Программа наставничества над молодым специалистом
материал
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство;
- профессиональное самоопределение;
- творческая самореализация;
- проектирование профессиональной карьеры;
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Программа наставничества
над молодым специалистом
на 2020-2021 учебный год
Разработала:
О.В.Маданова
учитель начальных классов МБОУ СОШ №2
г. Невинномысск 2020 г.
Общие сведения о педагоге-наставнике
Педагог-наставник: Маданова Ольга Владимировна
Специальность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ СОШ № 2 г.Невинномысск
Педагогический стаж: 22 года
Квалификационная категория: высшая
Общие сведения о молодом специалисте
Молодой специалист: Смирнова Анна Олеговна
Специальность: учитель начальных классов
Место работы: МОУ СОШ № 2 г. Невинномысск
Стаж работы: без стажа
Квалификационная категория: без категории
Пояснительная записка.
В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
- необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство;
- профессиональное самоопределение;
- творческая самореализация;
- проектирование профессиональной карьеры;
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи:
1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
2. Оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.
Основные принципы:
- Принцип уважения и доверия к человеку.
- Принцип целостности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип индивидуализации.
Основные направления работы:
1.Работа с документацией.
2.Планирование и организация работы по предметам.
3.Планирование и организация воспитательной работы.
4.Работа по самообразованию.
5.Психолого-педагогическая поддержка.
6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.
Виды деятельности в работе с молодым специалистом:
- Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
- Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
- Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
- Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.
Внутришкольный контроль:
1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.
Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
2.Предупредительный контроль (проводится в течение первого года работы).
Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.
3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).
Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.
Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.
Обязанности наставника:
1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.
3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.
5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).
6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.
План работы по организации наставничества.
План наставничества за I четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат |
Сентябрь- октябрь | ||
1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы. | 07.09.2020 | Проведён инструктаж |
2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся. | 04.09.2020 | Проведён инструктаж. Практическое занятие. |
3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и программы воспитательной работы. Организация работы в ГИС «Электронное образование» | 03.09.2020-10.09.2020 | Практическое занятие. |
4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. | 13.09.2020 | Выбрана тема: «Формирование навыка правописания безударных гласных в корне как средство повышения грамотности письма» |
5.Час общения «Основные проблемы молодого учителя» | 16.10.2020 | Выявлены затруднения в работе. |
6. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника. | 08.10.20- 20.10.20 | Обмен опытом. |
7.Проектирование содержания родительского собрания. | 14..10.2020 | Практическое занятие. |
8.Обучение составлению отчётности по окончанию четверти. | 21.10.2020 | Практическое занятие. |
План наставничества за II четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат |
Ноябрь-декабрь | ||
1. Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога. | 06.11.2020 | Беседа с молодым специалистом. |
2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника. | 16.11.2020 23.11.2020 | Практическое занятие. Анализ урока. |
3. «Современный урок: структура и конструирование». | 02.12.2020 | Консультация – практикум. |
4. Воспитательная деятельность. методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. | В течение четверти | Практическое занятие. |
5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником. | 11.12.2020-17.12.2020 | Практикум. Анализ урока. |
6.Организация работы в ГИС «Электронное образование» | В течении четверти | Систематическое заполнение д/з и выставление текущих отметок. |
7. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся» | 20.12.2020 | Консультация-практикум. |
8.Тренинг «Учусь строить отношения» | 25.12. 2020 | Тренинг. Анализ педагогических ситуаций. |
План наставничества за III четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат |
Январь-март | ||
1.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе. | 22.01.2021 | Собеседование |
2. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа) | 05.02.2021 | Самоанализ одного из своих уроков. |
3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся. | 13.02..2021 | Собеседование. Консультация. |
4.Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | 17.02.2021 27.02. 2021 | Выявление затруднений. Консультация. |
5. Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки. | 05.03.2021 | Практическое занятие |
6.. Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся | 12.03.2021 | Практическое занятие |
7. Изучение положения о промежуточной аттестации учащихся | 15.03.2021 | Собеседование |
8. Час психологии: «Проблемы дисциплины на уроках. Причины конфликтных ситуаций» | 21.03.2021 | Практикум по разрешению педагогических ситуаций. Анализ конфликтных ситуаций. |
9.Методика проведения внеклассного мероприятия. | 22.03.2021 | Консультация-практикум. |
План наставничества за IV четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат |
Апрель-май | ||
1.Содержание, формы и методы работы педагога с родителями. | 07.04.2021 | Собеседование, консультация. |
2.Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе» | 15.04.2021 | Анкетирование. Выявление затруднений. |
3. Выступление по теме самообразования на ШМО | 14.05.2021 | Анализ своей работы по теме самообразования |
4. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста. | Апрель – май 2021 | Практическое занятие. |
5.Изучение КИМ к промежуточной аттестации | Май 2021. | Изучение КИМ. |
6.Анкета «Оценка собственного квалификационного уровня» | 20.05.2021 | Анкетирование, оценивание. |
7.Правила заполнения «Личного дела учащегося» | 23.05.2021 | Консультация-практикум. |
5. Рефлексия « Мои достижения за прошедший год» | 24.05.2021 | Рейтинговая оценка |
Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.
1.Теоретическая готовность к практике преподавания:
1) Уровень теоретической подготовки по предметам;
2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.
2.Методическая готовность к практике преподавания:
1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;
2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;
3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;
4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;
5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;
6) Умение использовать современные педагогические технологии;
7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;
8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;
9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.
3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:
1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;
2) Умение свободно общаться на уроке;
3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;
4) Наличие чувства уверенности в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
советы молодым специалистам
СОВЕТЫ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ СОВЕТЫ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ 1.Прочитай раздел программы, который надо изучать на уроке. 2.Изучи материал этого раздела. 3.Проанализируй учебн...
Советы молодым специалистам. Статья "Как научиться маленьким секретам обучения чтению".
Как научиться маленьким секретам обучения чтению. Когда наступил новый учебный год, ко мне на курсы пришли очередные...
Для молодого специалиста
программа развития Асмолова...
Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС НОО (материал конференции молодых специалистов)
Истоки системно-деятельностного метода, его характерные черты и способы внедрения на уроках в начальной школе....
Конкурс молодых специалистов 2010
Принимала участие в конкурсе молодых специалистов 2010http://lib2.podelise.ru/docs/15316/index-4694.html...