Оригами как средство развития мышления у детей младшего школьного возраста
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Мышление как психический процесс изучалось многими известными педагогами и психологами. Именно от уровня развития мышления зависит вся система деятельности психических функций. Оригами используется как средство развития мелкой моторики рук и пальцев с вытекающим влиянием на мышление, память, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Оригами как средство развития мышления у детей
младшего школьного возраста
Среди многообразия видов творческой деятельности бумажное конструирование занимает одно из ведущих положений. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.
Мышление как психический процесс изучалось многими известными педагогами и психологами. Именно от уровня развития мышления зависит вся система деятельности психических функций. Оригами используется как средство развития мелкой моторики рук и пальцев с вытекающим влиянием на мышление, память, речь.
Доступность материала, вариативность уровня сложности и освоения оригами, а также многофункциональность и широкий спектр положительного влияния на умственное развитие человека привели к активному использованию данного вида искусства в обучении на разных уровнях образования. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность.
На протяжении 5 лет я веду курс внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» и занимаюсь подготовкой детей к конкурсу бумажной пластики «Шаг в будущее», Оригами.
Программа предусматривает изучение материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
При прохождении курса дети знакомятся с различными видами оригами, начиная от простых фигурок и заканчивая модульным оригами. На занятиях мы сочинениям сказки, выполняем коллективные работы, устраиваем тематические выставки. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения оригами – содействовать развитию инициативы, творчества детей и увлеченности.
На первых занятиях я рассказываю об истории возникновения бумаги и искусства «оригами», знакомлю с условными обозначениями. Показываю способы приготовления квадратов нужной величины, учу складывать простейшие базовые формы оригами.
Чтобы детям легче было овладеть техникой складывания поделок из бумаги, объясняю, сопровождая работу показом с опорой на схемы, выполняю действия с проговариванием, дети постарше самостоятельно собирают поделки с использованием схем. На занятии ребята могут выполнять роль помощника учителя, если они справились со своей работой, то с радостью предлагают помощь остальным.
На занятиях мы собираем поделки оригами по мастер-классам из современных источников. Я стараюсь каждый год обновлять свою копилочку со схемами сборки оригами. На слайде можно увидеть мои любимые пособия, которые можно использовать для занятий с детьми. А также популярные каналы по оригами с Ютуба. Ребята любят предлагать новые найденные схемы в технике оригами для работы. Им нравится делиться своими открытиями с одноклассниками, учить своих сверстников. Они с удовольствием рассказывают, как собирали цветы в подарок сестре или маме.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность, договариваться друг с другом. Оригами позволит формировать, развивать, корректировать у обучающихся пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь легко и радостно включиться в процесс обучения.
С конца второго года обучения я постепенно перехожу к модульному оригами, которое интересно тем, что из нескольких одинаковых заготовок в процессе дальнейшего их соединения получается единая поделка. Детей очень захватывает этот вид оригами, они с удовольствием изготавливают поделки в этой технике, любят дарить в подарок своим родителям, друзьям, учителям. На слайде вы можете увидеть собранные нами работы в технике модульного оригами. С этими работами мы участвовали в городских этапах конкурса бумажной пластики «Шаг в будущее».
Постепенность усложнения занятий, взаимодействие и доброжелательное отношение в коллективе вырабатывает устойчивый интерес обучающихся к занятиям. Дети с удовольствием занимаются оригами. Если ребёнок утомляется, он тут же переключается на другую составляющую деятельности: от складывания переходит к игре с готовой поделкой, рисует последовательность складывания, читает схемы, составляет готовые композиции с оригами. В качестве разминки мы можем устроить соревнования «Чья лягушка чаще делает сальто» или запустить самолетики. Такая смена внимания предупреждает умственные переутомления детей при насыщенной, согласованной и разнообразной работе мысли и рук.
На слайде представлены результаты нашей творческой кропотливой работы, наши победы. Я очень горжусь своими учениками, их успехами.
Бесспорно, оригами:
- развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую моторику, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- улучшает способность следовать устным инструкциям;
- расширяет коммуникативные способности;
- воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все педагоги, занимающиеся преподаванием оригами, отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, геометрию, окружающий мир. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие рефлексии как компонента теоретического мышления в младшем школьном возрасте.
Развитие УУД...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-843726-1576091363.jpg)
01. Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ
Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaПроблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/13/picture-1069101-1539423931.jpg)
Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте
Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/26/picture-1130799-1553626398.jpg)
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте.
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/03/picture-1142811-1727944101.jpg)
Проект "Моя инициатива в образовании" на тему: Оригами-как средство развития логического и пространственного мышления у детей
Проект "Моя инициатива в образовании" на тему: Оригами-как средство развития логического и пространственного мышления у детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/03/picture-1250983-1622740880.jpg)
Мастер - класс "Мнемотехника как средство развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ"
Мастер - класс для педагогов !Мнемотехника как средство развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/09/picture-1313245-1612837086.jpg)
Доклад на тему: «Сказка как средство развития интереса детей младшего школьного возраста к познавательно-исследовательской деятельности»
Доклад на тему:«Сказка как средство развития интереса детей младшего школьного возраста кпознавательно-исследовательской деятельности»...