Программа. Театральная программа.
рабочая программа
Программа "Театральная программа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnaya_karusel.docx | 85.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная карусель» МКОУСОШ № 5 пос. Айгурский разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008), Письмом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242, с учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4).
Рабочая программа школьного театрального кружка составлена на основе Образовательной программы «Театр» (вариант наполнения художественно-эстетического профиля). Автор Е.И.Косинец. М.: МИОО, 2014 года в соответствии с ФГОС ООО.
Программа театрального кружка «Театральная карусель» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5 -10 классах.
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.М. Теплов).
Программа театрального кружка реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 6 классах.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. В программе «Театральный карусель» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектакля, но и активизирует у учащихся мышление, познавательный интерес, пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит сочувствию и сопереживанию.
Актуальность.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С. Станиславский, "…детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно-адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Новизна программы заключается в том, что в ее основу положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
*Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
*Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
*Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива , расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
- Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
- Адресат программы: программа расчитана на школьников 10 – 17 лет (разновозрастная группа), увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки детей не требуется.
- Объем программы - сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:
Объем программы – 72 часа. Сроки реализации – 1 учебный год, занятия проводятся по 2 часа в неделю.
Формы обучения:
Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры;
- конкурсы;
- викторины;
- беседы;
- спектакли;
- праздники.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты. В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей используются различные формы работы на занятиях: беседы, этюды, тренинги, игры импровизации, экскурсии, путешествия заочные, репетиции.
Психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся.
В группе занимаются дети среднего и старшего школьного возраста. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является феноменом, на котором протекает психологический кризис. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Подросток считает себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Активно начинают развиваться творческие способности. Появляются критичность мышления, формируется самоанализ. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию. Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.
Цель и задачи программы Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
Образовательные:
1. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической, сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
2. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
3. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
Развивающие:
1. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
2. Развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.
3. Развитие ритмопластики.
Воспитательные:
1.Воспитывать социальную активность личности учащихся.
2. Развить коммуникативные и организаторские способности учащихся, воспитывать партнерское дружелюбное отношение в КТД.
3. Сформировать художественно - эстетический вкус, создать положительный эмоциональный настрой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Театральная карусель»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||||
Аудиторные | Неаудитор ные | ||||||
Все го | Тео рия | Прак тика | ДО | Самостоят. | |||
1 | Вводное занятие. -Знакомство с театральным объединением. - Знакомство с коллективом | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | анкетирование, беседа |
2 | История театра. Театр как вид искусства. - Виды театра. - Знакомство с произведениями великих драматургов мира. -Упражнения, игры-импровизации, творческие задания. | 6 | 4 | 2 | 0 | 0 | блиц-опрос, самостоятель ные импровизации. |
3 | Основы театральной культуры - Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д. - Тренинги на внимание, память, мышление. -Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды. - Упражнения на выразительность мимики. | 5 | 3 | 2 | 0 | 0 | анализ практической деятельности, |
4 | Сценическая речь -«Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». - «Основы практической работы над голосом» и т.д. - Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса, тембра, дикции. | 10 | 3 | 7 | 0 | 0 | исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара, анализ выполненной работы. |
5 | Ритмопластика -Пластическая выразительность актера. - Сценическая акробатика. -Танцевальная импровизация. | 8 | 2 | 6 | 0 | 0 | Танцевальная композиция на предложенную тему, этюды. |
6 | Работа над пьесой - Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев. - Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. - Репетиции. | 32 | 8 | 24 | 0 | 0 | Анализ пьесы, составление эскизов, Показ спектакля |
7 | Мероприятия и психологические практикумы. | 8 | - | 8 | 0 | 0 | Совместное обсуждение и оценка сделанного. |
8 | Итоговое занятие. - Подведение итогов за прошедший год. - Планы на будущий год. | 1 | - | 1 | 0 | 0 | Зачет, самоанализ деятельности. |
72 | 21 | 51 | 0 | 0 |
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 2 часа
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.
Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История театра. Театр как вид искусства - 6 часов
2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр фрагментов театральных постановок драматического театра. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с записями спектаклей.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
2.2. Театр как одно из древнейших искусств
Теория: Народные истоки театрального искусства. Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.
Практическая работа: проигрывание игр, обрядов, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке.
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с народными песнями, танцами.
Форма подведения итогов: игры-импровизации.
2.3. Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол
Теория: Рождение театра кукол. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол.
Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление кукол-петрушек или других кукол.
Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с кукольными спектаклями.
Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.
2.4. Театр – искусство коллективное
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по театральной программке».
3. Основы театральной культуры - 5 часов
3.1. Многообразие выразительных средств в театре
Теория: Знакомство с декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.
Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Значение поведения в актерском искусстве.
Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один…»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация.
3.3. Бессловесные и словесные действия
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений - тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятие - зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
4. Сценическая речь –10 часов
- Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.
4.2.Логика речи.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.
Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
4.3.Словесные воздействия.
Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».
Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.
5. Ритмопластика –8 часов
5.1. Обучение элементам танцевальных движений, танцевальной импровизации.
Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Флеш моб», «Бальные» танцы: «Кадриль», «Полька», «Менуэт», «Чарльстон».
Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. Разучивание основных элементов танца. Танцевальные композиции.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.
6. Работа над пьесой – 32 часа
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
6.2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно - постановочная работа по ролям.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
- Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
7. Мероприятия и психологические практикумы - 8 часов.
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал: сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
8. Итоговое занятие – 1 часа
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: творческие задания, упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».
Форма проведения занятия: зачет.
Приёмы и методы: создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал: текст викторины.
Формы подведения итогов: зачет, самоанализ деятельности.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чѐтко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь:
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную
тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические
ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности
можно оценить по трѐм уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных
знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных
знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актѐрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение).
РАЗДЕЛ №2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1. Календарный учебный график
Это составная часть общеобразовательной программы (Закон № 273- ФЗ гл. 1, ст. 2, п. 9)
№ | Ме сяц | Дата | Время прове дения занятия | Форма занятия | Кол- во час. | Тема занятия | Место прове дения | Форма контроля | ||||||||
1.Вводное занятие - 2 часа | ||||||||||||||||
1-2 | Презентация коллектива. | 2 | «Разрешите представиться» Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями. | Анкетирова ние, беседа | ||||||||||||
2. История театра. Театр как вид искусства - 6 часов | ||||||||||||||||
3 | Групповые занятия по усвоению новых знаний. | 1 | 2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства. Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр фрагментов театральных постановок драматического театра. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре». | блиц-опрос, самостоя тельные импровиза ции | ||||||||||||
4 | Игровые групповые занятия | 1 | 2.2. Театр как одно из древнейших искусств Теория: Народные истоки театрального искусства. Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви. Практическая работа: проигрывание игр, обрядов, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке. | игры-импровиза ции | ||||||||||||
5-6 | Практические занятия, творческая лаборатория. | 2 | 2.3. Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол Теория: Рождение театра кукол. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол. Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление кукол-петрушек или других кукол. | Разыгрыва ние сценок на темы сказочных сюжетов | ||||||||||||
7-8 | Практические занятия | 2 | 2.4. Театр – искусство коллективное Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра». Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов. | Разыгрыва ние сценок на темы сказочных сюжетов | ||||||||||||
3.Основы театральной культуры - 5 часов | ||||||||||||||||
9 | Беседы, игровые формы | 1 | 3.1. Многообразие выразительных средств в театре Теория: Знакомство с декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». | анализ практической деятельности | ||||||||||||
10-11 | Беседы, игровые формы. | 2 | 3.2.Значение поведения в актерском искусстве. Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один…»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). | Самостоя тельная импровиза ция | ||||||||||||
12-13 | Практические занятия | 2 | 3.3. Бессловесные и словесные действия Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Выразительность речи. Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений - тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста. | анализ работы своей и товарищей. | ||||||||||||
| ||||||||||||||||
14-16 | Групповые занятия | 3 | 4.1.Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», «Фонарь», «Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом. | упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосо вым аппаратом | ||||||||||||
17-19 | Групповые, игровые | 3 | 4.2.Логика речи. Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов. | упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы | ||||||||||||
20-23 | Групповые, занятие-зачёт. | 4 | 4.3.Словесные воздействия. Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Практическая работа: Упражнения на превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист». | исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара. | ||||||||||||
5. Ритмопластика – 8 часов | ||||||||||||||||
24-31 | Групповые | 8 | 5.1. Обучение элементам танцевальных движений, танцевальной импровизации. Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Флеш моб», «Кадриль», «Полька», «Менуэт», «Чарльстон». Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. Разучивание основных элементов танца. Танцевальные композиции. | Танцеваль-ная композиция на заданную тему | ||||||||||||
6. Работа над пьесой – 32 часов | ||||||||||||||||
32-33 | Практические | 2 | 6.1. Пьеса – основа спектакля Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. | анализ пьесы | ||||||||||||
34-35 |
| Практические | 2 | 6.2. Текст-основа постановки Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно - постановочная работа по ролям. | составление таблицы «История про…, которую…». | |||||||||||
36-37 |
| Творческие лаборатории | 2 | 6.3. Театральный грим. Костюм. Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу. | создание эскизов более сложного грима | |||||||||||
38-39 |
Творческие лаборатории | 2 | 6.4. Театральный костюм. Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура. Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы. | рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды» | ||||||||||||
40-63 | Репетиции | 24 | 6.5. Репетиционный период. Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция. | премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы). | ||||||||||||
64-71 | Вечера, праздники, конкурсы | 8 | 7. Мероприятия и психологические практикумы - 8 часов. Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев. Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок. Оформление газеты «В мире театра» | Совместное обсуждение и оценка сделанного | ||||||||||||
72 |
| Зачет | 8. Итоговое занятие – 1 час Теория: Викторина по разделам программы обучения за год. Практическая работа: творческие задания, упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово» | зачет, самоанализ деятельности | ||||||||||||
Итого: | 72 |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Компьютер, мультимедийное оборудование;
- музыкальная фонотека;
- элементы костюмов для создания образов;
- электронные презентации;
- сценарии сказок, пьес, детские книги.
Для успешной реализации программы применяются следующие дидактические материалы: иллюстративный и демонстрационный материал, материалы для проверки освоения программы:
- карточки с заданиями для занятий-зачётов по разделам программы;
- творческие задания;
- тесты, кроссворды, викторины и др.
Организационно-методические материалы:
- методические разработки и конспекты учебных занятий;
- сценарии праздничных мероприятий;
- методические рекомендации по проведению процедур контроля и аттестации и др.
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- предварительный – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, выполнение творческих заданий, конкурсы, проводимые в центре детского творчества;
- итоговый – открытые занятия, театрализованные представления, спектакли, праздничные мероприятия.
Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого), демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театрализованное представление.
При анализе уровня усвоения программного материала учащимся рекомендуется использовать карты достижений учащихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, имеет высокие достижения (победитель или лауреат всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.);
- средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах, конкурсах, праздничных мероприятиях и др. на уровне Дома детского творчества, поселка.
- низкий – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Оценочный материал
Для контроля знаний и практических умений учащихся разработаны следующие контрольно-измерительные материалы:
1. «Выразительные средства актѐра» (КИМ для определения уровня владения учащимися знаний по теме «Действия с воображаемыми предметами» на первом году обучения).
2. Кроссворд «Театральная терминология – 1» (КИМ для определения уровня владения учащимися специальной терминологией на первом году обучения).
3. Диагностика уровня творческой активности учащихся
(методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича)
Система мониторинга достижения учащимися планируемых результатов освоения программы.
В течение учебного года с целью определения степени усвоения учащимися учебного материала, определения их готовности к восприятию новой учебной информации осуществляется текущий контроль. Для контроля усвоения учащимися учебного материала в процессе реализации программы проводится промежуточная (в конце первого полугодия и в конце учебного года) и итоговая аттестация (в конце третьего года обучения) учащихся.
Оценивание результативности программы осуществляется по двум группам показателей: учебным и личностным.
Учебные показатели фиксируют результаты, приобретенные ребѐнком в процессе освоения образовательной программы. К ним относятнся:
1. Предметные: теоретическая подготовка (теоретические знания, владение специальной терминологией) и практическая подготовка (практические умения и навыки, предусмотренные программой, креативность в выполнении практических заданий).
2. Метапредметные:
- коммуникативные навыки;
- умение принимать и сохранять цели и задачи деятельности, искать средства еѐ осуществления, планировать пути их достижения;
- самоконтроль.
Личностные показатели выражают изменения личностных качеств учащихся под влиянием занятий по программе. К ним относятся:
- проявление эмоционально-ценностного отношения и интереса к театральному искусству;
- социализированность учащихся, отношение к другим людям;
- самооценка;
- творческая активность;
- осознанное отношение к личной безопасности.
Критерии определения освоения программы
Критерии | Уровни усвоения | ||
низкий | средний | высокий | |
Использование теоретических знаний (степень усвоения теоретического материала, глубина, широта и системность теоретических знаний) | Владеет теоретическими знаниями на уровне воспроизведения | Содержание усвоено на уровне, позволяющем решать задачи на применение, увеличивается объем усвоенного фактического материала, знает функционирование и применение понятий, усвоены сведения, доказывающие, конкретизирующие и иллюстрирующие законы, правила, принципы. Занятия обобщаются и систематизируются. | Качество усвоения обеспечивает применение знаний в новой, нестандартной ситуации. Свободно владеет фактическим материалом, обладает развивающими сведениями, углубляющими знание материала и его логическое обоснование, занятия обобщены и систематизированы в целостную систему |
Использование технологических знаний (степень усвоения материала, глубина, широта и системность знания технологии) | Знает основные моменты технологии: назначение используемого инструмента и оборудования, методы и приемы работы с ним, последовательность технологических операций, правила техники безопасности. | Знает основы технологии: инструментальную базу и технику работы с ней, методы работы с используемыми материалами, владеет алгоритмом выполнения технологических операций. | Знает современную инструментальную базу и прогрессивные методы работы, умеет самостоятельно выстраивать технологические цепочки. |
Владение практическими навыками и умениями разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам и правилам, технологиям) практических действий, свобода владения специальным оборудованием и оснащением, качество детских творческих продуктов: грамотность исполнения, использование творческих элементов | Выполняет операции, выполняет задания по образцу. | Самостоятельно выполняет операции, выполняет задания в измененной по сравнению со стандартом ситуации. | Грамотно и самостоятельно выполняет операции, выполняет творческие задания качественно, на высоком уровне. |
Развитие эмоционально–художественного восприятия, творческого воображения. | Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, театрального творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через голос. Испытывает затруднения в создании творческого замысла. | Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, театрального творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы, в передаче своего творческого замысла. | Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, театрального творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Самостоятельно составляет и выполняет творческие задания. |
Активность и результативность КТД | Не проявляет инициативы, не участвует в театральной публичной деятельности. | Участвует в театральной публичной деятельности, но не проявляет стремления и инициативы | Всегда проявляет инициативу. Участвует во всех предлагаемых мероприятиях, конкурсах городского, областного и всероссийского уровня. |
Проявление креативности в проектной деятельности | Действие по аналогии. Коллективное творчество; новые идеи генерируются в коллективном поиске | Способность выбрать оригинальную тему; интересно представить результаты работы | Способность проявлять оригинальность в выборе темы, методов поиска, форм представления результатов, высказать много идей для решения проблем. |
Коммуникатив ность | Не умеет взаимодействовать с членами коллектива, не участвует в делах коллектива, не соблюдает нравственно-этические нормы. | Всегда активен, но не со всеми дружелюбен и не всегда готов помочь | Умеет взаимодействовать с членами коллектива, активно участвует в делах коллектива, соблюдает нравственно-этические нормы, стремится к самореализации. |
Список литературы
Литература для педагога
1. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. - СПб. - Планета музыки, 2018
2. Аннушкин В.И. Техника речи [Текст]: учебное пособие / В. И. Аннушкин. - Москва: Флинта: Наука, 2013
3. Безымянная О. Школьный театр. - М.: Айрис Пресс, Рольф, 2001
4. Бруссер А.М. Основы дикции. Практикум. Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2018
5. Буйлова Л.Н., Клѐнова Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей// Дополнительное образование. – 2004. - № 12, 2005 - № 1
6. Бутенко Э.В. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2017
7. Вербицкая А.В. Основы сценического движения. - М.: ГИТИС, 1983
8. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2001
9. Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актѐрского мастерства. Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. – СПб, 2002
10. Гиппиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2017
11. Данилюк А.Я. Концепция духово-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвящение, 2011
12. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1997
13. Ершов А.П., В.М. Букатов. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя /А.П. Ершова, В.М.Букатов. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010
14. Ершов П.М. Режиссура, как практическая психология. – М., 1999
15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред.А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
16. Кипнис Н.Ш. Актѐрский тренинг. Драма. Импровизация. Дилемма. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2018
17. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко. – Новосибирск, 1992
18. Корогодский З.Я. Репетиции... репетиции... репетиции... / З. Я. Корогодский. – М.: Советская Россия, 1978
19. Корогодский З.Я. Первый год. Продолжение / З. Я. Корогодский. – М.: Советская Россия, 1974
20. Корогодский. З.Я. Этюд и школа / З. Я. Корогодский. – М.: Советская Россия, 1975
21. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. – М: Советская Россия, 1970
22. Крылова О.Н. Исследование образовательных потребностей учащихся различных гетерогенных групп [Текст] / О.Н. Крылова // Человек и образование. – 2014. - № 2 (39). – С. 45-49
23. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей, классных руководителей, студентов сред и высш. Учеб.заведений, слушателей ИПК. – Воронеж, 2006
24. Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актѐра. – М., 1988
25. Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. / Р.С. Немов – М.: ВЛАДОС, 2002
26. Озерова. О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
27. От упражнения к спектаклю. Вып. 3 / [сост.: И. К. Сидорина, С. М. Ганцевич]. – М.:
Советская Россия, 1973
28. Педагогика дополнительного образования: мониторинг качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: методические рекомендации/сост. А.М.Тарасова, М.М.Лобода; под общ. ред.Н.Н.Рыбаковой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009.
29. Петрусинский В.В. На пути к совершенству. Искусство экспромта. – М., 1990
30. Полищук В. , Сарабьян Э. Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по метод. величайших режиссеров. – М.: АСТ, 2015
31. Попова М.В. Психология растущего человека. Краткий курс возрастной психологии. М.: Сфера, 2002
32. Развитие исследовательских умений младших школьников/ [Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова]; под ред Н.Б.Шумаковой. – М.: Провсещение, 2011
33. Савкова Э.В. Как сделать голос сценическим. Практические приѐмы, упражнения для развития голоса. - М.: Искусство, 1969
34. Сарабьян Э. Актѐрский тренинг по системе Станиславского: Речь. Слова. Голос. Максимальная достоверность и убедительность. – (Серия «Золотой фонд актѐрского мастерства»). – М., 2017
35. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в образовании: учебное пособие. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2017
36. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001
37. Ульянов В. Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи. Лекции и практические занятия. – (Серия «Лаборатория творчества») (+CD). – СПб.: БХВ-Петербург, 2016
38. Черная Е. И. Основы сценической речи [Текст]: фонационное дыхание и голос: учебное пособие / Е. И. Черная. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета, 2012.
39. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2001
Электронные ресурсы для педагога
40. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность. [Электронный ресурс] / В. А. Беликов // Научная электронная библиотека. – М., Издательство: «Академия Естествознания», 2010. - Режим доступа: WWW.URL: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=76
41. История моды, маски, куклы и театра. [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL: http://maskball.ru/
42. Любимова Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов [Электронный ресурс] / Ю. С. Любимова// Репозиторий БГПУ. – Минск, 2007 . – Режим доступа: WWW.URL: http//elib.bspu.by/bitstream/doc/4432/1/Любимова_репозит._3.pdf
Нормативные документы
43. Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. [Электронный ресурс]: одобр. на заседании Правительства Российской Федерации 28 августа 2014 года (распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014 г.) // Официальный сайт правительства РФ. - Режим доступа: WWW.URL: http://government.ru/docs/14644/
44. О направлении информации (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242. Доступ из системы «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_253132/02141b8dbdc2aba2883123b0
7d337c93806bad46/
45. Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования» [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41. // Российская газета – 2014. – 3 окт. (федер. Вып.№6498 (226)). - Режим доступа: WWW.URL: https://rg.ru/2014/10/03/sanpin-dok.html
46. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам [Электронный ресурс]: приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 Доступ из системы «Гарант.Ру»: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1231767/
47. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 г. N 996-р. Доступ из системы «Консультант Плюс»: https://clck.ru/F6WBr
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года. Доступ из системы «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/
49. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Эксмо, 2014
Литература для учащихся
50. Андрейчук Н. М.. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2018
51. Антонова Е.В театре. Экскурсия за кулисы. - М.: Настя и Никита, 2018
52. Буренина А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1. (Учебно-методическое пособие с аудиоприложением). – М., Музыкальная палитра, 2002
53. Вольфе Б., Вольфе Н. Аквагрим. Двадцать пять необычных образов. – СПб.: АСТ-Пресс Книга, 2014
54. Ершова А., Букатов В. Актѐрская грамота – детям. – СПб., 2005.
55. Кондратенко А.П. Театр. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2016
56. Нищева Н.В. Весѐлая артикуляционная гимнастика. – СПб.: Детство-Пресс, 2017
57. Савкова Э.В. Как сделать голос сценическим. Практические приѐмы, упражнения для развития голоса. - М.: Искусство, 1969
58. Сухин И.Г. Весѐлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002
59. Шестакова Е.С. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи. – СПб.: Питер, 2018
60. Школьный театр. Классные шоу-программы – (Серия «Здравствуй школа»). - Ростов н/Д: Феникс, 2005
Электронные ресурсы для учащихся
61. Театрал. Театральные Новые Известия: журнал (Москва). [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL: http://www.teatral-online.ru/
62. Театр : журнал о театре (Москва). [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL: http://oteatre.info/
63. Драматешка: архив детских пьес. [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL: http://dramateshka.ru/
Литература для родителей
64. Гиппенрейтер Ю.Б. Счастливый ребѐнок. – М.: АСТ, 2016
65. Гиппенрейтер Ю.Б. Чудеса активного слушания. – М.: АСТ, 2013
66. Любовь моя, театр. Программно-методические материалы. – (Серия «Библиотечка для
педагогов, родителей и детей»). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004
67. Москвина М. Учись видеть. Уроки творческих взлетов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014
68. Неволина Н.Н. Растите детей в радости. – Омск, 2016
69. Петерсон Л. Дети на сцене. Как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
70. Царенко Л. От потешек к пушкинсому балу. – М.: Линка-Пресс, 1999
71. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2001
72. Яснов М.Д. «Большая книга эмоций». – М.: Клевер Медиа Групп, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа театрального кружка "Капельки солнца"
Мои дети с удовольствием посещали театральный кружок «Капельки солнца», который я вела по разработанной мною программе. В этом маленьком школьном театре, дети сочиняли и импровизировали роли. Сами изг...
интегрированная программа театральной студии "Мини-театр"
Цель программы: развитие личности ребёнка путём интеграции содержания предмета "Литературное чтение " с содержанием занятий театральной студии.Задачи программы:-формирование духовно-ценностных ориента...
Программа Театрального Кружка "Мир фантазий"
Данная программа расчитана для детей 7 -11 лет. Я уже успешно иду по этой программе с детьми 1 класса. Дети очень заинтересованы театральными постановками, благодаря данной программе на всех без исклю...
Проект Программа театрального кружка
Внеурочная деятельность...
Программа театрально-фольклорного кружка "Ладушки" (1-ый год)
Отработав в школе 25 лет, я и не предполагала, что класс, который я набрала в 2010 году, поможет мне воплотить в жизнь давнюю мечту: организация школьного театра. 2010 год. Вновь беру первоклашек! Кто...
Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» для учащихся 1 класса
Программа театрального кружка "Теремок" содержит пояснительную записку, учебно-тематический план 1, 2, 3 года обучения, краткое содержание тем курса, методическое обеспечение дополнительной образовате...
образовательная программа театрального творчества
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чародеи" (3 года обучения)...