Примерная программа наставничества над молодым педагогом.
материал

Кабакова Ирина Михайловна

Программа наставничества над молодым педагогом (основные положения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полное название образовательного учреждения

                                                                                                          Утверждаю

                                                                                       Директор __________________

                                                                                             _________   ______________

                                                                            «_____» ____________ 20__  г.

                                        Программа  наставничества

над молодым специалистом учителем начальных классов __________________

                                         на 20___-20___ учебный год

                                                                                   

                                                                                 

Разработала

                                                                                           учитель начальных классов

школа___________

ФИО________                                                                                      

город

20___ г.


Пояснительная записка.

В современных условиях системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя и наставника,  повышаются требования к его личностным, профессиональным, организаторским качествам, социокультурной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:

  • вхождение в профессиональное образовательное пространство;
  • профессиональное самоопределение;
  • творческая самореализация;
  • проектирование профессиональной карьеры;
  • вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
  • самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

      Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

     Задачи:

1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;

2. Оказание методической и практической  помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;

3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.

       Основные принципы:

  • Принцип уважения и доверия к человеку.
  • Принцип целостности.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип индивидуализации.

     Основные направления работы:

1.Работа с документацией.

2.Планирование и организация работы по предметам.

3.Планирование и организация воспитательной работы.

4.Работа по  самообразованию.

5.Психолого-педагогическая поддержка.

6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.

       Виды деятельности в работе с молодым специалистом:

  • Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
  • Глубокое изучение и освоение молодым специалистом  рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
  • Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
  • Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.

   Внутришкольный контроль:

1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.

Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.

2.Предупредительный контроль (проводится в  течение первого года работы).

Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.

3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).

Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.

Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения

Обязанности наставника

1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.

3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.

4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.

5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).

6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.

10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста

1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.

3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.

Общие сведения о педагоге-наставнике

Педагог-наставник: ______________________

Специальность:  _________________________

Место работы: ____ ______________________

Педагогический стаж: ____________________

Квалификационная категория: _____________

Общие сведения о молодом специалисте

Молодой специалист: ____________________

Специальность:  _________________________

Место работы:  __________________________

Стаж работы: ___________________________

Квалификационная категория: _____________

План работы с молодыми специалистами.

Дата

Мероприятия

Ответственные

сентябрь

1. Организационные  мероприятия:

-знакомство  с  задачами  школы;

-положение  наставничества;

-знакомство  с  оформлением  документации.

2. Школа  молодого  учителя:

   -ознакомление с нормативной правовой документацией по правам и льготам молодых специалистов;

   -помощь  в  составлении  рабочих программ по предмету;

   -помощь  в  составлении  плана воспитательной работы, папки  классного руководителя.

3.Посещение  уроков  молодых  педагогов с целью оказания  методической помощи.

Ф. И. О.

наставника

октябрь

1. Круглый стол «Основные проблемы молодого учителя».

2.Посещение  уроков  у  наставника и опытных педагогов.

3.Распределение  открытых  уроков  и  внеклассных  мероприятий, составление личного перспективного плана работы.

4. Школа  молодого  учителя: «Методические требования к современному уроку».

ноябрь

1.Школа  молодого  учителя: «Типология  учебных  занятий».  Анализ открытых уроков и мероприятий.

2.Посещение  уроков  молодых  педагогов  и  анализ с целью оказания методической помощи

3.Организация  взаимопосещений уроков.  

4.Обучение  самоанализу.

декабрь

1.Школа  молодого  учителя: «Типология  учебных  занятий».  Анализ открытых уроков и мероприятий.

2.Посещение  уроков  молодых  педагогов  и  анализ с целью оказания методической помощи.

3.Организация  взаимопосещений уроков.  

4.Обучение  самоанализу.

январь

февраль

1.Школа молодого  учителя: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности обучающихся».

2.Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе».

3.Посещение  уроков  и  их  анализ.

4.Подготовка  к  конкурсу «Дебют   года».

март

1.Школа  молодого  учителя: «Внеурочная деятельность учителя. Как подготовить внеклассное мероприятие».

2.Анализ внеклассных мероприятий с самоанализом и анализом.

3.Подготовка  к  конкурсу  «Дебют года».

апрель

1.Школа  молодого  учителя: «Организация работы на уроке с различными категориями учащихся. Индивидуальная работа».

2.Открытые уроки в рамках начальной школы.

3.Районный  конкурс «Дебют года»:

  -открытый  урок,

  -защита   методической  темы.

май

1.Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе.

2.Подведение  итогов  стажировки. Методическая выставка достижений молодого педагога.

3.Отчеты  наставника  о  работе  с  молодыми  педагогами.

Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.

1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.

2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы  учащихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.

3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наставничество над молодым педагогом Сат Ч.Б.

Наставничество над молодым педагогом Сат Ч.Б....

«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...

Программа наставничества над молодым специалистом

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:вхождение в профессиональное образовательное пространство;профессиональное самоопределение;творческая самореал...

Программа наставничества над молодым специалистом

Программа наставничества над молодым специалистом включает в себя пояснительную записку и план работы по организации наставничества...

Программа наставничества "ВМЕСТЕ" (педагог-наставник - молодой педагог)

Любой человек, начиная свой профессиональный путь, испытывает затруднения из-за отсутствия опыта. Становление учителя происходит труднее потому, что педагогическое образование не гарантирует успех пед...

Программа профессионального развития молодого педагога «Через тернии-к звёздам»

laquo;Собраться вместе – это начало,Оставаться вместе – это прогресс!Работать вместе – это успех!»Основные направления программы включают: - Методическое сопровождение: и...