Примерная программа наставничества над молодым педагогом.
материал
Программа наставничества над молодым педагогом (основные положения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наставничество над молодым педагогом (начальная школа) | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Полное название образовательного учреждения
Утверждаю
Директор __________________
_________ ______________
«_____» ____________ 20__ г.
Программа наставничества
над молодым специалистом учителем начальных классов __________________
на 20___-20___ учебный год
Разработала
учитель начальных классов
школа___________
ФИО________
город
20___ г.
Пояснительная записка.
В современных условиях системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя и наставника, повышаются требования к его личностным, профессиональным, организаторским качествам, социокультурной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
- необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство;
- профессиональное самоопределение;
- творческая самореализация;
- проектирование профессиональной карьеры;
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи:
1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
2. Оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.
Основные принципы:
- Принцип уважения и доверия к человеку.
- Принцип целостности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип индивидуализации.
Основные направления работы:
1.Работа с документацией.
2.Планирование и организация работы по предметам.
3.Планирование и организация воспитательной работы.
4.Работа по самообразованию.
5.Психолого-педагогическая поддержка.
6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.
Виды деятельности в работе с молодым специалистом:
- Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
- Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
- Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
- Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.
Внутришкольный контроль:
1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.
Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
2.Предупредительный контроль (проводится в течение первого года работы).
Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.
3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).
Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.
Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения
Обязанности наставника
1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.
3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.
5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).
6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста
1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.
Общие сведения о педагоге-наставнике
Педагог-наставник: ______________________
Специальность: _________________________
Место работы: ____ ______________________
Педагогический стаж: ____________________
Квалификационная категория: _____________
Общие сведения о молодом специалисте
Молодой специалист: ____________________
Специальность: _________________________
Место работы: __________________________
Стаж работы: ___________________________
Квалификационная категория: _____________
План работы с молодыми специалистами.
Дата | Мероприятия | Ответственные |
сентябрь | 1. Организационные мероприятия: -знакомство с задачами школы; -положение наставничества; -знакомство с оформлением документации. 2. Школа молодого учителя: -ознакомление с нормативной правовой документацией по правам и льготам молодых специалистов; -помощь в составлении рабочих программ по предмету; -помощь в составлении плана воспитательной работы, папки классного руководителя. 3.Посещение уроков молодых педагогов с целью оказания методической помощи. | Ф. И. О. наставника |
октябрь | 1. Круглый стол «Основные проблемы молодого учителя». 2.Посещение уроков у наставника и опытных педагогов. 3.Распределение открытых уроков и внеклассных мероприятий, составление личного перспективного плана работы. 4. Школа молодого учителя: «Методические требования к современному уроку». | |
ноябрь | 1.Школа молодого учителя: «Типология учебных занятий». Анализ открытых уроков и мероприятий. 2.Посещение уроков молодых педагогов и анализ с целью оказания методической помощи 3.Организация взаимопосещений уроков. 4.Обучение самоанализу. | |
декабрь | 1.Школа молодого учителя: «Типология учебных занятий». Анализ открытых уроков и мероприятий. 2.Посещение уроков молодых педагогов и анализ с целью оказания методической помощи. 3.Организация взаимопосещений уроков. 4.Обучение самоанализу. | |
январь февраль | 1.Школа молодого учителя: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности обучающихся». 2.Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе». 3.Посещение уроков и их анализ. 4.Подготовка к конкурсу «Дебют года». | |
март | 1.Школа молодого учителя: «Внеурочная деятельность учителя. Как подготовить внеклассное мероприятие». 2.Анализ внеклассных мероприятий с самоанализом и анализом. 3.Подготовка к конкурсу «Дебют года». | |
апрель | 1.Школа молодого учителя: «Организация работы на уроке с различными категориями учащихся. Индивидуальная работа». 2.Открытые уроки в рамках начальной школы. 3.Районный конкурс «Дебют года»: -открытый урок, -защита методической темы. | |
май | 1.Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе. 2.Подведение итогов стажировки. Методическая выставка достижений молодого педагога. 3.Отчеты наставника о работе с молодыми педагогами. |
Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.
1.Теоретическая готовность к практике преподавания:
1) Уровень теоретической подготовки по предметам;
2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.
2.Методическая готовность к практике преподавания:
1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;
2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;
3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;
4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;
5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;
6) Умение использовать современные педагогические технологии;
7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;
8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;
9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.
3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:
1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;
2) Умение свободно общаться на уроке;
3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;
4) Наличие чувства уверенности в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наставничество над молодым педагогом Сат Ч.Б.
Наставничество над молодым педагогом Сат Ч.Б....
«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы Кочетовой Э.Г.«наставник- молодой педагог»)
Выступление на августовской конференции 2018...
«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...
Программа наставничества над молодым специалистом
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:вхождение в профессиональное образовательное пространство;профессиональное самоопределение;творческая самореал...
Программа наставничества над молодым специалистом
Программа наставничества над молодым специалистом включает в себя пояснительную записку и план работы по организации наставничества...
Программа наставничества "ВМЕСТЕ" (педагог-наставник - молодой педагог)
Любой человек, начиная свой профессиональный путь, испытывает затруднения из-за отсутствия опыта. Становление учителя происходит труднее потому, что педагогическое образование не гарантирует успех пед...
Программа профессионального развития молодого педагога «Через тернии-к звёздам»
laquo;Собраться вместе – это начало,Оставаться вместе – это прогресс!Работать вместе – это успех!»Основные направления программы включают: - Методическое сопровождение: и...