Доклад "Проектная деятельность учащихся"
проект (3 класс) на тему

Перина Ольга Сергеевна

 Изложены основы проектоной деятельности учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Исполнитель: Перина О. С.

МКОУ «Шамарская СОШ № 26»,

«Проектная деятельность учащихся начальной школы.

 Из опыта работы».

                                                                                                                             

Введение. Новые стандарты образования  предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи  - вооружить учащегося знаниями  - на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:

-ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),

-хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия),

-уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль)

-адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

      Приоритетом начального общего образования становится  сейчас формирование  и общеучебных умений и навыков, и, также, способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Цель работы:  поделиться опытом  своей работы по созданию условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности в процессе реализации образовательной программы «Я – исследователь».

Основные понятия.

Деятельность – процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности.

Исследование основано на норме деятельности – научном методе.

Проект – «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирование определенных личностных качеств, которые  ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой интеграция фактических знаний учащихся, приобретение ими новых знаний по заданной теме, порой путем самообразования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно – проектная деятельность в её классическом понимании займет своё центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (основная школа). В начальной школе мы формируем только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий и специально созданной системы проектных задач.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация, комплексная работа.

1.Основная часть. Одним  методов превращения ученика в субъекта учебной деятельности является  метод проектов, который предполагает участие школьников в исследовательской деятельности.

     Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. А проводимая при этом исследовательская деятельность является средством освоения действительности, с целью установления истины, умения работать с информацией, формирования исследовательского стиля мышления.

Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку на этом этапе обучения учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных способностей развивающейся личности. Результатом будет формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых знаний и способов деятельности.

Проектно – исследовательская деятельность может успешно развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. Такая деятельность создает условия для работы с семьёй,  более тесного общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектно-исследовательской деятельности.

Программа «Я – исследователь» - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа России».

 Считаю, что ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, познакомиться с требованиями к научному исследованию и сделать попытку провести исследование в процессе работы над своими проектами (научный опыт).

По моему мнению, актуальность программы заключается в том, что её реализация способствует  взаимодействию семьи и школы в творческом направлении, эмоциональному благополучию детей и взрослых. Актуальность обусловлена и методологической значимостью программы. Т.к. знания и умения, полученные в результате участия в проектно – исследовательской деятельности, в будущем станут основой при обучении в вузе, колледже и т.д. Программа позволяет также реализовать компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы в обучении.

Основные принципы, на которые я опираюсь, работая по данной программе: научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель, которую я ставлю  - создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы определяю следующие:

-формировать представление об  проектно-исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

-обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

-формировать навыки и развивать умения исследовательского поиска;

-развивать познавательные потребности и креативность мышления.

Критерии эффективности программы отслеживаю по

- результативности участия детей в мероприятиях, выставках, олимпиадах; интеллектуальных марафонах, конкурсах;

- степени развитии мотивации детей на различные виды  научно – познавательной деятельности;

- результатам диагностики психологического и эмоционального состояния младших школьников;

- степени активности и результатам детей в мероприятиях и разных видах деятельности.

Содержание работы в рамках программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности:

-от осмысления сути исследовательской деятельности;

- от истоков научной мысли и теории;

- от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых –

к изучению составных частей исследовательской деятельности.

Занятия курса нацелены на то, чтобы побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности, учить наблюдать, понимать, осмысливать причинно – следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Сочетание теоретических и практических занятий способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

- вести устный диалог на заданную тему;

-участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранной информации;

- участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предполагает предпроектный этап – работа над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом каждый ребёнок сам выбирает, что именно он хотел бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая картотека может служить одним их основных источников информации по теме.

Предполагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем.
  3. Сбор информации.
  4. Работа над проектом.
  5. Презентация проекта.

Выбирает тему или предлагает на выбор несколько тем ученикам педагог. Критерием выбора может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число тем, но и подсказывает детям, как правильно они могут их сформулировать.

Классические источники информации – энциклопедии и другая литература из школьной, сельской библиотеки. Кроме того, это могут быть видеоматериалы на электронных носителях, рассказы взрослых, экскурсии живые и виртуальные.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и специально организованные в школе встречи с интересными людьми.

Кроме того, взрослые могут помочь в поиске информации в Интернете.

После того, как первый этап – этап сбора информации пройден, учитель проверяет работу, проводит консультации, корректирует сроки для тех, кто не готов и готовит учащихся ко второму этапу – выбора проекта. Здесь же  с детьми обсуждается и содержание работы на заключительном этапе, то, какие проекты, поделки, исследования, мероприятия возможны по итогам изучения темы.

Проектная работа может быть представлена в виде, рисунка, открытки, поделки из разных материалов в разнообразной технике, игрушки, макета, рассказа, считалки, загадки, концерта, спектакля, викторины, КВНа, газеты, книги, модели, костюма, фотоальбома, стенда, выставки, доклада, электронной презентации, праздника, конференции и т.д.

При выполнении проекта может быть использована рабочая тетрадь, в которой фиксируются этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом становятся достоянием всего класса, это повышает интерес и позволяет  привлечь к работе других ребят.

Каждый проект следует довести до успешного завершения, что оставляет у автора – ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом, детям представляется возможность рассказать о своей работе, продемонстрировать то, что у них получилось. Здесь необходима позитивная оценка их работы. На представлении результатов работы детей приглашаются учащиеся и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При работе над новым материалом (темой) важным моментом является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе курса формируются умения и навыки самостоятельной проектно-исследовательской деятельности: умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навык овладения методикой сбора и оформления полученной информации, навык овладения научной терминологией в той области знания, в которой проводится исследование, навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы; умения оформлять работу в соответствие со стандартами.

По окончании курса проводится публичная защита исследования , оформленная в виде проекта. Все усилия направлены на то, чтобы по окончании реализации программы  учащиеся получили следующие знания, умения и навыки:

- иметь представления об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, публичном выступлении;

- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования,  простейшие методы исследования;

- уметь выделять проблему, выдвигать гипотезу, планировать ход исследования, определять основные понятия, работать с текстом, делать выводы;

- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

- владеть планированием работы, первичными навыками  организации экспериментальной работы.

2. Опыт практической реализации.

Хотелось бы представить работы учащихся 4 класса и 3 класса, выполненные в конце учебного года, по окончании реализации программы «Я – исследователь».

Проект «Семья Александра Сергеевича Пушкина»

Презентация проекта «Семья Александра Сергеевича Пушкина»

Презентация проекта  «Моё имя» Борисовой Анастасии, ученицы 2-б класса

 Школьная научная конференция «Ступени»  - логическое завершение всей той работы, которая проводилась педагогами по созданию условий для освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности. Базовые знания, заложенные в начальной школе, позволяет учащимся уверенно создавать проекты в среднем и старшем звене.

Презентация конференции «Ступени»

3. Заключение.

 Средства и методы достижения образовательной цели кружка «Я - исследователь» (обучение с использованием традиционных информационных (лекции, беседы) и активных форм обучения (деловые, ролевые игры, исследовательские работы, анализ конкретных ситуаций, выставки, конкурсы, соревнования и т.д.), новизна подхода к отбору содержания обучения, использование элементов  современных технологии  обучения определяют  его полезность для нашей школы и для применения в образовательной практике других школ. В дальнейшем, планирую совершенствовать работу в данном направлении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект на тему: «Мое имя» Ученицы 3 б класса МБОУ СОШ №98 г. Екатеринбурга Борисовой Анастасии Руководитель проекта: учитель начальных классов Перина О.С.

Слайд 2

Цель: раскрыть тайну своего имени Задачи: 1. Найти определение понятия «имя» 2. Узнать происхождение и значение своего имени 3.Отследить, подходит ли оно мне 4.Исследовать частоту употребления имени «Анастасия» в моем классе и в школе 5.Познакомиться с биографиями знаменитых тёзок

Слайд 3

Описание действий Анкетирование моих близких Подготовка сообщения о значении и происхождении своего имени. Проведение социологического исследования: выяснила, какие имена носят девочки класса и школы, сколько девочек носят мое имя, какие имена занимают первые места по частоте употребления. Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов. Презентация проекта.

Слайд 4

По словарю В.И. Даля: « Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность »

Слайд 5

Этапы развития имён на Руси: дохристианский (Чернавка, Мал, Молчан , Лобан – имена- прозвища) период после принятия Христианства (Анастасия, Александр, Никита, Дмитрий, Кирилл и др.) новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции (Жанна, Инесса, Эдуард, Тимур и др.)

Слайд 6

Что обозначает имя Настя: Воскресшая (греческое значение.). Знак Зодиака — Лев Планета — Плутон. Цвет — розовый, фиолетовый. Благоприятное дерево Анастасии — жасмин. Заветное растение — орхидея. Покровитель имени — сиамская кошка. Камень-талисман — малахит.

Слайд 7

Какой мне предопределено быть: Мне предопределено быть: самой красивой, самой умной, самой нежной. В детстве Насти – добрые, мечтательные, артистичные

Слайд 8

Подходит ли мне моё имя?

Слайд 9

Результаты анкетирования «В семье»

Слайд 10

Социологическое исследование Всего в моем классе 10 девочек На 1 месте - имя Анастасия (3) На 2-м месте - Анна, Валерия, Дарья, Екатерина, Ксения, Майя, Полина (1) Всего в школе - девочек 175 На 1 месте - Екатерина(14) На 2 месте – Анастасия(10) На 3 месте – Дарья и Ксения (9) На 4 месте-Юлия (6) На 5 месте-Виктория и Анна (4) На 6 месте-Наталья (3) На 7 месте-Полина (2)

Слайд 11

Имена девочек в школе

Слайд 12

Мои великие тезки Анастасия Волочкова Анастасия Романова

Слайд 13

Самое главное, что я поняла Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. « Не имя красит человека, а человек имя. »

Слайд 14

Список литературы. Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: Яуза, Омега, 1995г. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. М.: Русский язык, 1980г. Православный календарь. – М.: Елеон , 1999г. Семира , Виталий Веташ Искусство астрологии- Воронеж: НПО «МО ДЭК», 1993г. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских имёнах. – Л.: 1978 г. Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Л.: 1992г. Хигер Б. Имена и судьбы.- М.: Золотой телёнок, 2001г. Ресурсы Интернет.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность учащихся начальной школы. Автор: Перина О.С. Учитель начальных классов МКОУ: « Шамарская СОШ №26»

Слайд 2

«Кто не знает куда идти, очень удивиться, попав не туда». Марк Твен

Слайд 3

Цель работы: поделиться опытом своей работы по созданию условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности в процессе реализации образовательной программы «Я – исследователь».

Слайд 4

Основные понятия. Деятельность – процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Исследование основано на норме деятельности – научном методе. Проект – «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой интеграция фактических знаний учащихся, приобретение ими новых знаний по заданной теме, порой путем самообразования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно – проектная деятельность в её классическом понимании займет своё центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (основная школа). В начальной школе мы формируем только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий и специально созданной системы проектных задач. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация, комплексная работа.

Слайд 5

. Одним методов превращения ученика в субъекта учебной деятельности является метод проектов, который предполагает участие школьников в исследовательской деятельности.

Слайд 6

Метод проектов составляет основу проектного обучения , смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. А проводимая при этом исследовательская деятельность является средством освоения действительности , с целью установления истины, умения работать с информацией, формирования исследовательского стиля мышления.

Слайд 7

Почему это актуально для учащихся начальной школы? учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных способностей развивающейся личности Результат: формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых знаний и способов деятельности.

Слайд 8

Проектно – исследовательская деятельность может успешно развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. А это позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.

Слайд 9

возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектно-исследовательской деятельности. Программа «Я – исследователь» - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа России».

Слайд 10

Цель - создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности. Задачи программы определяю следующие: -формировать представление об проектно-исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; -обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; -формировать навыки и развивать умения исследовательского поиска; -развивать познавательные потребности и креативность мышления.

Слайд 11

Критерии эффективности программы - результативности участия детей в мероприятиях, выставках, олимпиадах; интеллектуальных марафонах, конкурсах; - степени развитии мотивации детей на различные виды научно – познавательной деятельности; - результатам диагностики психологического и эмоционального состояния младших школьников; - степени активности и результатам детей в мероприятиях и разных видах деятельности.

Слайд 12

Работа над проектом предполагает предпроектный этап – работа над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом каждый ребёнок сам выбирает, что именно он хотел бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая картотека может служить одним их основных источников информации по теме. Предполагаемый порядок действий: Знакомство класса с темой. Выбор подтем . Сбор информации. Работа над проектом. Презентация проекта.

Слайд 13

После завершения работы над проектом, детям представляется возможность рассказать о своей работе, продемонстрировать то, что у них получилось. Здесь необходима позитивная оценка их работы. На представлении результатов работы детей приглашаются учащиеся и родители.

Слайд 14

Опыт практической реализации. Проект «Семья Александра Сергеевича Пушкина» Презентация проекта «Семья Александра Сергеевича Пушкина» Презентация проекта «Моё имя» Борисовой Анастасии, ученицы 2-б класса

Слайд 15

Презентация конференции «Ступени» Школьная научная конференция «Ступени» - логическое завершение всей той работы, которая проводилась педагогами по созданию условий для освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности. Базовые знания, заложенные в начальной школе, позволяет учащимся уверенно создавать проекты в среднем и старшем звене.

Слайд 16

Средства и методы достижения образовательной цели кружка «Я - исследователь» (обучение с использованием традиционных информационных (лекции, беседы) и активных форм обучения (деловые, ролевые игры, исследовательские работы, анализ конкретных ситуаций, выставки, конкурсы, соревнования и т.д.), новизна подхода к отбору содержания обучения, использование элементов современных технологии обучения определяют его полезность для нашей школы и для применения в образовательной практике других школ. В дальнейшем, планирую совершенствовать работу в данном направлении.

Слайд 17

Первый проект в 1б

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                Проектно-исследовательская деятельность

Рабочая образовательная программа

«Я - исследователь»

I.Пояснительная записка

Новые стандарты образования  предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи  - вооружить учащегося знаниями  - на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:

- ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),

-хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия),

-уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль)

- адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Приоритетом начального общего образования становится  сейчас формирование  и общеучебных умений и навыков, и, также, способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Одним из таких методов превращения ученика в субъекта учебной деятельности является  метод проектов, который предполагает участие школьников в исследовательской деятельности.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

 А проводимая при этом исследовательская деятельность является средством освоения действительности, с целью установления истины, умения работать с информацией, формирования исследовательского стиля мышления.

Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку на этом этапе обучения учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных способностей развивающейся личности. Результатом будет формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых знаний и способов деятельности.

Проектно – исследовательская деятельность может успешно развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. Такая деятельность создает условия для работы с семьёй,  более тесного общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектно-исследовательской деятельности.

Программа «Я – исследователь» - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа России».

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, познакомиться с требованиями к научному исследованию и сделать попытку провести исследование в процессе работы над своими проектами (научный опыт).

Актуальность программы. Реализация программы способствует  взаимодействию семьи и школы в творческом направлении, эмоциональному благополучию детей и взрослых. Актуальность обусловлена и методологической значимостью программы. Т.к. знания и умения, полученные в результате участия в проектно – исследовательской деятельности, в будущем станут основой при обучении в вузе, колледже и т.д. Программа позволяет также реализовать компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы в обучении.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

II. Цель и задачи курса: создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

-формировать представление об  проектно-исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

-обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

-формировать навыки и развивать умения исследовательского поиска;

-развивать познавательные потребности и креативность мышления

Ш. Критерии эффективности программы:

- степень участия детей в мероприятиях, выставках, олимпиадах; интеллектуальных марафонах, конкурсах;

- мотивация детей на различные виды  научно – познавательной деятельности;

- результаты диагностики психологического и эмоционального состояния подростков;

- результаты диагностики активности детей в мероприятиях и разных видах деятельности.

IV. Содержание работы в рамках программы.

Содержание согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности:

-от осмысления сути исследовательской деятельности;

- от истоков научной мысли и теории;

- от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых –

к изучению составных частей исследовательской деятельности.

Занятия курса нацелены на то, чтобы побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности, учить наблюдать, понимать, осмысливать причинно – следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Сочетание теоретических и практических занятий способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

- вести устный диалог на заданную тему;

-участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранной информации;

- участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предполагает предпроектный этап – работа над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом каждый ребёнок сам выбирает, что именно он хотел бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая картотека может служить одним их основных источников информации по теме.

Предполагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем.
  3. Сбор информации.
  4. Работа над проектом.
  5. Презентация проекта.

Учитель выбирает тему или предлагает на выбор несколько тем ученикам. Критерием выбора может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число тем, но и подсказывает детям, как правильно они могут их сформулировать.

Классические источники информации – энциклопедии и другая литература из школьной, сельской библиотеки. Кроме того, это могут быть видеоматериалы на электронных носителях, рассказы взрослых, экскурсии живые и виртуальные.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и специально организованные в школе встречи с интересными людьми.

Кроме того, взрослые могут помочь в поиске информации в Интернете.

После того, как первый этап – этап сбора информации пройден, учитель проверяет работу, проводит консультации, корректирует сроки для тех, кто не готов и готовит учащихся ко второму этапу – выбора проекта. Здесь же  с детьми обсуждается и содержание работы на заключительном этапе, то, какие проекты, поделки, исследования, мероприятия возможны по итогам изучения темы.

Проектная работа может быть представлена в виде, рисунка, открытки, поделки из разных материалов в разнообразной технике, игрушки, макета, рассказа, считалки, загадки, концерта, спектакля, викторины, КВНа, газеты, книги, модели, костюма, фотоальбома, стенда, выставки, доклада, электронной презентации, праздника, конференции и т.д.

При выполнении проекта может быть использована рабочая тетрадь, в которой фиксируются этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом становятся достоянием всего класса, это повышает интерес и позволяет  привлечь к работе других ребят.

Каждый проект следует довести до успешного завершения, что оставляет у автора – ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом, детям представляется возможность рассказать о своей работе, продемонстрировать то, что у них получилось. Здесь необходима позитивная оценка их работы. На представлении результатов работы детей приглашаются учащиеся и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При работе над новым материалом (темой) важным моментом является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе курса формируются умения и навыки самостоятельной проектно-исследовательской деятельности: умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навык овладения методикой сбора и оформления полученной информации, навык овладения научной терминологией в той области знания, в которой проводится исследование, навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы; умения оформлять работу в соответствие со стандартами.

По окончании курса проводится публичная защита исследования , оформленной в виде проекта.

V. Особенности программы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа опирается на следующие принципы:

 -непрерывности дополнительного образования как механизма                   полноты и целостности образования в целом;

-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-системности организации учебно – воспитательного процесса;

-раскрытия способностей и поддержки одаренных детей.

Основные понятия.

Деятельность – процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придаёт некоторый смысл.

Исследование основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Проект – «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирование определенных личностных качеств, которые  ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой интеграция фактических знаний учащихся, приобретение ими новых знаний по заданной теме, порой путем самообразования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно – проектная деятельность в её классическом понимании займет своё центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (основная школа). В начальной школе мы формируем только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий и специально созданной системы проектных задач.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация, комплексная работа.

 

По содержанию проекты  могут быть технологическими, информационными, комбинированными.

Комбинированный проект считается, когда учащиеся  готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными макетами или моделями объектов.

Форма  выполнения проекта – индивидуальный, групповой, коллективный. (по времени работы – краткосрочный или долгосрочный проект). Здесь разница заключается в объёме  выполненной работы и в степени самостоятельности учащихся.Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско – технологические, а также художественно -  конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико – технологических вопросов; задания связанные с историей материальной культуры человечества.

Этапы проекта –  три периода работы над темой: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее труден первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется существенной части  - мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). Процесс поиска включает в себя поиск и изучение литературы, подборку журналов, посещение музеев, изучение статистики, интервьюирование и т.п. Здесь же разрабатывается необходимая документация (рисунки, схемы, простейшие чертежи ), подбираются материалы, инструменты. Второй этап – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность исследовательского характера.  Третий этап – защита проекта, главной целью которой становится аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. Поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение условий, которые выдвигались в начале работы. Ученики здесь делают сообщение о проделанной работе (исследовании), а учитель, руководит процедурой защиты проектов, следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у слушателей внимательного отношения и уважения к творчеству их товарищей.

VI. Специфика курса.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельность в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыка такой деятельности, а так же их возрастные особенности. В связи с этим занятия организуются с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения и развития их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они  (задания) все больше приобретают специфические черты собственно проектной и элементов исследовательской деятельности. Малая степень сложности проектов обеспечивает успех их выполнения, который является стимулом, мотивирующим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

VII. Назначение программы.

Программа предполагает обучение учащихся начальной школы формам, методам  и приемам проектно – исследовательской деятельности, ведущих к созданию учебного проекта -  ограниченного во времени, целенаправленного изменения определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы.

VIII. Место программы «Я – исследователь» в учебном плане.

Программа «Я – исследователь» создана на основе ФГОС НОО. В соответствии с учебным планом МКОУ «Шамарская СОШ №26»  на неё отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.

IX. Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, где учащиеся работают в группах, парами, индивидуально, с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в школьном музее,  школьной и сельской библиотеках. На занятиях может быть организовано проведение опытов и  наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: представители разных профессий, родители, увлеченные люди, другие дети.

X. Основные педагогические методы и технологии.

При проведении занятий используются следующие методы обучения; беседы, дидактические, деловые  и ролевые игры, практические работы, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследование, самостоятельные работы, консультации.

Методы контроля: доклад по заданной теме, выставка, презентация, научная мини-конференция, участие в конкурсах.

Технологии и методики (их элементы):

- уровневой дифференциации;

- проблемного обучения;

- моделирующей деятельности;

- поисковой деятельности;

- информационно – коммуникационные;

- здоровьесберегающие.

XI. Программа предусматривает достижение 3-х уровней результатов:

Таблица 1. Три уровня результатов.

Первый уровень

Результатов

1 класс

Второй уровень

Результатов

2-3 класс

Третий уровень

Результатов

4 класс

Предполагает приобретение

первоклассниками новых

 знаний, опыта решения

проектных задач по различным направлениям. Результат

выражается в понимании

детьми сути проектной

деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи

Предполагает позитивное отношение к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформления интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным предметным направлениям, выставках, фестивалях, конференциях.

XII. Межпредметные связи, реализуемые на занятиях проектной деятельностью:

-Литературное чтение: чтение, умение выделять главную мысль текста, его тему, смысловые части;

- Русский язык: запись слов, предложений, абзацев, знание правил грамматики и орфографии при оформлении письменных работ.

- Математика: выполнение необходимых расчетов и чертежей к проекту;

- Информатика и ИКТ: умение работать на компьютере в среде текстового редактора, в поисковых системах;

-ИЗО: оформление работы рисунками.

- Технологии: изготовление различных моделей в различных техниках из разных материалов.

XIII. Личностные и метапредметные результаты:

Таблица 2.  

результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

  • формирование мотивации к обучению;
  • умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Организация на занятиях парной, групповой и индивидуальной работы

Метапредметные результаты

регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль

сотрудничество с учителем, который учит

  • постановке  новой учебной задачи;
  • преобразованию практической задачи в познавательную;
  • проявлению познавательной  инициативы в учебном сотрудничестве.

познавательные

  • умения учиться решению творческих задач и навыку поиска, анализа, интерпретации информации;
  • добывать необходимые знания и с их помощью выполнять работу;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • основам смыслового чтения художественных и научно-познавательных текстов, выделению существенной информации из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе несовпадения их с его собственной, ориентироваться  на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • ролевые тренинги, проводимые учителем
  •  учить пониманию относительности мнений и подходов к решению проблемы на примерах;
  • Обучение умению аргументированию своей позиции и координированию её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности на практических занятиях;
  • обучение продуктивному разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • обучение точной и последовательной передаче необходимой информации партнеру  как ориентира для построения действия, с учетом целей коммуникации

XIV. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы.

Учащиеся должны:

- иметь представления об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, публичном выступлении;

- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования,  простейшие методы исследования;

- уметь выделять проблему, выдвигать гипотезу, планировать ход исследования, определять основные понятия, работать с текстом, делать выводы;

- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

- владеть планированием работы, первичными навыками  организации экспериментальной работы.

XV. Предполагаемые результаты реализации программы в области формирования  способностей младших школьников и  их критерии.

Таблица 3.

Способности

Сформированные действия

 рефлексировать

Видеть проблему, анализировать: что получилось, а что нет; определять уровень сложности. ошибки

Целеполагание

Ставить и удерживать цели

Планировать

Составлять план свой деятельности

Моделировать

Представлять способ действий в виде модели – схемы, выделяя существенное и главное

Активность

Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи

Коммунникация

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения, арументировать

Возможные результаты (выходы проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальный альбом (подборка),
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир – поделка,
  • сценарий,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия.

XVI. Карта преемственности  развития общеучебных, дидактических и исследовательских умений:

1 класс

  • слушать и читать литературу в рамках поставленной задачи;
  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
  • вести рассказ от начала до конца;
  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь отбирать нужный материал с определенной целевой установкой.
  1. класс
  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выделять главную мысль на основе анализа текста;
  • делать выводы на основе фактического материала;
  • выделять существенное в рассказе (тексте), разделив его на логически завершенные части;
  • выявлять связи и зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключения на основе выводов

3-4 класс  

  • переносить свободно знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимый материал из большого объёма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • систематизировать учебный план;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, литературой общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать простые выводы на основе двух-трех опытов;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть способами усвоения знаний;
  • переходить свободно от простого, частного, к более сложному, общему.

XVII. Учебно – тематическое и календарное планирование.

Таблица 4.Тематическое планирование 1 класс (33 часа)

 п-п

Тема занятия

Коли

чество часов

Дата

1

Что такое исследование?

1

2-3

Как задавать вопросы?

2

4-5

Как выбрать тему исследования?

2

6

Учимся подбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

1

7-8

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»

2

9-10

Наблюдение как способ  выявления проблем

2

11-12

Совместное или самостоятельное планирование практического задания

2

13-14

Выдвижение идеи. Мозговой штурм.

Развитие умения видеть проблемы.

2

15-16

Постановка вопроса (поиск гипотезы).

Формулировка предположения (гипотезы)

2

17-18

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умения задавать вопросы.

2

19

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности

1

20-21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

2

22-23

Составление аннотации к прочитанной книге, картотеки

2

24-25

Учимся выделять главное и второстепенное. Как составить схемы?

2

26-27

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра – исследование.

2

28-30

Индивидуальные творческие работы на занятии по выбранной тематике.

2

31-32

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности учащихся

2

33

Защита групповых и индивидуальных проектов. Анализ работы за год

1

Итого: 33 часа

Содержание занятий.

Тема 1. Что такое исследование? – 1 ч.

Знания, умения и навыки необходимые в исследовательском поиске.

Пути развития исследовательских способностей. Значимые личностные качества исследователя.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч.

Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

Тема 4-5. Как выбрать тему исследования? – 2 ч.

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Тема 6. Учимся подбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) – 1 ч.

Научить подбирать литературу по  заданной теме.

Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство  с информационными справочниками» - 2 ч.

Практическая работа по подбору литературы на определенную тему.

Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2 ч.

Развитие наблюдательности в ходе игры «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению.

Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения самостоятельного задания. – 2 ч.

Учить составлению плана выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Тема 13-14. Выдвижение идеи (Мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. – 2 ч.

Знакомство с понятием «проблема». Умение видеть проблему. Развитие речи.

Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). – 2 ч.

Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умения задавать вопросы. – 2 ч.

Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности. – 1 ч.

Заочная экскурсия в прошлое.

Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания. – 2 ч.

Умение мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотеки. – 2 ч.

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как составлять схемы? – 2 ч.

Учимся строить схемы «Дерево Паук».

Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2 ч.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Тема 28. Коллективная игра – исследование. – 1ч.

Игра – исследование «Построим дом, чтоб жить в нем». Создание коллективных  или индивидуальных проектов.

Тема 29-30. Индивидуальные или коллективные творческие работы по выбранной тематике. – 2 ч.

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка к выставке работ, защите.

Тема 31-32. Выставка творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности. – 2 ч.

Выставка творческих работ. Презентация проектов.

Тема 33. Презентация проектов. Анализ работы за год.

Таблица 5.Тематическое планирование  2 класс (34 часа)

 п-п

Тема занятия

Коли

чество часов

Дата

1.

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

2-3.

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

4-5.

Тема, предмет, объект исследования.

2

6-7.

Цели и задачи исследования.

1

8-9.

Учимся выделять гипотезы.

2

10-13.

Организация исследования.

2

14-17.

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

18-19.

Коллекционирование.

2

20.

Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди?»

2

21-22.

Сообщение о своих коллекциях.

2

23.

Что такое эксперимент?

1

24.

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

2

25-27.

Сбор материала для исследования.

2

28-29.

Обобщение полученных данных.

2

30.

Как подготовить результат исследования.

2

31.

Как подготовить сообщение.

2

32.

Подготовка к защите. Практикум.

2

33.

Индивидуальные консультации.

1

34.

Подведение итогов. Защита.

Итого 34 часа

Содержание занятий

 Тема 1.Что можно исследовать? Формулирование темы. – 1 ч.

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие умений формулировки темы.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей.

Игра «Задай вопрос». Составление банка идей.

Тема 4-5. Предмет, объект исследования – 2ч.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбирать тему, предмет, объект исследования.

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность  темы.

Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2 ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8-9.Учимся выделять гипотезы – 2ч.

Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Как построить гипотезу? Гипотезы могут начинаться со слов: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если …

Практическое занятие «Давайте вместе подумаем», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле? Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей.

Знать: как создаются гипотезы.

Уметь: создавать и строить гипотезы; отличать провокационную идею от гипотезы.

Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4 ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными, доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно, посмотреть книги о том, что исследуешь, спросить у других людей; просмотреть кинофильмы по теме исследования; посмотреть в сети Интернет; понаблюдать; провести простейший эксперимент.

Практическое занятие: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения свойств доступных объектов (вода, свет, растения, люди)

Знать: методы исследования.

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4 ч. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и т.д.).

Практические задания: назови все особенности предмета, нарисуй такой же предмет; работа с парными картинками, имеющими отличия: «Найди ошибки художника».

Знать: метод исследования  - наблюдение.

Уметь проводить наблюдения за объектом.

Тема 18-19. Тема Коллекционирование – 2 ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Как быстро собрать коллекцию?

Практические задания: выбор темы для коллекции. Сбор материала.

Тема  20. Экспресс – исследование: «Какие коллекции собирают люди?» - 1ч

Поисковая деятельность по теме: «Какие коллекции собирают люди?»

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2 ч.

Выступление учащихся: рассказ о своей коллекции.

Тема 23.Что такое эксперимент? – 1 ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что мы знаем об экспериментировании? Как увидеть новое с помощью эксперимента? Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать: понятия эксперимент, экспериментирование.

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Тема 24.Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1 ч.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25-27. Сбор материала для исследования – 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, знаки, символы и др.).

Знать: правила  и способы сбора материала.

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема  28-29. Обобщение полученных данных – 2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

 Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определение понятий. Выбор главного. Последовательность изложения.

 Практические задания: учимся анализировать, выделять главное, располагать в определенной последовательности.

Знать: способы обобщения материала.

Уметь: обобщать материал, выделять главное, располагать последовательно.

Тема 30. Как подготовить сообщение о  результатах исследования и подготовиться к защите. – 1 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение.

Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить в докладе, сообщении главное, второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу: что сначала, что потом; составление рассказов по заданному плану.

Тема 32. Подготовка к защите. Практикум – 1 ч.

Защита. Вопросы для рассмотрения: что такое защита, как правильно сделать доклад, как отвечать на вопросы.

Тема 33. Индивидуальные консультации – 1 ч.

Консультации проводятся для учащихся и родителей. Подготовка детских работ к публичной защите. Предзащита.

Тема 34. Подведение итогов – 1 ч. 

 Конференция «Ступени» Защита проектов. Анализ своей проектной деятельности

Таблица 6.Тематическое планирование  3  класс (34 часа)

 п-п

Тема занятия

Коли

чество часов

Дата

1.

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь

1

2-3.

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования

2

4.

Как выбирать друзей по интересам? (группы по интересам)

1

5-6.

Какими могут быть проекты?

2

7-8.

Формулирование цели, задач исследования, гипотезы.

2

9-10.

Планирование работы.

2

11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания и действия.

3

14-15.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

2

16-18.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

3

19-21.

Анализ прочитанной литературы.

3

22-23.

Исследование объектов.

2

24-25.

Основные  логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное, второстепенное.

2

26-27.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

2

28.

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1

29-30.

Оформление работы.

2

31-32.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

2

33.

Мини – конференция по итогам собственных исследований.

1

34.

Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого 34 часа

XVIII. Циклограмма работы педагога, реализующего образовательную программу «Я – исследователь».

Ежедневно 

1. Проведение занятий по расписанию.

2. Заполнение журнала.

3. Индивидуальная консультационная работа с учащимися.

Еженедельно

1. Самообразование через Интернет - ресурсы (нахождение материалов по организации проекто – исследовательской деятельности учащихся).

2. Чтение научно- методической литературы.

Каждый месяц

1. Оформление газеты.

2. Работа с родителями (по ситуации).

3.Корректировка программы.

4. Сдача журнала на проверку.

Один раз в четверть

1.Проведение итогового мероприятия с приглашением родителей.

2. Анализ выполнения плана работы за четверть.

3. Генеральная уборка кабинета в конце четверти.

4. Заполнение раздела «Учёт массовых мероприятий» в журнале.

Один раз в год

1. Отчёт о проведённых мероприятиях.

2. Анализ выполнения плана работы за год и составление плана работы на новый учебный год с учётом интересов  учащихся.

3. Подготовка материалов (статьи) для публикации в научном журнале («Молодой ученый»).

4. Участие в научных конференциях (педагогических чтениях), интернет – конференциях.

XIX. Самообразование педагога, реализующего образовательную программу «Я – исследователь».

 1. Изучение нормативных документов, регламентирующих организацию проектной деятельности учащихся начальной школы.

2. Чтение   научной и методической литературы по теме «Исследовательская деятельность школьников».

3. Знакомство с новыми педагогическими технологиями,

2.Поиск новых материалов по организации проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы.  (Интернет – ресурсы).

2.Посещение занятий, уроков  других учителей,  реализующих программы научно-исследовательской направленности.

3. Учёба на курсах повышения квалификации.

4. Создание видеоклипов и презентаций о работе кружка.

XX. Работа с родителями.

В целях повышения уровня воспитательной работы постоянно проводится работа с родителями учащихся, посещающих  занятия кружка.

Используются различные формы работы:

-совместная организация и проведение  итоговых мероприятий;

- индивидуальные консультации (собеседования) с родителями с целью привлечения учащихся к занятиям проектно – исследовательской деятельностью;

- групповые консультации с целью повышения компетентности родителей в области  проектно-исследовательской деятельности;

-классные  родительские собрания, конференции.

XXI. Рецензия на рабочую образовательную программу    «Я – исследователь».

    Автор программы – учитель начальных классов МКОУ « Шамарская СОШ №26».

Общая характеристика программы:

 образовательная направленность, в рамках которой реализуется рецензируемая программа – научно - познавательная ;

- вид детского объединения, в рамках которого реализуется рецензируемая программа – учебная группа детей с постоянным составом;

- возраст обучающихся –  6-10 лет;

 срок реализации программы - 4 года.

      Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется ее направленностью, которая способствует  взаимодействию семьи и школы в творческом направлении, эмоциональному благополучию детей и взрослых. Актуальность обусловлена и методологической значимостью программы. Т.к. знания и умения, полученные в результате участия в проектно – исследовательской деятельности, в будущем станут основой при  дальнейшем обучении.

     Целью данной программы является: создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности. Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, способствует стимулированию  познавательной деятельности обучающегося; развитию его коммуникативных навыков; созданию социокультурной среды общения; развитию творческих способностей личности обучающегося; поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию; творческому использованию жизненного опыта ребенка; профессиональному самоопределению обучающегося.
    Средства и методы достижения образовательной цели (обучение с использованием традиционных информационных (лекции, беседы) и активных форм обучения (деловые, ролевые игры, исследовательские работы, анализ конкретных ситуаций, выставки, конкурсы, соревнования и т.д.), новизна подхода к отбору содержания обучения, использование технологии  обучения определяют пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.
    Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.  Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный. Тематический план учитывает основные требования к организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Программа может быть рекомендована как методическое пособие для педагогов дополнительного образования.

                            Попова Любовь Нифановна, заместитель директора по НМР МКОУ «СОШ №26».

03.09.2013 г.

           

XXII. АННОТАЦИЯ  КРУЖКА «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ».

      Для нашего кружка  «Я - исследователь» характерна образовательная направленность, в рамках которой  и реализуется его программа –  научно - познавательная.

      Кружок «Я - исследователь» - вид детского объединения,– учебная группа детей с постоянным составом.

 Наш кружок посещают дети, которым исполнилось 6,5-10 лет.

Срок реализации программы  нашего кружка «Я - исследователь» - 4 года.

      Актуальность такого объединения для системы дополнительного образования детей  и ее новизна определяется ее направленностью, которая способствует  взаимодействию семьи и школы в творческом направлении, эмоциональному благополучию детей и взрослых. Актуальность обусловлена и методологической значимостью программы. Т.к. знания и умения, полученные в результате участия в проектно – исследовательской деятельности, в будущем станут основой при  дальнейшем обучении.

      Целью организации кружка «Я - исследователь» является   создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности.

     Наше объединение (кружок «Я - исследователь») имеет программу, соответствующую специфике дополнительного образования детей, способствующую стимулированию  познавательной деятельности обучающегося; развитию его коммуникативных навыков; созданию социокультурной среды общения; развитию творческих способностей личности обучающегося; поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию; творческому использованию жизненного опыта ребенка; профессиональному самоопределению учащихся.
    Средства и методы достижения образовательной цели кружка «Я - исследователь» (обучение с использованием традиционных информационных (лекции, беседы) и активных форм обучения (деловые, ролевые игры, исследовательские работы, анализ конкретных ситуаций, выставки, конкурсы, соревнования и т.д.), новизна подхода к отбору содержания обучения, использование элементов  современных технологии  обучения определяют  его полезность для нашей школы и для применения в образовательной практике других школ.
   

XXIII. Список использованных источников:

  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых //Исследовательская работа школьников, 2006.
  3. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).
  4. Долгушина, Н. О. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября), 2006, № 10.
  5. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2010.
  6. Разагатова, Н. А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? /Н. А. Разагатова // В школу вместе. Издание для родителей. Изд. Дом «Агни»: Самара, 2007.
  7. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. М.: Просвещение, 2006.
  8. Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семёнова // Начальная школа, 2006, № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность - один из самых эффективных видов деятельности учащихся.

Эффективное усвоение знаний  я обеспечиваю организацией исследовательской  деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических дейст...

Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)

     Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

Организация деятельности учащихся по развитию одаренности у учащихся на уроках.

Цели, основные задачи в работе с одаренными детьми. Ведущие виды деятельности, интересы и наклонности одаренных детей. Проектирование индивидуальной программы развития одаренности. Роль учителя, услов...