часов | |||
1 | Там, где дружат – живут, не тужат | ||
2 | Лесть без зубов, а с костьми съест | ||
3 | В тесноте, да не в обиде | ||
4 | Друг познается в беде | ||
5 | Сам погибай, а друга выручай | ||
6 | Глупый киснет, а умный все промыслит | ||
7 | Придет беда – не купишь ума | ||
8 | Смекалка – второе счастье | ||
9 | Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, инсценировки. | ||
II четверть – 7 часов | |||
10 | С трудом и мороз не страшен, Труд согревает | ||
11 | Первой касатке не верь, Догадаешься, как проиграешься | ||
12 | Как проживешь, так и прослывешь | ||
13 | Доброму Бог помогает | ||
14 | Согласного стада волк не берет, В согласии жить – никто не одолеет | ||
15 | На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай | ||
16 | Новогоднее занятие | ||
III четверть – 10 часов | |||
17 | Добро в век не забудется | ||
18 | Умей обождать, Мир не без добрых людей | ||
19 | Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. | ||
20 | За честь хоть голову снесть | ||
21 | За один раз дрова не срубишь, Дело шутки не любит | ||
22 | Чего нет, того и хочется, Кто многого желает, тот и мало не видает | ||
23 | Храброму смерть не страшна, За добро добром платят | ||
24 | Долг платежом красен | ||
25 | Покорись беде и беда покорится | ||
26 | Что кому на роду написано, то тому Бог и даст | ||
IV четверть – 8 часов | |||
27 | Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал | ||
28 | В «Музей сказки» | ||
29 | Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст | ||
30 | Для милого дружка и сережка из ушка | ||
31 | «Любимые сказки» | ||
32 | |||
33 | «По дорогам сказок» | ||
34 |
Список использованной литературы:
1. Андерсен Г.Х. Дикие лебеди и другие сказки. – София: 1964 2. Аникин В.П. Русские народные сказки. – М.:1984
3. Богатырские сказы. – М.: 1995
4. Галеркина О. Художник В.М. Васнецов. – Л.: 1957 5. Даль В.И. Пословицы русского народа
6. Дж. Родари. Грамматика фантазии. – М.: 1978 7. Ильин И.А. Духовный мир сказки. – М.: 1993
8. Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика.– М.: 1971 9. На острове Буяне. – М.: 1999
10.Народные русские сказки. – М.: 1982 11.Перро Ш. Волшебные сказки. – М.: 1993 12.Русские народные сказки. – М.: 1958
13.Трубецкой Е.Н. “Иное царство” и его искатели в русской народной сказке. – М.: 2000
14.Тумина Л.Е. Кружок “Сочини сказку”. – М.: 1995 15.Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск: 1997 16.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: 2000 17.Шамаева С.В. Апология сказки. – Воронеж: 1994 18.Шанина Н.Ф. В.Васнецов. – Л.: 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Сказка гуляет по свету..."
Дополнительная образовательная программа по изучению духовно-нравственного культурного наследия народов России для детей младшего школьного возраста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сказка»
Программа разработана на основе авторской программы «Волшебный мир народного искусства» автор О.И. Радомская. Цель занятий — способствовать воспитанию творческой личности, спосо...
Проект внеурочной деятельности "Сказка на песке"
Представляю вниманию проект внеурочной деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Программа курса внеурочной деятельности «Сказка за сказкой». Методическое пособие «Волшебная книга сценариста»
Представлена программа курса внеурочной деятельности «Сказка за сказкой». Методическое пособие «Волшебная книга сценариста» для учеников начальной школы. Цель методического пос...
Проектная деятельность в рамках внеурочной работы - сказка " Однажды в лесу"
Проект имеет целью развитие у детей внимания, памяти, творческого взаимодействия в коллективе, закрепление темы смены времен года и календарных месяцев....
Методическая разработка внеурочной деятельности"Сказки Р.Киплинга"
Внеурочное занятие...
План-конспект внеурочного занятия "Сказки К. Чуковского"
План-конспект внеурочного занятия по чтениюКласс: 2Тема: «Сказки К. И. Чуковского»Направление: общеинтеллектуальноеФорма занятия: викторинаЦель: расширить представления детей о творчестве ...