Статья "Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений"
статья

Кенден Аялга Баторовна

Статья "Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_vkr_kenden.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.02:373.3

Кенден А.Б., студент

4 курс, Кафедра педагогики и методики начального образования

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан

Научный руководитель: Моруденко Ю.И., канд. ист. наук, доцент

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНООГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассмотрены теоретические вопросы о понятии и особенностях проектной деятельности как средства формирования межличностных отношений младших школьников. Описаны содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению динамики межличностных отношений младших школьников. Разработана система внеклассных занятий с использованием проектной деятельности, направленных на формирование межличностных отношений младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, межличностные отношения младших школьников, проект, проектная деятельность младших школьников.

Abstract: The article deals with the theoretical issues of the concept and features of project activities as a means of formation of interpersonal relations of younger students. The content and results of experimental work on the dynamics of interpersonal relations of younger students are described. The system of extracurricular activities with the use of project activities aimed at the formation of interpersonal relations of younger students.

Key words: project activity, primary school student, interpersonal relations of children of primary school age, formation of interpersonal relations of primary school students through project activities.

Целью статьи является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования проектной деятельности на формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

В настоящее время в отечественной педагогике и психологии уделяется пристальное внимание развитию межличностных отношений младших школьников посредством проектной деятельности. Проблематике проектной деятельности в межличностном общении младших школьников посвящены работы Е.И. Долян, А. П. Колесник, Н. А. Пилюгиной, С. В. Филатиковой и др.

Вопросы организации проектной деятельности младших школьников становится все более актуальным в связи с переходом на новый ФГОС НОО. В качестве психологической основы Образовательного Стандарта является деятельностный подход, предполагающий обучение через деятельность и включение детей в разнообразные виды деятельности [1].

Проект (в переводе с англ.) – «брошенный вперед», прообраз и план процесса, объекта или дела.

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, которая имеет конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта, реализуемая под руководством педагога.

Проектная деятельность имеет огромный потенциал для развития личности школьников, их социализации. Структура отношений учителя и ученика в проектной деятельности существенно отличается от структуры традиционной системы организации обучения и воспитания.

Проектная деятельность младших школьников может быть реализована как во внеурочное время, так и в урочное время. При этом, многие учителя часто выносят проектирование за пределы работы на уроке, так как считают, что на данную деятельность тратится много учебного времени. Но, среди учебных дисциплин, которые имеют все предпосылки для организации проектной деятельности необходимо отметить: технологию, изобразительное искусство, окружающий мир и литературное чтение.

Н. А. Семенова [2] выделяет следующие этапы работы над проектом в начальной школе: выбор темы, постановка проблемы; Постановка цели и задач; выбор способов деятельности, распределение действий, выбор средств; осуществление деятельности по реализации проекта; презентация проекта и анализ результатов относительно ожидаемого.

Проектная деятельность в начальной школе позволяет учащимся выйти за рамки объема знаний учебных предметов, провести межпредметные связи, соединить свой опыт с новыми знаниями, реализовать свои творческие способности. Именно в процессе проектной деятельности дети знакомятся друг с другом поближе, узнают друг о друге много нового. Школьники учатся общаться, работать совместно над проектом, делить успех и ответственность. Школьный класс становится сплоченнее, дружнее. Учащиеся младших классов активно погружаются в ситуации общения, взаимодействия, сотрудничества как со сверстниками, так и со взрослыми. Проектная деятельность обладает большим потенциалом для формирования межличностных отношений младших школьников.

На основе теоретического анализа проблемы проведена опытно-экспериментальная работа. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление первоначального уровня сформированности межличностных отношений обучающихся в экспериментальном и контрольном классах. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени С. К. Тока» № 2 с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва. В эксперименте были задействованы 26 учащихся 3-их классов.

Исследование уровня сформированности межличностных отношений учащихся экспериментального и контрольного классов было проведено с помощью модифицированного варианта социометрической методики Р. Жиля [3].

В экспериментальном классе 12 учащихся. Из них 6 учеников (50%) имеют социометрический статус «предпочитаемых», 2 ученика (16%) находятся в статусе «звезды», 4 ученика (34%) находятся в социометрическом статусе «оттесненных». В контрольном классе 14 учеников. Из них 8 учащихся (58%) имеют социометрический статус «предпочитаемых», 3 школьника (21%) получили статус «звезды» и 3 ученика (21%) имеют статус «оттесненных».

Изучение привлекательности для ученика классного коллектива проходило на основе «Методики оценки привлекательности классного коллектива» [4].

У большинства обучающихся экспериментального класса – 5 учащихся (42%) и контрольного – 7 школьников (50%) преобладает второй уровень привлекательности классного коллектива, что показывает, что дети хорошо адаптированы в классном коллективе. Кроме того, у 3-х учащихся экспериментального класса (24%) и 4-х школьников (29%) контрольного класса обнаружен первый высокий уровень привлекательности классного коллектива. Также у 4-х школьников (24%) экспериментального класса и 3-х учащихся контрольного класса (21%) выявлен третий уровень привлекательности классного коллектива и означает нейтральное отношение ребенка к коллективу.

Полученные результаты по двум диагностическим методикам позволили сделать вывод о необходимости проведения работы по дальнейшему формированию межличностных отношений у учащихся младших классов, в том числе с помощью проектной деятельности.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось проведение внеклассных занятий в экспериментальном классе с использованием проектной деятельности, направленных на формирование межличностных отношений младших школьников.

В период с декабря 2018 года и марта 2019 года в экспериментальном 3-ем классе проводились внеклассные занятия с использованием проектной деятельности. Были разработаны и проведены 20 внеклассных занятий, рассчитанных на 1-2 часа в неделю. Продолжительность занятий составляла 40 минут.

С целью отслеживания динамики межличностных отношений в процессе проектной деятельности содержание всей работы на формирующем этапе эксперимента было поделено на три периода:

1. Предпроектный этап (1-8 занятие).

2. Этап осуществления проектной деятельности (9-15занятие).

3. Этап оформления проекта и подготовки к презентации (16-20 занятие).

По завершению каждого этапа была осуществлена оценка межличностных отношений младших школьников в процессе проектной деятельности с помощью разработанных критериев оценки (по шкале от 5-ти до 2 баллов).

На подготовительном этапе учащиеся осваивали основные знания о проектировании: учились формулировать темы, выделять объект, предмет исследования, обосновывать актуальность, учились формулировать цель и задачи, гипотезу, анализировать данные. Выявлено преобладание средней степени взаимоотношений младших школьников в процессе проектной деятельности, средний балл группы равен 3,7.

На этапе осуществления проектной деятельности учащиеся занимались разработкой группового проекта «Школьная форма»: осуществляли выбор темы, формулировали актуальность, цель, задачи, готовили теоретическую и практическую часть проекта. Был отмечен рост среднего балла экспериментальной группы на 0,3 и составил 4 балла.

На этапе оформления проекта и подготовки к презентации учащиеся оформляли проект, готовили выступление для защиты, защищали проект на итоговом мероприятии. Результаты исследования межличностных отношений этапа осуществления проектной деятельности демонстрировали также положительную динамику. Средний балл группы поднялся с 3,7 на первом этапе формирующего эксперимента до 4,5 на третьем этапе.

Цель контрольного этапа являлось выявление эффективности внеклассных занятий с включением проектной деятельности как средства формирования межличностных отношений младших школьников.

Сравнительный анализ результатов исследования методики Р. Жиля показал, что имеют место положительные изменения в социометрическом статусе учащихся экспериментальной группы. На 16% уменьшилось число учеников, имеющих статус «оттесненных»: на констатирующем этапе было четыре учащихся (34%), на контрольном этапе стало всего 2 ученика (16%). При этом, в целом улучшились количественные результаты учащихся, находящихся в статусе «оттесненных». Также, увеличилось количество учеников в экспериментальной группе, получивших социометрический статус «предпочитаемых» на 18% (2 чел.): на констатирующем этапе было 6 учащихся (50%), а на контрольном – 8 учеников (68%).

В контрольной группе изменений выявлено не было.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов по «Методике оценки привлекательности классного коллектива» в экспериментальной группе свидетельствует об изменениях уровней привлекательности.

Увеличилось число учащихся, имеющих второй уровень привлекательности на 18%: на констатирующем этапе было 5 учеников (42%), а на контрольном – 7 школьников (60%). В связи с чем, на 16%, сократилось количество учеников, имеющих третий уровень привлекательности классного коллектива: на констатирующем этапе было 4 ученика (32%), на контрольном – 2 школьника (16%). Кроме того, необходимо отметить положительные изменения количественных данных учащихся, имеющих 3-ий уровень привлекательности.

В контрольной группе изменений выявлено не было.

Повышение в экспериментальном классе показателей социометрического статуса и привлекательности классного коллектива свидетельствует об эффективности проектной деятельности в процессе формирования межличностных отношений младших школьников.

Использованные источники:

  1. ФГОС НОО от 6 октября 2009 года №373(ред. от 31 декабря 2015 года) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) [Электронный ресурс] URL: https:// base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 05.06.2019).
  2. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / Н. А. Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. – Вып. 11. – С.142-145.
  3. Изучение межличностных отношений (Модифицированный вариант методики Р. Желя) [Электронный ресурс] URL: http:// gymnasium44.ru/forum/Желя.pdf. (дата обращения: 02.06.2019).
  4. Изучение привлекательности классного коллектива (7-10 лет) [Электронный ресурс] URL: https: // megaobuchalka.ru/12/6223.html. (дата обращения: 02.06.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...

формирование межличностных отношений школьника в процессе социализации

Проблема формирования межличностных отношений школьников актуальна для многих учителей. Педагог ставит непростые задачи: изучение отношений учащихся, применение форм и методов организации совместной д...

Использование ролевых игр как средства оптимизации межличностных отношений младших школьников

Работа посвящена рассмотренюв возможности ролевых игр в оптимизации межличностных отношений....

Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации

Всем известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.Одной из важнейших  задач социального воспитания  и обучения является организация це...

Доклад Тема: «Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности в условиях школы – интернат»

  Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребе...

Курсовая работа на тему "Формирование межличностных отношений младших школьников средствами внеурочной деятельности"

формирование межличностных отношений младших школьников – одна из важных задач нынешнего образования. Потому что в современном мире условия жизни ставят высокие требования к межличностным отноше...