доклад проектная деятельность
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА
Л. И. Кобзева, учитель начальных классов МБООУ СШ с. Большая Поляна
Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, учитель
Л.С. Выготский сказал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития». Слова выдающегося психолога означают: процесс обучения должен давать результат, который необходим не столько сегодня для решения сиюминутных задач, сколько ориентируется на будущее, определяет стратегию всей последующей жизни ребёнка.
По мнению Д.Б. Эльконина, развивающего идею Л. С. Выготского, «Обучение не должно опираться на «уже созревшие плоды», иначе оно будет топтаться на месте, наполнять голову ученика, а не совершенствовать качества, необходимые для любой успешной деятельности». Главная идея теории развивающего обучения - ученик в процессе обучения должен выступать как субъект деятельности. Рассмотрим школьника как «субъекта» и «объекта» деятельности.
«Объект» – принимает от учителя без колебания цель деятельности и инструкции к её выполнению; действует точно по образцу; решает типовые задачи практические и учебные; старается дословно запомнить и воспроизвести правило, закон, факты; контроль и оценку своей деятельности не совершает сам.
«Субъект» – самостоятельно ставит перед собой цели, осознаёт их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения учебной задачи, может перевести практическую задачу в учебную; владеет приёмами решения нестандартных задач; любую задачу решить творчески; осуществляет самоконтроль и самооценку.
В этой связи функция учителя как ведущего дидактический процесс изменяет свое значение: учитель является организатором поисковой деятельность учащихся и становится одним из её участников. Для того чтобы обучение стало «развивающим», необходимо:
- Постановка учебной (а не практической) задачи;
- Организация поиска способов её решения;
- Коллективная (индивидуальная) оценка целесообразности найденного способа
На современном этапе развития образования учитель должен не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Необходимо создать условия для становления у школьников гражданской позиции, готовности к жизни в поликультурном, динамично развивающемся мире, способности адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности. Качества личности, которыми должен обладать выпускник:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными;
- постоянно заниматься самообразование и самосовершенствованием.
На развитие вышеперечисленных качеств направлено развивающее обучение. Прямой и главной целью такого обучения является развитие человека, в частности его интеллекта. Оно направлено на формирование личности.
Выполнению задач развивающего обучения помогает метод проектов, который позволяет реализовать развивающее обучение. Проектная деятельность развивает теоретическое мышление и воображение, даёт возможность обучать групповому взаимодействию.
Метод проектов является одной из многих форм развивающего обучения. Исследуемые объекты имеют между собой естественную связь и расположены в порядке нарастающей сложности. Необходимо, чтобы они соответствовали уровню психического развития младшего школьника и востребовали включение тех его функций, которые на данной ступени онтогенеза находятся в готовности к развитию. Технологии проектного обучения должны сочетаться с законами развития психики человека.
Цели и особенности проектного обучения:
- осознание учащимися значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий,
- развитие коммуникабельности учащихся,
- повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии
- развитие исследовательских умений
Метод проектов включает широкий спектр методов, ориентированных на практический результат и значимый для ученика. Это проблемные, исследовательские, поисковые, и творческие методы. Проектная деятельность особенно важна в обучении младших школьников, так как в этом возрасте они желают быть активными участниками процесса обучения, хотят получать знания, связанные с реальностью, самостоятельно находить и решать проблемы. Работая над проектом, учащийся самостоятельно планирует, анализирует, сравнивает, участвует в активной деятельности.
Преподавание русскому языку представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Формы проектной деятельности младших школьников могут быть самыми разнообразными и непосредственно зависят от интересов и склонностей учащихся. Постановка задач, выдвижение гипотезы, решение проблемы мотивирует учащихся к проектной деятельности.
Участвуя в работе над проектом с использованием информационно-коммуникационных технологий, обучающиеся учатся работе с различными компьютерными программами. Они также являются активными пользователями сети Интернет и самостоятельно находят необходимую информацию.
Страницы учебника русского языка содержат различные исследовательские задания, поисковые задачи, проблемные ситуации (то есть задания, содержащие проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них). Решать такие задачи учащиеся учатся сначала коллективно, а впоследствии учащимся предлагаются различные индивидуальные работы. В процессе совместной деятельности и общения между учениками происходит реальный психологический контакт: формирование положительной мотивации обучения; создание психологической обстановки коллективного познавательного поиска и общих раздумий. Младший школьник накапливает опыт проблематизации того или иного вопроса, учится поиску информации.
Проектная деятельность является одним из самых интересных и одновременно сложных направлений внеурочной деятельности, обозначенных в новых образовательных стандартах.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы, связанного с углубленным изучением предмета. Но чаще всего темы проектов относятся к актуальной практической жизни. Виды проектов зависят от определенных критериев. В соответствии со временем выполнения и объемом работы над проектом возникают краткосрочные и долгосрочные проекты. При разнообразном количестве участников проекта рождаются индивидуальные, групповые, коллективные проекты.
Роль учителя в работе учащихся над проектом заключается в снабжении обучающихся необходимыми материалами, обсуждении различных способов преодоления возникающих трудностей, обучении фиксированию результатов деятельности, анализе результатов выполнения проекта.
Основными этапами осуществления проектной деятельности являются:
- Программирование замысла проектной деятельности;
- Реализация проектной деятельности;
- Получение результата.
Система Занкова ставит ученика в позицию исследователя, где он сам должен добывать знания. Проектно-исследовательскую деятельность учащихся я начала с 1 класса на внеурочных занятиях «АБВГДейка».
Рабочая программа кружка «АБВГДейка»разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. Программный материал кружка«АБВГДейка» является дополнением изученного на уроках обучения грамоте, русского языка и расширением учебных возможностей. Занятия по данному курсу обеспечивают детям в игровой форме получить дополнительные знания об изученных буквах, знакомят с жанрами устного народного творчества, с различными словарями. Учащиеся учатся разгадывать кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы и тем самым закрепляют основные правила русского языка.
Содержание программы состоит из двух взаимосвязанных блоков:
- Секреты орфографии
- Занимательное словообразование
Содержательный блок орфо знакомит детей с ошибкоопасными местами при письме, правописанием непроизносимых согласных, с правилами проверки орфограмм. Здесь происходит поэтапное формирование представлений о родном языке, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья).
Блок «Занимательное словообразование» включает представления учащихся о красоте и богатстве народной речи, о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы, о богатстве лексики русского языка.
Программное содержании каждого блока одновременно решает и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Литература
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
Доклад "Проектная деятельность на уроках кубановедения"
Проект – от латинского projectus, буквально брошенный вперёд. В словаре Ожегова – проект – замысел, план.Стремление ребенка к составлению плана собственной работы, т.е её проек...
Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»
Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...
Доклад Проектная деятельность в начальной школе.
В рамках внеурочной деятельности формируются универсальные учебные действия. Этому способствует проектная деятельность....
Самообразование учителя. Доклад. Проектная деятельность.
Виды проектной деятельности в начальной школе....
доклад "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"
реферат на тему "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"...
Доклад "Проектная деятельность учащихся"
Изложены основы проектоной деятельности учащихся начальной школы....