Занятие-исследование
план-конспект занятия (4 класс)

ЗАВГОРОДНЯЯ ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Тема - Волшебная кладовая: почва-кормилица

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_issledovanie.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Составила: Завгородняя Д.А.

Тема: Волшебная кладовая: почва-кормилица

Цель:

  • Образовательная: Сформировать представление о почве как плодородном верхнем слое земли.

  • Развивающая: Развивать интерес к предмету, познавательную активность, умение анализировать, наблюдать, делать выводы на основе простейших опытов, высказывать своё мнение и доказывать свою точку зрения;
  • Воспитательная: Содействовать воспитанию бережного отношения к почве, как к “Земле-кормилице”, к своему родному краю, чувство уверенности в себе, уважение друг к другу и к окружающим, аккуратность во время выполнения практической работы.

Форма занятия: занятие-исследование

Оборудование: карта, значки экологов, таблица. Материал для опыта: салфетка, почва, горелка, сухое горючее, стаканы с водой на парту, одноразовые ложечки, фарфоровое блюдце, стекло;

 Литература:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/03/01/zemlya-kormilitsa-konspekt-uroka-4-klass
  2. https://yandex.fr/yandsearch?clid=1882610&text=%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2&l10n=ru&lr=142
  3. https://yandex.fr/search/?text=%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B0%20%D1%8D%D1%82%D0%BE&lr=142&clid=1882610

План проведения мероприятия:

1.Организация начала занятия (1 мин)

2.Сообщение темы занятия. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.  (7 мин)

3. Основная часть (28 минут)

  • Что означает «Земля-кормилица?»
  • Состав почвы(опыт)
  • Физминутка
  • Виды почв
  • Охрана почвы

4.Итог занятия. Рефлексия. (4мин)

Содержание занятия:

  1. Организация начала занятия.

– Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Напоминаю, что меня зовут Дарья Александровна. Я рада вас сегодня видеть на нашем занятии. Приведите свое рабочее место в порядок, сядьте ровно, спину держите прямо, руки положите на парту.

2.Сообщение темы занятия. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

- Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля).

- Сегодня мы поговорим о нашей кормилице, о земле.(картинка почвы на доске)

3.Основная часть.

  1. Что означает «Земля-кормилица?»

Землю часто называют кормилицей. Почему?

Как вы понимаете выражение «Земля-кормилица»?

«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна око-

ло жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»

- Что называют волшебной  кладовой? Почему?

   - Что издавна делает земля-матушка?

   - Так наша земля и правда кормилица?

  1. Состав почвы(опыт)

- Знаете ли вы, зачем человеку почва и как он её использует?

- Зачем человеку нужны знания о почве?

Перед тем как провести опыт давайте повторим технику безопасности:

  • Подготовьте к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
  • Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
  • Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
  • Ничего не бери в рот.
  • Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
  • Содержи свое рабочее место в чистоте.
  •  Не брызгайся водой, она может попасть в глаза и дыхательные пути.
  • Не пей воду, она не предназначена для питья.
  •   Не кидай почву, глину, не пересыпай его высоко, можешь попасть в глаза себе и товарищам.
  • Набирай почву, глину мерной ложечкой, перемешивай палочкой.
  • В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.
  • По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем.

Все понятно? Тогда приступим.

1-й опыт: -Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).

- О чем это говорит? (В воде есть воздух)

Вывод: в состав почвы входит воздух. (Вывешивается табличка со словом воздух в схему).

2-й опыт: - Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).

Вывод: в почве есть вода. (Вывешивается табличка со словом вода в схему).

3-й опыт: - сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? (Вода стала мутной). Что вы видите на дне стакана? (Ответы детей).

Вывод: в составе почвы есть песок и глина. (Вывешивается табличка со словами песок, глина в схему).

4-й опыт: - Следующий опыт буду проделывать я, а вы будете наблюдать. Беру немного почвы и нагреваю ее немного. Что вы видите и чувствуете? (Ответ детей). Неприятный запах, появляется дымок, как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей: горят остатки листьев). Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?

Вывод: в составе почвы есть перегонной – гумус. (Вывешивается табличка со словом гумус в схему).

5-й опыт: - Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что видите? (Вода испарилась, и появился осадок белый). На стекле образовался белый налет. Что это такое? Это соли – питательные вещества, необходимые растениям.

Вывод: в почве есть соли. (Вывешивается табличка со словом соли в схему).

Посмотрим на схему и прочитаем, из чего же состоит почва? (Ответ учащихся). Какая же часть почвы придает ей плодородие, т.е. условия для жизни растений? (Гумус).

Какого он цвета?  (Чёрный)

Вывод: - ПОЧВА – это верхний рыхлый, плодородный слой земли.

Вывод: Какими свойствами обладает почва? (ВОЗДУХ, ВОДА, СОЛИ,ГУМУС,,,)

- В почве имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой; а самое главное, что в почве есть перегной. От плодородия почвы зависит количество перегноя.

Физминутка

- Вы наверное устали? Давайте немного отдохнем. Встаньте со своих парт и повторяйте за мной.

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

3.Виды почв

Везде ли почвы одинаковы?

- В природе существует большое число типов почв.

От чего это зависит?

 Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются учёные – почвоведы.

- Науку о почвах - почвоведение создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.

- В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв.

1) Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

2) Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.

        3) Подзолистая почва – по цвету напоминает золу. Встречаются в тайге и смешанных лесах.

        4) Чернозёмная почва. В ней много солей, она рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. В степях.

        5) Луговая. Формируются под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями

        6) Болотная. Формируется в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения  под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов.        Содержит толстый слой торфа.

        7) Торфяная - подтип болотных почв. Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Торфяные почвы - верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

Какие почвы самые плодородные?

Самые распространённые?

  1. Охрана почвы

-Землю с давних пор люди называют кормилицей. Во времена, когда они ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки, орехи. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

_Почему землю называют КОРМИЛИЦЕЙ?

- Ребята, как вы думаете нужно ли почву охранять?

Для чего?

Как это сделать?

- Что разрушает почву?

  • Вода и ветер (на открытых пространствах).
  • Вырубка леса.
  • Неправильная вспашка почвы.
  • Отсутствие водоёма.
  • Выжигание трав.
  • Строительство дорог, домов.

- Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрением, ни обработкой.

Почву восстановить может сама природа, причём очень медленно: за 100 лет – 1 см

Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.

- Какие организации вы знаете?

Учащиеся: Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира).  

- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы?

- Земля – кормилица нуждается в защите. Ведь 1см почвы образуется в природе за 250-300 лет.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

– Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги вместе.

– Что мы выяснили в ходе сегодняшнего занятия?

- Что нового вы сегодня узнали или увидели?

- Ещё в старину наши предки называли нашу землю кормилицей. Её брали с собой в дальние страны как оберег. Слагали о ней стихи и песни. Так давайте и мы будем любить, ценить и беречь нашу кормилицу!

– Ребята, вы хорошо поработали на занятии и я хочу  вручить вам значки Юных Экологов.

- И также отмечаем на нашей карте-путешественнице шестую остановку. Впереди у нас еще много интересных занятий. А на сегодня я с вами прощаюсь.

– До свидания, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие - исследование по теме: "комнатные растения - наши друзья" 1 класс

Конспект занятия исследования по теме: "Комнатные растения - наши друзья"...

Внеклассное занятие-исследование в 3 классе "Это удивительное молоко".

Одна из первых задач педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье.Внеклассное мероприятие позволяет расширить знания о пользе молока и молочных про...

Занятие-исследование на тему: "Исследование почвы"

Данный материал содержит разработку занятия по внеурочной деятельности  и самоанализ занятия по теме "Исследование почвы". В ходе проведения опытов используется мобильный класс....

Презентация к занятию-исследованию

Презентация к занятию по внеурочной деятельности в 3 классе....

Занятие - исследование уровня эмпатийных тенденций в 1 классе

Данное занятие можно проводить как во время урока, так и во второй половине дня в рамках ГПД.Дети, пришедшие в 1 класс сразу попадают в новую социальную среду. Задача педагога-воспитателя сделать мене...

Конспект занятия - исследования учителя - логопеда и педагога - психолога в рамках ФГОС для учащихся 4 класса " Моё настроение"

Цель: развитие у детей учебно - познавательной и эмоционально - психологической компетенций и личностного стремления к практическому исследованию " выражения настроения через цветовые символы"....

Занятие-исследование по теме «Воздух-это не ничто»

Занятие «Воздух – это не ничто. Воздух занимает место» проводится в 3 классе во время внеурочной деятельности, представляет собой занятие-исследование с лабораторным оборудован...