Методическая разработка занятия по предмету «Финансовая грамотность» в начальной школе «Как умно управлять своими деньгами. Считаем деньги».
методическая разработка (2 класс)
Методическая разработка занятия по предмету «Финансовая грамотность» в начальной школе «Как умно управлять своими деньгами. Считаем деньги».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по предмету «Финансовая грамотность» в начальной школе «Как умно управлять своими деньгами. Считаем деньги».
Занятие разработано в соответствии с ФГОС, утвержденной образовательной программой внеурочной деятельности по финансовой грамотности https://drive.google.com/file/d/1CtjCLEYJrzqcgKEeoNv6GYCs5pDggCYI/view. В занятии используется настольная игра «А что в твоем кошельке?». Она была разработана учащимися, при выполнении проекта по финансовой грамотности «Кошелек для школьника» и размещена на сайте школы https://drive.google.com/file/d/1phZqTylVByrCzwrtwfWpjRFGnDygc3pO/view в сборнике «Детям о финансах» (стр.4).
Целевая аудитория: 2-4 класс (7-11лет), возможна вариативность проводимого занятия в формате применения того или иного дидактического материала.
Тематическое направление занятия «Семейный бюджет», «Управление деньгами», тема «Как умно управлять своими деньгами. Считаем деньги».
Цели занятия:
- обобщить имеющиеся у детей знания о семейном бюджете, видах расходов и доходов, цене товара, стоимости, количестве;
- научить детей понимать влияние своего поведения на семейный бюджет, научить стать ответственным за свое поведение;
- научить детей выполнять роли продавцов и покупателей, считать сдачу, оплачивать покупки, использовать денежные знаки на практике.
Формы занятия: викторина, игра
Методы: фронтальные, групповые, индивидуальные
Оборудование: проектор, ПК, электронная доска, интернет, Power Point 2010
Дидактический материал: презентация «Викторина» гугл-форма для определения победителя игры, предметных знаний по вопросам «Викторины», игровое поле, фишки на каждого игрока, денежные карточки, 2 кубика на команду, вопросы-премии, правила игры, карточки- покупки https://docs.google.com/document/d/1BwMdab5NeeDI07JRDFd07eGJQo0d7btr/edit.
Ход занятия:
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Сегодня на занятии, мы поиграем в игру, для этого надо будет внимательно слушать инструкции и правила игры. Кто готов, дайте мне знак. | Учащиеся дают знак, что готовы слушать. |
Актуализация знаний | Учитель включает показ слайдов презентации «Викторина» (файл в приложении) или сокращенный вариант в вк https://vk.com/doc503081245_574521754. На 2 слайде написан вопрос «Как в Англии назывался мешок с деньгами?». Учитель просит разгадать зашифрованное слово 2, 32, 5, 8, 6, 20 (числа обозначают порядковый номер буквы в алфавите). Учитель проверяет правильность отгадки (бюджет), нажимая на цифры на слайде. Учитель объясняет, что у каждой семьи свой бюджет. На его размер влияют доходы, то есть все деньги, которые поступают в семью, а также расходы, те деньги, которые тратятся семьей. У каждого из Вас уже есть свой мешок с деньгами (бюджет) - это ваш рюкзак со школьными принадлежностями. Чтобы начать игру, надо открыть игровое поле, то есть ответить на вопросы викторины и дополнительно заработать 10 рублей за каждый правильный ответ (сумму устанавливают в соответствии с выбором игрового поля). Учитель демонстрирует 3 слайд. Нажимая на каждое изображение монеты в 10 рублей, учащимся открывается вопрос, после правильного ответа учитель выдает ребенку 10 рублей, нажимает на кнопку с домиком и возвращается назад на 3 слайд. Вопросы викторины: 1. Как называется вид дохода: зарытые в земле ценности? 2. Как называется вид дохода, который человек получает после смерти родственника? 3. Как называется вид дохода, который человек получает за выполнение какой-то работы? 4. Как называется вид дохода, который люди получают, когда заканчивают трудовую деятельность: женщины после 60 лет, мужчины после 65 лет? 5. Назовите виды расходов семьи. 6. Назовите виды денег. 7. Назовите монеты российских рублей. 8. Назовите, купюры российских рублей. 9. Что включает бюджет семьи? После каждого ответа монета, разгаданного вопроса, открывает часть игрового поля. После того, как на все вопросы будут даны ответы, дети увидят игровое поле на 3 слайде. Если презентация открывается в измененном варианте (в вк), то надо на 12 слайде нажать на картинку игрового поля. | Дети отвечают на вопросы, формулируют ответы, высказывают свои мнения, слушают и анализируют ответы других учеников. |
Постановка целей и задач занятия. Мотивация к учебной деятельности. | Цель занятия - научиться зарабатывать деньги, покупать вещи, продавать их, давать сдачу, взаимодействовать друг с другом. По окончанию игры, Вам надо будет ответить на вопросы: можете ли вы повлиять на размер семейного бюджета? Как? Выигрывает тот, кто купит больше всего школьных принадлежностей (победителями также могут стать те, кто купит предметов на большую сумму, например.) Можно победителей выбирать не индивидуально, а команды по тем же критериям. Тогда у детей будет командная заинтересованность, и они будут помогать друг другу. Можно предложить командам выбрать уровень сложности самостоятельно. | Получение информации, запоминание. |
Изучение нового материала. | Учитель объясняет правила игры, раздает игровые поля на каждую команду, фишки, кубики, деньги. Правила игры: https://drive.google.com/file/d/1zkWjIJTk_Jqt0b7UAtfVxXTop2E4s_xk/view?usp=sharing Учитель распределяет детей на команды таким образом, чтобы в каждой команде был сильный игрок, который помогал бы другим соблюдать правила игры и контролировать ход игры. Ученики выбирают свою фишку и устанавливают очередность игры. Игрок, который ходит последним, выполняет роль «Продавца-кассира», подходит к месту «Продавца-кассира», на котором разложены карточки банкнот и монет, а также карточки со школьными принадлежностями, карточки вопросы- премии». Можно использовать разные игровые поля для детей с разным уровнем вычислительных навыков и поделить детей на команды в соответствии с их уровнем. Исходя из уровня подготовки детей, можно использовать вариативность игры: выбрать разные денежные карточки. Чем выше уровень вычислительных навыков, тем больше разнообразия денежных купюр можно использовать в команде. | Дети учатся работать в группе, учатся обсуждать, принимать решения. |
Первичное осмысление и закрепление. | Учитель наблюдает за игрой и взаимодействием детей, при необходимости осуществляет помощь, проверяет понимание правил, хода игры, правильность действий в игре. | Самостоятельная работа, взаимодействие с другими. |
Подведение итогов занятия. | Можно заполнить гугл-форму для сбора информации и подведения итогов игры. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScaIUKSPhpq60Tdfjnv0mIYijBSPYe2tgxQ6ok1sdTSHnDP-Q/viewform Кто купил больше школьных принадлежностей? Какая сумма денег осталась? Можно использовать гугл-форму для проверки предметных знаний по вопросам викторины https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe8fPLDRw2uccY54Ej25_WK5tI0924VowUkGtVZW_yP9jzl2Q/viewform Могут ли дети повлиять на семейный бюджет? Как? | Анализ, выделение главного. |
Рефлексия | Какая роль понравилась больше: продавца или покупателя? Все ли участники игры выполняли правильно правила игры? Что понравилось в игре? Интересно ли было играть, с какими сложностями столкнулись, чему учит игра? | Самооценка, анализ |
Проект разработки игры был представлен на школьной конференции «Старт», на районном семинаре «Финансовая грамотность: первые шаги» был проведен мастер-класс для педагогов, на межшкольной конференции «Юный исследователь» размещен в сборнике «Лучшие работы конференции», часть 1, стр.32 НПК «Мир науки», 2020г. Вариант урока представлен в сборнике технологических карт «Методическая копилка», размещенном на сайте «Практическая пособие «Финансовая грамотность в начальной школе» методического объединения начальной школы №182 https://drive.google.com/file/d/17TvIr4bzrm3yddvM8o4jke9Ybo6OEVDU/view.
Приложение 1. Методические рекомендации к уроку.
1. Данный урок можно проводить для учащихся с разными навыками устных вычислений. В зависимости от этого можно выбрать соответствующее игровое поле, денежный кубик, а также карточки денег. Для учащихся с хорошо развитыми навыками устных вычислений, можно использовать 4 игровое поле, а также максимальное разнообразие денежных карточек. Для детей с плохо развитыми навыками устных вычислений используем 1 игровое поле, и денежные знаки не больше 10 рублей. В этом случае, дети смогут сначала хорошо усвоить правила игры и легко включиться в саму игру.
2. При проведении игры очень важно правильно организовать место для игры, лучше использовать большие столы для игры команды, чтобы было место для «Продавца-кассира». На месте «Продавца-кассира» необходимо разложить по номиналу монеты и купюры, карточки-покупки, вопросы-премии. Важно, чтобы у «Продавца-кассира» было достаточно купюр и монет для сдачи и расчета за покупки. Место продавца-кассира лучше разместить напротив остальных участников игры для удобства взаиморасчетов. Также во время игры дети должны сесть по очередности хода, в этом случае, они смогут быстро меняться местами, ролями.
3. Необходимо, чтобы в каждой команде был ученик с хорошо развитыми вычислительными навыками, который бы контролировал правильность хода игры и игроков, а игроков в команде не должно быть больше 4, иначе будет теряться интерес к игре и динамика игры.
Представленный дидактический материал можно полностью использовать в готовом виде, распечатав нужный размер и количество, а можно менять в соответствии с изучаемыми предметами. В игру можно добавить новизну, изменив школьные принадлежности на одежду для школы, покупки в буфете школы или другие затраты. Огромное значение имеет то, что игру можно использовать для учащихся с разным уровнем развития вычислительных навыков, это позволяет применить индивидуальный подход к обучению детей.
Данную разработку можно использовать не только на занятиях финансовой грамотности, но и на уроках математики на закрепление тем устных вычислений, а также на уроках окружающего мира по теме «Деньги». Игра развивает навык устных вычислений, позволяет детям почувствовать себя в роли продавца и покупателя, учит взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в денежных знаках. Учащиеся начинают понимать: чтобы получить деньги, их надо зарабатывать. Учащиеся начинают бережнее относиться к своим вещам и, тем самым, помогать родителям, сохранять семейный бюджет. Все это развивает у детей экономический образ мышления, воспитывает ответственное и нравственное поведение в области экономических отношений в семье, формирует опыт применения полученных знаний на практике.
Приложение 2. Дидактический материал:
Игра включает игровое поле разного уровня сложности в зависимости от подготовки детей: игровое поле 1(навык вычислений до 10), игровое поле 2(навык вычислений до 20). К данным игровым полям используем денежные карточки с монетами и купюрами максимально по 10 рублей.
,
Игровое поле 3 (навык вычислений до 100), игровое поле 4(навык вычислений в пределах 1000 и больше);
Игровое поле 3
Игровое поле 4
2 кубика для игры: игровой кубик - для определения количество клеток хода, Денежный кубик, определяющий количество заработанных денег, (денежный кубик отличается в зависимости от имеющегося навыка устных вычислений: грани первого кубика - 1, 2, 5, 5, 10, 10 рублей, на втором кубике 1, 3, 5, 10, 50, 100 рублей);
карточки- денежные купюры и монеты, (используемые денежные карточки зависят от уровня устных вычислений учащихся),
вопросы - премии (стоимость ответа может быть от 10 рублей за ответ до 100 рублей). Примеры вопросов на карточках:
Назовите виды дохода | Назовите виды расходов |
Как называется вид дохода, который можно получить после смерти родственника? | Как называются ценности, найденные в земле? |
Прайс-лист с ценами на школьные принадлежности:
№ | Предметы | Цена |
1 | Альбом | 120 рублей |
2 | Дневник | 140 рублей |
3 | Карандаш простой | 10 рублей |
4 | Карандаши цветные набор | 53 рубля |
5 | Кисть для красок | 40 рублей |
6 | Клей | 92 рубля |
7 | Краски | 41 рубль |
8 | Линейка | 18 рублей |
9 | Ножницы | 121 рубль |
10 | Обложка для тетрадей | 10 рублей |
11 | Обложка для учебников | 23 рубля |
12 | Пенал | 136 рублей |
13 | Пластилин | 235 рублей |
14 | Резинка стиральная | 17 рублей |
15 | Ручка | 10 рублей |
16 | Рюкзак | 1450 рублей |
17 | Тетрадь | 7 рублей |
18 | Точилка | 8 рублей |
19 | Цветная бумага набор | 30 рублей |
20 | Цветной картон набор | 95 рублей |
его применение зависит от уровня подготовки учащихся, можно использовать игровое поле без нанесения цен, тогда можно использовать цены, указанные в прайс-листе, это дополнительная вариативность игры развивает работу детей с данными таблиц. Кроме того, перед игрой можно попросить детей провести мониторинг цен на школьные принадлежности в магазине и составить подобный прайс-лист. Это позволит развить навыки функциональной грамотности по финансовой грамотности.
Правила игры
- Играть в игру могут от 2 до 4 игроков, каждый игрок имеет свою фишку.
- В начале игры игроки ставят свои фишки в ячейке «Старт», игроки устанавливают очередность хода и садятся за столом по очереди хода друг за другом. Игрок, который ходит последним, становится «Продавцом-кассиром» на один ход и садится напротив других игроков. Он раскладывает перед собой карточки- деньги, монеты, карточки-покупки, карточки вопросы-премии.
- Первый по очереди игрок кидает два кубика.
- Какое число выпало на денежном кубике, столько денег игрок заработал. Эту сумму «Продавец-кассир» выдает игроку.
- Какое число выпало на кубике хода (от 1 до 6), столько игровых клеток игрок отсчитывает от нахождения своей фишки по стрелкам. Игрок читает, какой предмет написан на клетке, на которую он поставил свою фишку, если имеющееся у игрока количество денег позволяет купить этот предмет, он передает деньги «Продавцу-кассиру», а «Продавец-кассир» выдает карточку с названием купленного предмета. Если денег у игрока не хватает денег для покупки, то игрок ждет следующего хода. В любом случае, ход переходит следующему игроку, а ходивший игрок принимает роль «Продавца-кассира».
- Если фишка игрока попала на игровую клетку «Вопрос-премия», то игрок вытягивает карточку с имеющимися вопросами и отвечает на него. Если ответ правильный, то игрок зарабатывает 10 рублей (сумму устанавливают любую, но зависит от выбранного игрового поля). Деньги выдает «Продавец-кассир», карточку с вопросом читает «Продавец-кассир». Если игрок не знает ответ на вопрос, то он возвращает сумму стоимости вопроса, а если у него нет денег, то пропускает ход.
- Если фишка игрока попала на клетку зеленого цвета, то он вычитает из своей суммы стоимость предметов, которые указаны в клетке.
- Выигрывает тот, кто быстрее других купит все школьные принадлежности, или кто за определенное время купит больше школьных принадлежностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Занятия по декоративно-прикладному искусству в начальной школе"
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессиональногообразования Центр повышения квалификацииспециалистов Красносельского районаСанкт-Петербурга«Информ...
Проект " Финансовая грамотность в начальной школе"
Проект по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность в начальной школе» разработан в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей началь...
Стихи для занятий "Финансовая грамотность" в начальной школе на тему "Банки"
Данные стихотворения можно использовать для включения в презентации по теме "Банки", для облегчения запоминания материала по данной теме, для подведения итога занятия. Рекомендуется для 3-4 ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия " Страна финансовой грамотности в РМИД"
Указом Президента РФ №1101 от 19.08.2011г. в России 8 сентября отмечается День финансиста. Праздник этот приурочен к дате 8.09.1802г. Именно в этот день Александром 1 было учреждено Министерство финан...
Методические материалы для проведения урока по финансовой грамотности в начальной школе.
Материалы в виде презентации, конспекта урока пригодятся учителю начальных классов для проведения урока математики и ОФГ....
Разработка занятия внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
Тема: «Проверим, что мы узнали о том, как менялись деньги?" Номер занятия в рамках изучения модуля 1 в 4 классе - восьмой. Данное занятие нап...