Внеурочная деятельность "Рисуем радугу"
календарно-тематическое планирование
Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_risuem_radugu.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по формированию элементов творчества «Рисуем радугу».
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с нарушением интеллекта не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности дома.
Содержание программы «Рисуем радугу» предусматривает освоение детьми различных методов и средств художественного воспитания: рисование, аппликация, пластилинография, тестопластика, лепка, нетрадиционные методы рисования, а также познакомятся с оригами, рисованием шерстью и росписью на дереве. Освоение данных технологий позволят расширить кругозор детей с умственной отсталостью, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, зрительной памяти, формированию эстетического отношения и художественно - творческих способностей.
Программа составлена для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе изучения таких авторских программ, как «Цветные ладошки» И.А Лыковой; пр. «Радуга», (Детство», а также программы Кожохина С.К и Г.Г. Григорьева. Данная литература была изучена и переработана в рамки программы «Рисуем радугу» с изменениями на основании разных диагнозов детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , их способностями и развитием. Занятия и игры соответствуют тематическому планированию, которое рассматривает художественное - эстетическое развитие детей как приоритетное направление изобразительной деятельности, с учётом специфики детей снарушением интеллекта.
Целевое назначение программы:
Коррекция и развитие творческих способностей детей с нарушением интеллекта через средства изобразительной деятельности.
Задачи:
- Развитие и коррекция мелкой моторики рук.
- Снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
- Увеличение способности детей к концентрации внимания.
- Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
- Помощь детям в преодолении барьеров в общении.
- Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
- Развитие художественно - творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Обучение строится с учетом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Срок реализации программы рассчитан на курс реабилитации (6-10 занятий по возрасту). Занятия групповые. Учебный материал в разделах программы располагается по принципу концентров т.е. каждый этап обучения является базовым для следующего, а для предыдущего - расширенным и усложненным смысловым продолжением.
Рисование способствует развитию малкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процессе ученик учится различать цвета и оттенки, поймет что такое размер и количество. Через рисование ребенок познает окружающий мир по-новому, запомнят его и полюбит. Не умея выразить свои эмоции словами, малыш прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги радужными образами.
Лепка является одним из видов художественного творчества. На занятиях по лепке дети учатся лепить из пластилина, глины, теста доступные формы. Готовые изделия могут быть плоскостными и объёмными.
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт - чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются тесто и пластилин. Рисование пластилином - увлекательное и полезное занятие, так как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку. Особенно когда приходится размазывать пластилин по поверхности или отщипывать мелкие кусочки. А это хорошо развивает мелкую моторику рук
Аппликация один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону. Для аппликации с учащимися очень удобна техника коллажей.
Приоритетными направлениями работы класса для детей с умеренной умственной отсталостью являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
- развитие элементов творчества средствами игровой и трудовой деятельности.
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того чтобы он мог совершать трудовые операции, необходимо, чтобы он был знаком со свойствами различных предметов и веществ.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.
Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.
Эти дети под руководством педагогов могут добиться успехов в изготовлении различных поделок. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояния через поделку, ребенок моторно закрепляет механизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках» учится адекватно выражать свои чувства. Различные виды творческих работ привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению.
Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития элементов творчества учащихся. Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.
Содержание, методика проведения и организация должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразными способами выполнения работ, позволяющими передавать в них широкий круг явлений и предметов.
Все это дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям. Такие занятия должны быть направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия. Все это развивает творческие возможности детей.
Условия успешного формирования элементов творчества у детей
Первое условие успешного формирования элементов творчества – раннее начало.
Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Ни у кого не возникает вопроса о том, когда именно надо развивать творческие способности, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит несколько месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно.
Так и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, то есть, как только ребенок поступил в учреждение.
Второе важное условие - создание творчески обогащенной образовательной, коррекционно-развивающей среды, которая бы стимулировала самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивала в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Третье важное условие - внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности. Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помогать детям понять самих себя.
Четвертое – важное условие – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
Пятое условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Вовлечение всех учеников в постоянную активную деятельность. Несмотря на то, что далеко не все дети способны внести реальный вклад в общее дело, необходимо каждому из них дать поручение по выполнению той или иной работы, с тем, чтобы каждый ребенок почувствовал себя полезным и относительно самостоятельным. При этом целесообразно оказывать помощь при его выполнении, подчеркивать важную, общественную значимость поручения, чтобы укрепить у детей веру в себя, свои возможности.
Шестое условие. Творческая позиция педагога. Чтобы развивать элементы творчества у детей, педагог сам должен быть творческой личностью – постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны поведения, формализм в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов обучения.
Седьмое условие. Привлечение родителей в процесс развития элементов творчества у детей. Обучение родителей новым способам, методам и приемам работы с детьми.
Восьмое условие. Участие детей в творческих делах Центра, выставках, конкурсах. Привлечение детей к посильному участию в выставках, конкурсах. Повышение и укрепление самооценки. При оценке творческих достижений посредством создания выставок работ учащихся важно учитывать индивидуальные результаты каждого. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия. Дети должны видеть и осознавать результаты своего труда
Тематический план программы.
Название | Задания. Упражнения методы | Цель | Оборудование |
Диагностика 1 | Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика Цвет, форма, мнем бумагу, рвем бумагу. Мелкомоторные навыки рук Репродуктивные и объяснительно - иллюстративные методы работы. | Выявление навыков и умений. | Губки, гуашь разведенная, фломастеры, шаблоны геометрических фигур, листы бумаги. |
Зернышки для курочки. | Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Научить работать одним пальчиком, знакомство с жёлтым цветом. Репродуктивные и объяснительно - иллюстративные методы работы. | Познакомить с рисованием одним пальчиком, знакомство с жёлтым цветом | Гуашь разведённая, лист с шаблоном цыплёнка, салфетки. Музыкальная книжка петушок. Зерно для массажа пальчиков |
Дождик. | Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Продолжать учить работать пальчиком по инструкции педагога, знакомство с синим цветом. Репродуктивные и объяснительно - иллюстративные методы работы. | Продолжать знакомство с рисованием пальчиком, знакомство с синим цветом. | Гуашь разведённая, лист с шаблоном тучки, салфетки. Музыкальное сопровождение на металлофоне. |
Гусеничка. | Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Продолжать учить работать пальчиком по инструкции педагога, знакомство с зеленым цветом | Продолжать знакомство с рисованием пальчиком, знакомство с зелёным цветом. | Гуашь разведённая, лист с шаблоном гусеницы, салфетки. Музыкальное сопровождение. |
Репродуктивные и объяснительно - иллюстративные методы работы. | |||
Тарелочка для котенка. | Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика Знакомство с круглой формой, нанесение рисунка в рамках фигуры. Репродуктивные и объяснительно - иллюстративные методы работы. | Продолжать знакомство с рисованием пальчиком, знакомство с круглой формой. | Гуашь разведенная, лист с шаблоном круга, салфетки. Музыкальное сопровождение. |
Шлепают ладошки по дорожке. | Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Знакомство с рисованием ладошкой. Репродуктивные и объяснительно - иллюстративные методы работы. | Познакомить с приемом нетрадиционной техники рисования ладошкой. | Гуашь разведенная, лист с шаблоном дороги, салфетки. Музыкальное сопровождение |
Мишкины следы. Диагностика 2 | Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика Знакомство с работой кулачком способом штампа краской. Репродуктивные и объяснительно - иллюстративные методы работы. | Познакомить с приемом нетрадиционной техники рисование кулачком. | Гуашь разведенная, лист с шаблоном дороги, салфетки. Музыкальное сопровождение. Медвежонок. |
Список литературы.
- Арнаутова Е.П.. Педагог и семья. - М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-26
- Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. - 111с.: ил.4с.
- Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности - 192 с. {Программа развития} ISBN5-89144-221-3 -92.03.22 019. М: ТЦСфера Ю2
- Казакова Т.М Рисуем натюрморт: Для детей 5-8 лет - 16 с. Растем и развиваемся. М:Карапуз 03
- Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз- дидактика», 2007. - 144с , 16л. вкл.
- Перова О.Г. Читаем и рисуем. Библиотека Резника И.Т. Эксмо 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Радуга"
Планирование для 2 класса внеурочной деятельности. Социальное направление....
Кружок по внеурочной деятельности "Радуга"
Воспитывать умение работать в парах, с природным материалом, подручными средствами...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Радуга сказок"
Внеурочная деятельность осуществлялась в рамках годового проекта "Радуга сказок" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Радуга творчества"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Радуга здоровья", УМК "Начальная школа XXI", 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Радуга здоровья", УМК "Начальная школа XXI", 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Радуга добра" для учащихся с ОВЗ
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образ...