Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте.
статья
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект. | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»
Педагоги и психологи сходятся во мнении о том, что логика мышления не дана человеку от рождения. Он овладевает ею в процессе жизни, в обучении. При отсутствии специальной педагогической работы может не только не происходить развитие логического мышления, но и наблюдаться его деградация. Поэтому целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников необходима и должна быть специально организована. Сенситивным периодом для развития логического мышления является возраст до 12-14 лет, поскольку психологи отмечают, что к этому возрасту складываются все основные логические операции и в дальнейшем, существенных изменений не происходи. Поскольку большая часть сенситивного периода приходится на начальную школу, было сформулировано предположение о том, что специальная педагогическая работа над развитием логического мышления в начальной школе необходима.
Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень его способностей к обучению в дальнейшем. Многочисленные психологические исследования показали, что тот тип интеллекта, который складывается к 7-8 классу, качественно изменить уже практически невозможно (Дж. Брунер, Д. Гилфорд, М. А. Холодная, Л. А. Ясюкова и др.). Те интеллектуальные способности, которые не достигли к этому возрасту определенного уровня развития (хотя бы среднего уровня), не будут в дальнейшем развиваться сами по себе (по мере взросления школьника), а постепенно подавляются окончательно. В старшем возрасте, никаких принципиально новых интеллектуальных операций в системе мыслительной деятельности человека уже не возникает.
Имеется ряд педагогических исследований (Ш. А. Амонашвили, А. В. Белошистая, В. В. Давыдов, Г. Доман, Н. Б. Истомина М. Монтессори, И. Л. Никольская, и др.) доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте. Становление и активизация «сильного мышления» у ребенка интеллектуализирует его познавательную деятельность, делает ее активно - поисковой, формирует творческое и деятельностное отношение к действительности. Ребенок чувствует себя уверенно в различных отношениях с окружающим миром. Ш. А. Амонашвили называл это стремлением к «умному детству». Он писал: «Наблюдая за шестилетками, я убедился, что детство - это не просто возрастной период, когда ребенку хочется играть, прыгать, бегать и кататься и когда он еще беспечный. Настоящее детство - это процесс взросления, это жизнь человека, переходящая из одного качественного состояния в другое, более высокое. Ребенок об этом и не помышляет, но зато в этом направлении движутся его развивающиеся силы. Но сам он не в состоянии завершить процесс взросления. Ему должны прийти на помощь люди, заботящиеся о нем, дающие ему знания и опыт. И мне кажется, что именно в этом процессе взросления заключен источник радости и счастья детской жизни».
В отношении же рассматриваемого вопроса психологи единодушны: ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, с развитыми интеллектуальными (логическими) операциями, и они не созревают сами по себе по мере взросления.
Сформировать и развить эти специфические особенности мышления у ребенка можно только в процессе систематического целенаправленного обучения (причем не всякого обучения, а обучения, специально направленного на развитие логического мышления). Таким образом, исследование и разработка этой педагогической проблемы на дидактическом уровне является актуальной задачей педагогической науки.
Сформулируем предположение. Если особенности стихийного логического развития ребенка 6-7 лет определяют специфику его мышления (согласно Ж. Пиаже), то целенаправленная педагогическая работа в области развития логического мышления младших школьников будет значимо влиять на специфику и особенности развития их мышления в целом.
подготовки в целом, как в данном образовательном звене, так и в дальнейшем обучении. Если построить развивающую работу с младшими школьниками в области развития логического мышления на основе учета общей специфики их мышления. В соответствии с целенаправленной установкой на формирование и развитие интеллектуальных (логических) умений, то эта работа достигнет значимых успехов. Т.е. возможно достижение хорошего уровня сформированности соответствующих операционных систем уже в младшем школьном возрасте. Кроме того, это будет способствовать повышению уровня интеллектуальных способностей младших школьников, что в свою очередь стимулирует повышение их обучаемости и улучшение качества образовательной ребенка.
Анализ современных учебников для начальной школы, по мнению некоторых педагогов и психологов ведущих научную деятельность - учебные пособия М. И. Моро, И. И. Аргинекой, Н. Б. Истоминой и др.- показал, что большинство из них содержат задания направленные на развитие логического мышления, но они не носят системного характера, используются в качестве необязательного материала. Часть заданий уже предполагают наличие у ребенка сформированных логических операций. Кроме того, почти все задания в этих учебниках представлены в виде текстовых задач, а это усложняет ребенку их решение, так как мышление младших школьников все еще остается наглядно-образным.
Логическое мышлением - это способность и умение ребенка самостоятельно производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., а также составные логические операции: построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем (индуктивной или дедуктивной).
«Практика показывает, что если простые логические операции в определенной мере формируются у каждого человека стихийно (но также очевидно, что специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий), то составные логические операции, имеющие более сложный комплексный характер, у большинства людей сами по себе не формируются. Их формирование требует специальной целенаправленной работы в этом направлении.»
Многие педагоги, работающие на основной и старшей ступенях общеобразовательной школы, сегодня отмечают, что низкий уровень логической (и, как следствие, алгоритмической) культуры старшеклассников является закономерным следствием отсутствия систематической работы над формированием логическою и алгоритмического мышления в начальных классах.
Многочисленные исследования педагогов и психологов посвящены изучению процесса мышления, его становлению и развитию. В своем становлении мышление любого человека проходит две стадии: до понятийную и понятийную. (Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Л. М. Фридман,). В исследованиях психологов (3. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, II. А. Менчинская и др.) было установлено, что усвоение понятий начинается с накопления опыта ребенка.
Проблемой развития логического мышления младших школьников занимались такие ученые, как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Ю. М. Колягин, А.. Эльконин и др.
Начальные логические приемы мышления являются важными компонентами овладения научными понятиями. Необходимость формирования логических приемов мышления рассматривалась в трудах Г. П. Антоновой, Н. Б. Истоминой и др.
Как показывают современные исследования, целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер. Роль обучения в развитии логической сферы учащихся, позволяет сделать вывод, что результативность процесса формирования и развития логического мышления младших школьников зависит от организации специальной развивающей работы.
Период младшего школьного возраста является наиболее психологически благоприятным для стимуляции и развития простых логических операций. В дальнейшем наличие этой базы позволяет организовать специальную работу по формированию составных логических операций: обучению рассуждениям и доказыванию в среднем школьном звене.
Логические умения не даны человеку от рождения, они развиваются в течение всей жизни. Работа по развитию логического мышления младших школьников будет более эффективной, если она специально организована. Однако, существующие учебные пособия и разработанные дидактические системы, направленные на решение задачи развития логического мышления младших школьников, не всегда в полной мере учитывают наглядно-образный вид мышления младших школьников, не должны содержать много текстовой информации, плохо воспринимаемой детьми данного возраста.
Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Следует, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.
Развивая своё логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.
На сегодняшний день общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. Неудивительно, что в обществах, ориентированных на прогрессивный сценарий развития, государственные вложения в сферу образования весьма значительны. Ибо уже и сейчас ясно, что выигрывают, и будут выигрывать в экономическом и культурном плане те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения.
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. Обучение в школе не столько вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, само развиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: обще-учебные, логические, а также постановку и решение проблемы. К логическим универсальным действиям относятся: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;— подведение под понятие, выведение следствий;— установление причинно-следственных связей;— построение логической цепи рассуждений;— доказательство;— выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Литература:
Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. М.: 1979
Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960
Эльконин, Д. Б. О структуре учебной деятельности / Д. Б. Эльконин // Избр. психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Амонашвили, Ш. А. Единство цели /
Астапов, В. М. Диагностика развития понятийных форм мышления. М.: АРКТИ, 2000.
Атаханов, Р. А. К диагностике развития математического мышления / Р. А. Атаханов // Вопросы психологии. 1992г.
Белошистая, А. В. Проблема организации индивидуальной работы с ребенком при изучении математики в начальных классах
Белошистая, А. В. Развитие младших школьников в процессе обучения решению задач: Методические рекомендации к спецсеминару для студентов 3—4 курсов факультета подготовки учителей нач.кл. / А. В. Белошистая. Мурманск: МГПИ, 1990.
Бершадский, М. Е. На пути к технологии когнитивного обучения / М. Е. Бершадский // Школьные технологии. 2002. - №4.
Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьников в связи с обучением. // Выготский Л.С. Педагогическая психология. /
Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т.-М.: Педагогика, 1982.-
Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т,М.: Педагогика, 1983.
Зак, А. 3. Диагностика теоретического мышления у младших школьников? / А. 3. Зак // Психологическая наука и образование. 1997. -№2
В. Занков // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990
Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст/ Н. С. Лейтес. М.:Педагогика,
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1975. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2 / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983
Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды: пер. с фр. . М.: Иностранная литература, 1994.
Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. М.: Издательство иностранной литературы, 1963. - 448 с.
Подласый И.П. Педагогика. Процесс обучения. М.: «Владос», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки, развивающие логическое мышление, для детей школьного возраста
Несколько загадок в помощь учителю или воспитателю группы продлённого дня...
Развитие рефлексии как компонента теоретического мышления в младшем школьном возрасте.
Развитие УУД...
01. Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ
Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaПроблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих...
Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте
Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте...
«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....
«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....
Особенности развития логических УУД в младшем школьном возрасте
Значимость формирования логических УУД у младших школьников в том, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования логического мышления, что свидетельствует о н...