Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx | 555 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» общеинтеллектуального направления для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ Игримская СОШ №1.
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого обучающегося.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным Стандартом начального общего образования. Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
Программа способствует формированию «Я – концепции» ребенка. Ребенок периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, свое движение. При реализации программы используется игра как педагогическая технология и приемы развивающего обучения, личностно – ориентированный подход, являющиеся важным в развитии личности младшего школьника, в частности ее познавательной
сферы.
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи программы:
- развитие лингвистических компетенций учащихся;
- формирование любви и уважения к русскому языку;
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- расширение кругозора учащихся.
- приобщение третьеклассников к самостоятельной исследовательской работе;
- развитие умений пользоваться разнообразными словарями;
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Внеурочная деятельность «Занимательный русский язык» (гуманитарное направление) занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь обучающихся дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (гуманитарное направление) реализуется через занятия, содержание которых предусматривают взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией Л.Я.Желтовской, Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной, а также на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с
тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;
формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в 3 классе. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 3—х классов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
Личностные результаты:
Первый уровень:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Второй уровень:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные универсальные учебные действия:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки.
Содержание программы
№ п/п | Перечень разделов, тем | Описание содержания | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Фонетика | Расширение знаний о звуках русского языка, «Мозговой штурм», игра «Исправь ошибки» | Гимнастика для ума | Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости |
2 | Словообразование | расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, игры на превращения слов. | Гимнастика для ума | Работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку |
3 | Лексика | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка. | Турнир знатоков. | Работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку |
4 | Морфология | Расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Игры на знание частей речи. | Турнир знатоков. | Расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку |
5 | Пословицы и поговорки | Работа с пословицами и поговорками | Викторина | Активное использование в речи пословиц и поговорок; подбор пословиц к заданной ситуации; выявление смысла |
6 | Игротека | Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей | Игра-тест, гимнастика для ума. | Отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. |
Тематический план
Раздел, тема | Количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | ||
Фонетика | 1 | 1 | |
Словообразование | 8 | 3,5 | 4,5 |
Лексика | 8 | 1,5 | 6,5 |
Морфология | 8 | 1,5 | 6,5 |
Пословицы и поговорки | 2 | 2 | |
Игротека | 7 | 7 | |
Итого: | 34 | 6,5 | 27,5 |
Календарно – тематический план
№ п/п | Темы занятий | Теория | Практика | Дата | |
примерная | фактическая | ||||
1 | Да здравствует русский язык! | 0,5 | 0,5 | 05.09 | |
2 | Вежливые слова. | 1 | 12.09 | ||
3 | Поговорки и пословицы. | 1 | 19.09 | ||
4 | Игротека. | 1 | 26.09 | ||
5 | Запоминаем словарные слова. | 1 | 03.10 | ||
6 | Растения во фразеологизмах. | 0,5 | 0,5 | 10.10 | |
7 | Животные во фразеологизмах. | 0,5 | 0,5 | 17.10 | |
8 | Игротека. | 1 | 24.10 | ||
9 | Я не поэт, я только учусь. | 0,5 | 0,5 | 07.11 | |
10 | Как морфология порядок навела. | 0,5 | 0,5 | 14.11 | |
11 | Игры с пословицами. | 1 | 21.11 | ||
12 | Игротека. | 1 | 28.11 | ||
13 | И снова животные во фразеологизмах | 0,5 | 0,5 | 05.12 | |
14 | Кое-что о местоимении. | 0,5 | 0,5 | 12.12 | |
15 | Познакомимся поближе с наречием и числительным. | 0,5 | 0,5 | 19.12 | |
16 | Игротека. | 1 | 09.01 | ||
17 | Состав слова, основа слова, формы слова. | 0,5 | 0,5 | 16.01 | |
18 | Про корень и окончание. | 0,5 | 0,5 | 23.01 | |
19 | Про суффикс и приставу. | 0,5 | 0,5 | 30.01 | |
20 | Игротека | 1 | 06.02 | ||
21 | Непроизносимые согласные. | 0,5 | 0,5 | 13.02 | |
22 | Учимся различать приставку и предлог. | 0,5 | 0,5 | 20.02 | |
23 | Учимся писать «не» с глаголами. | 0,5 | 0,5 | 27.02 | |
24 | Игротека. | 1 | 06.03 | ||
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце. | 0,5 | 0,5 | 13.03 | |
26 | Его Величество Ударение. | 0,5 | 0,5 | 20.03 | |
27 | Поговорим о падежах. | 0,5 | 0,5 | 25.03 | |
28 | Проект « Составляем орфографический словарь» | 1 | 03.04 | ||
29 | Сложные слова. | 0,5 | 0,5 | 10.04 | |
30 | От архаизмов до неологизмов. | 0,5 | 0,5 | 17.04 | |
31 | По страницам энциклопедий. | 0,5 | 0,5 | 24.04 | |
32 | Готовимся к конкурсу «Русский Медвежонок». | 1 | 08.05 | ||
33 | Игротека. | 1 | 15.05 | ||
34 | Повторяет, повторяем, повторяем. | 1 | 22.05 |
Методическое обеспечение
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ,2013.
- Задания школьных олимпиад .О.Н.Пупышева. Москва «ВАКО», 2014.
Список литературы:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Ресурсы Интернет.
- ЦОР по русскому языку для начальной школы.
- ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"
Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального о...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...