Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
рабочая программа (3 класс)

Уманская Любовь Алексеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx555 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\Рисунок (187).jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» общеинтеллектуального направления  для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
  • Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ Игримская СОШ №1.
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

  Актуальность  данной  рабочей   программы  заключается  в  том,  что  она  обеспечивает  развитие  самостоятельности,  познавательной  деятельности,  грамотности,  учитывая  индивидуальные способности каждого обучающегося.

Новизна   данной  рабочей  программы  определена  федеральным  государственным  Стандартом начального общего образования. Программа составлена с учетом требований  ФГОС  НОО  и  соответствует  возрастным  особенностям  младшего  школьника.  С  этой  целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.  

Программа способствует формированию «Я – концепции» ребенка. Ребенок периодически  участвует  в  разных  играх,  игры  повторяются,  и  он  начинает  видеть  свой  рост,  свое  движение. При реализации программы используется игра как педагогическая технология  и  приемы  развивающего  обучения,  личностно  –  ориентированный  подход,  являющиеся  важным  в  развитии  личности  младшего  школьника,  в  частности  ее  познавательной

сферы.

Цель программы:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи программы:

  • развитие лингвистических компетенций учащихся;
  • формирование любви и уважения к русскому языку;
  • развитие познавательных способностей младших школьников;
  • развитие творческих способностей младших школьников;
  • расширение кругозора учащихся.
  • приобщение третьеклассников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развитие умений  пользоваться  разнообразными словарями;

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Внеурочная  деятельность  «Занимательный  русский  язык»  (гуманитарное  направление)  занимает  важное  место  в  решении  практических  задач,  которые  состоят  в  том,  чтобы  научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь обучающихся дать начальные  сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Программа  внеурочной  деятельности  «Занимательный  русский  язык»  (гуманитарное  направление)  реализуется  через  занятия,  содержание которых  предусматривают  взаимосвязь  с  программой  «Русский  язык»  под  редакцией  Л.Я.Желтовской,  Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной, а также на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

  Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение)  учащимися  системы  ценностей.

Ценность  добра –  осознание  себя  как  части  мира,  в  котором  люди  соединены  бесчисленными  связями,  в  том  числе  с  помощью  языка;  осознание  постулатов  нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с

тобой).

Ценность  общения –  понимание  важности  общения  как  значимой составляющей  жизни  общества,  как  одного  из  основополагающих  элементов  культуры.

Ценность  природы основывается  на  общечеловеческой  ценности  жизни,  на  осознании  себя  частью природного мира. Любовь к природе  –  это и бережное отношение к ней как  среде  обитания  человека,  и  переживание  чувства  ее  красоты,  гармонии,  совершенства.

Воспитание  любви  и  бережного  отношения  к  природе  через  тексты  художественных  и научно-популярных  произведений  литературы.

Ценность  красоты  и гармонии –  осознание  красоты  и  гармоничности  русского  языка,  его  выразительных  возможностей.

Ценность  истины –  осознание  ценности  научного  познания  как  части  культуры  человечества,  проникновения  в  суть  явлений,  понимания  закономерностей,  лежащих  в основе  социальных  явлений;  приоритетности  знания,  установления  истины,  самого  познания  как  ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;

формирование  эмоционально-позитивного  отношения  к  семье,  близким,  взаимной  ответственности,  уважение  к  старшим,  их  нравственным  идеалам.

Ценность  труда  и  творчества –  осознание  роли  труда  в  жизни  человека,  развитие  организованности,  целеустремленности,  ответственности,  самостоятельности,  ценностного  отношения  к  труду  в  целом  и  к  литературному  труду,  творчеству.

Ценность  гражданственности  и  патриотизма –  осознание  себя  как  члена  общества,  народа,  представителя  страны,  государства;  чувство  ответственности  за  настоящее  и

будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность  человечества –  осознание  себя  не  только  гражданином  России,  но  и  частью  мирового  сообщества,  для  существования  и  прогресса  которого  необходимы  мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Описание места курса в учебном плане

   Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в 3 классе. Курс изучения    программы рассчитан на обучающихся 3—х классов.

Планируемые  результаты освоения  курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

  Личностные результаты:

Первый уровень:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей; 
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Второй уровень:

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

     Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки.

Содержание программы

п/п

Перечень разделов, тем

Описание содержания

Формы организации

Виды деятельности

1

Фонетика

Расширение знаний о звуках русского языка, «Мозговой штурм», игра «Исправь ошибки»

Гимнастика для ума

Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости

2

Словообразование

расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, игры на превращения слов.

Гимнастика для ума

Работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку

3

Лексика

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Турнир знатоков.

Работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку

4

Морфология

Расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Игры на знание частей речи.

Турнир знатоков.

Расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку

5

Пословицы и поговорки

Работа с пословицами и поговорками

Викторина

Активное использование в речи пословиц и поговорок;

подбор пословиц к заданной ситуации;

выявление смысла

6

Игротека

Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей

Игра-тест,

гимнастика для ума.

Отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Тематический план

Раздел, тема

Количество часов

В том числе

теоретических

практических

Фонетика

1

1

Словообразование

8

3,5

4,5

Лексика

8

1,5

6,5

Морфология

8

1,5

6,5

Пословицы и поговорки

2

2

Игротека

7

7

Итого:

34

6,5

27,5

                           

    Календарно – тематический план

№ п/п

Темы занятий

Теория

Практика

Дата

примерная

фактическая

1

Да здравствует русский язык!

0,5

0,5

05.09

2

Вежливые слова.

1

12.09

3

Поговорки и пословицы.

1

19.09

4

Игротека.

1

26.09

5

Запоминаем словарные слова.

1

03.10

6

Растения во фразеологизмах.

0,5

0,5

10.10

7

Животные во фразеологизмах.

0,5

0,5

17.10

8

Игротека.

1

24.10

9

Я не поэт, я только учусь.

0,5

0,5

07.11

10

Как морфология порядок навела.

0,5

0,5

14.11

11

Игры с пословицами.

1

21.11

12

Игротека.

1

28.11

13

И снова животные во фразеологизмах

0,5

0,5

05.12

14

Кое-что о местоимении.

0,5

0,5

12.12

15

Познакомимся поближе с наречием и числительным.

0,5

0,5

19.12

16

Игротека.

1

09.01

17

Состав слова, основа слова, формы слова.

0,5

0,5

16.01

18

Про корень и окончание.

0,5

0,5

23.01

19

Про суффикс и приставу.

0,5

0,5

30.01

20

Игротека

1

06.02

21

Непроизносимые согласные.

0,5

0,5

13.02

22

Учимся различать приставку и предлог.

0,5

0,5

20.02

23

Учимся писать «не» с глаголами.

0,5

0,5

27.02

24

Игротека.

1

06.03

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце.

0,5

0,5

13.03

26

Его Величество Ударение.

0,5

0,5

20.03

27

Поговорим о падежах.

0,5

0,5

25.03

28

Проект « Составляем орфографический словарь»

1

03.04

29

Сложные слова.

0,5

0,5

10.04

30

От архаизмов до неологизмов.

0,5

0,5

17.04

31

По страницам энциклопедий.

0,5

0,5

24.04

32

Готовимся к конкурсу «Русский Медвежонок».

1

08.05

33

Игротека.

1

15.05

34

Повторяет, повторяем, повторяем.

1

22.05

Методическое обеспечение

  • Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  • Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ,2013.
  • Задания школьных олимпиад .О.Н.Пупышева. Москва «ВАКО», 2014.

Список литературы:

  •  Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  • Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  •  Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  •  Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  •  Ресурсы Интернет.
  •  ЦОР по русскому языку для начальной школы.
  • ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"

Рабочая программа по курсу русский язык  "Мой могучий русский язык"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»

Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального о...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...