Доклад "Проектная деятельность учащихся"
проект (3 класс) на тему
Изложены основы проектоной деятельности учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность учащихся | 27.51 КБ |
Из опыта работы - Проект Насти Борисовой | 1.07 МБ |
Презентация к докладу | 609.14 КБ |
Программа кружка "Я-исследователь" | 70.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Исполнитель: Перина О. С.
МКОУ «Шамарская СОШ № 26»,
«Проектная деятельность учащихся начальной школы.
Из опыта работы».
Введение. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:
-ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),
-хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия),
-уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль)
-адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Приоритетом начального общего образования становится сейчас формирование и общеучебных умений и навыков, и, также, способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Цель работы: поделиться опытом своей работы по созданию условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности в процессе реализации образовательной программы «Я – исследователь».
Основные понятия.
Деятельность – процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности.
Исследование основано на норме деятельности – научном методе.
Проект – «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой интеграция фактических знаний учащихся, приобретение ими новых знаний по заданной теме, порой путем самообразования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно – проектная деятельность в её классическом понимании займет своё центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (основная школа). В начальной школе мы формируем только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий и специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация, комплексная работа.
1.Основная часть. Одним методов превращения ученика в субъекта учебной деятельности является метод проектов, который предполагает участие школьников в исследовательской деятельности.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. А проводимая при этом исследовательская деятельность является средством освоения действительности, с целью установления истины, умения работать с информацией, формирования исследовательского стиля мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку на этом этапе обучения учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных способностей развивающейся личности. Результатом будет формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых знаний и способов деятельности.
Проектно – исследовательская деятельность может успешно развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. Такая деятельность создает условия для работы с семьёй, более тесного общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектно-исследовательской деятельности.
Программа «Я – исследователь» - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа России».
Считаю, что ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, познакомиться с требованиями к научному исследованию и сделать попытку провести исследование в процессе работы над своими проектами (научный опыт).
По моему мнению, актуальность программы заключается в том, что её реализация способствует взаимодействию семьи и школы в творческом направлении, эмоциональному благополучию детей и взрослых. Актуальность обусловлена и методологической значимостью программы. Т.к. знания и умения, полученные в результате участия в проектно – исследовательской деятельности, в будущем станут основой при обучении в вузе, колледже и т.д. Программа позволяет также реализовать компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы в обучении.
Основные принципы, на которые я опираюсь, работая по данной программе: научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель, которую я ставлю - создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы определяю следующие:
-формировать представление об проектно-исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-формировать навыки и развивать умения исследовательского поиска;
-развивать познавательные потребности и креативность мышления.
Критерии эффективности программы отслеживаю по
- результативности участия детей в мероприятиях, выставках, олимпиадах; интеллектуальных марафонах, конкурсах;
- степени развитии мотивации детей на различные виды научно – познавательной деятельности;
- результатам диагностики психологического и эмоционального состояния младших школьников;
- степени активности и результатам детей в мероприятиях и разных видах деятельности.
Содержание работы в рамках программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности:
-от осмысления сути исследовательской деятельности;
- от истоков научной мысли и теории;
- от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых –
к изучению составных частей исследовательской деятельности.
Занятия курса нацелены на то, чтобы побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности, учить наблюдать, понимать, осмысливать причинно – следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Сочетание теоретических и практических занятий способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
-участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранной информации;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предполагает предпроектный этап – работа над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом каждый ребёнок сам выбирает, что именно он хотел бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая картотека может служить одним их основных источников информации по теме.
Предполагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой.
- Выбор подтем.
- Сбор информации.
- Работа над проектом.
- Презентация проекта.
Выбирает тему или предлагает на выбор несколько тем ученикам педагог. Критерием выбора может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число тем, но и подсказывает детям, как правильно они могут их сформулировать.
Классические источники информации – энциклопедии и другая литература из школьной, сельской библиотеки. Кроме того, это могут быть видеоматериалы на электронных носителях, рассказы взрослых, экскурсии живые и виртуальные.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и специально организованные в школе встречи с интересными людьми.
Кроме того, взрослые могут помочь в поиске информации в Интернете.
После того, как первый этап – этап сбора информации пройден, учитель проверяет работу, проводит консультации, корректирует сроки для тех, кто не готов и готовит учащихся ко второму этапу – выбора проекта. Здесь же с детьми обсуждается и содержание работы на заключительном этапе, то, какие проекты, поделки, исследования, мероприятия возможны по итогам изучения темы.
Проектная работа может быть представлена в виде, рисунка, открытки, поделки из разных материалов в разнообразной технике, игрушки, макета, рассказа, считалки, загадки, концерта, спектакля, викторины, КВНа, газеты, книги, модели, костюма, фотоальбома, стенда, выставки, доклада, электронной презентации, праздника, конференции и т.д.
При выполнении проекта может быть использована рабочая тетрадь, в которой фиксируются этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом становятся достоянием всего класса, это повышает интерес и позволяет привлечь к работе других ребят.
Каждый проект следует довести до успешного завершения, что оставляет у автора – ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом, детям представляется возможность рассказать о своей работе, продемонстрировать то, что у них получилось. Здесь необходима позитивная оценка их работы. На представлении результатов работы детей приглашаются учащиеся и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При работе над новым материалом (темой) важным моментом является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе курса формируются умения и навыки самостоятельной проектно-исследовательской деятельности: умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навык овладения методикой сбора и оформления полученной информации, навык овладения научной терминологией в той области знания, в которой проводится исследование, навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы; умения оформлять работу в соответствие со стандартами.
По окончании курса проводится публичная защита исследования , оформленная в виде проекта. Все усилия направлены на то, чтобы по окончании реализации программы учащиеся получили следующие знания, умения и навыки:
- иметь представления об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования, простейшие методы исследования;
- уметь выделять проблему, выдвигать гипотезу, планировать ход исследования, определять основные понятия, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием работы, первичными навыками организации экспериментальной работы.
2. Опыт практической реализации.
Хотелось бы представить работы учащихся 4 класса и 3 класса, выполненные в конце учебного года, по окончании реализации программы «Я – исследователь».
Проект «Семья Александра Сергеевича Пушкина»
Презентация проекта «Семья Александра Сергеевича Пушкина»
Презентация проекта «Моё имя» Борисовой Анастасии, ученицы 2-б класса
Школьная научная конференция «Ступени» - логическое завершение всей той работы, которая проводилась педагогами по созданию условий для освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности. Базовые знания, заложенные в начальной школе, позволяет учащимся уверенно создавать проекты в среднем и старшем звене.
Презентация конференции «Ступени»
3. Заключение.
Средства и методы достижения образовательной цели кружка «Я - исследователь» (обучение с использованием традиционных информационных (лекции, беседы) и активных форм обучения (деловые, ролевые игры, исследовательские работы, анализ конкретных ситуаций, выставки, конкурсы, соревнования и т.д.), новизна подхода к отбору содержания обучения, использование элементов современных технологии обучения определяют его полезность для нашей школы и для применения в образовательной практике других школ. В дальнейшем, планирую совершенствовать работу в данном направлении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: раскрыть тайну своего имени Задачи: 1. Найти определение понятия «имя» 2. Узнать происхождение и значение своего имени 3.Отследить, подходит ли оно мне 4.Исследовать частоту употребления имени «Анастасия» в моем классе и в школе 5.Познакомиться с биографиями знаменитых тёзок
Описание действий Анкетирование моих близких Подготовка сообщения о значении и происхождении своего имени. Проведение социологического исследования: выяснила, какие имена носят девочки класса и школы, сколько девочек носят мое имя, какие имена занимают первые места по частоте употребления. Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов. Презентация проекта.
По словарю В.И. Даля: « Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность »
Этапы развития имён на Руси: дохристианский (Чернавка, Мал, Молчан , Лобан – имена- прозвища) период после принятия Христианства (Анастасия, Александр, Никита, Дмитрий, Кирилл и др.) новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции (Жанна, Инесса, Эдуард, Тимур и др.)
Что обозначает имя Настя: Воскресшая (греческое значение.). Знак Зодиака — Лев Планета — Плутон. Цвет — розовый, фиолетовый. Благоприятное дерево Анастасии — жасмин. Заветное растение — орхидея. Покровитель имени — сиамская кошка. Камень-талисман — малахит.
Какой мне предопределено быть: Мне предопределено быть: самой красивой, самой умной, самой нежной. В детстве Насти – добрые, мечтательные, артистичные
Подходит ли мне моё имя?
Результаты анкетирования «В семье»
Социологическое исследование Всего в моем классе 10 девочек На 1 месте - имя Анастасия (3) На 2-м месте - Анна, Валерия, Дарья, Екатерина, Ксения, Майя, Полина (1) Всего в школе - девочек 175 На 1 месте - Екатерина(14) На 2 месте – Анастасия(10) На 3 месте – Дарья и Ксения (9) На 4 месте-Юлия (6) На 5 месте-Виктория и Анна (4) На 6 месте-Наталья (3) На 7 месте-Полина (2)
Имена девочек в школе
Мои великие тезки Анастасия Волочкова Анастасия Романова
Самое главное, что я поняла Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. « Не имя красит человека, а человек имя. »
Список литературы. Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: Яуза, Омега, 1995г. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. М.: Русский язык, 1980г. Православный календарь. – М.: Елеон , 1999г. Семира , Виталий Веташ Искусство астрологии- Воронеж: НПО «МО ДЭК», 1993г. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских имёнах. – Л.: 1978 г. Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Л.: 1992г. Хигер Б. Имена и судьбы.- М.: Золотой телёнок, 2001г. Ресурсы Интернет.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Кто не знает куда идти, очень удивиться, попав не туда». Марк Твен
Цель работы: поделиться опытом своей работы по созданию условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности в процессе реализации образовательной программы «Я – исследователь».
Основные понятия. Деятельность – процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Исследование основано на норме деятельности – научном методе. Проект – «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой интеграция фактических знаний учащихся, приобретение ими новых знаний по заданной теме, порой путем самообразования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно – проектная деятельность в её классическом понимании займет своё центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (основная школа). В начальной школе мы формируем только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий и специально созданной системы проектных задач. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация, комплексная работа.
. Одним методов превращения ученика в субъекта учебной деятельности является метод проектов, который предполагает участие школьников в исследовательской деятельности.
Метод проектов составляет основу проектного обучения , смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. А проводимая при этом исследовательская деятельность является средством освоения действительности , с целью установления истины, умения работать с информацией, формирования исследовательского стиля мышления.
Почему это актуально для учащихся начальной школы? учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных способностей развивающейся личности Результат: формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых знаний и способов деятельности.
Проектно – исследовательская деятельность может успешно развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. А это позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.
возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектно-исследовательской деятельности. Программа «Я – исследователь» - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа России».
Цель - создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности. Задачи программы определяю следующие: -формировать представление об проектно-исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; -обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; -формировать навыки и развивать умения исследовательского поиска; -развивать познавательные потребности и креативность мышления.
Критерии эффективности программы - результативности участия детей в мероприятиях, выставках, олимпиадах; интеллектуальных марафонах, конкурсах; - степени развитии мотивации детей на различные виды научно – познавательной деятельности; - результатам диагностики психологического и эмоционального состояния младших школьников; - степени активности и результатам детей в мероприятиях и разных видах деятельности.
Работа над проектом предполагает предпроектный этап – работа над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом каждый ребёнок сам выбирает, что именно он хотел бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая картотека может служить одним их основных источников информации по теме. Предполагаемый порядок действий: Знакомство класса с темой. Выбор подтем . Сбор информации. Работа над проектом. Презентация проекта.
После завершения работы над проектом, детям представляется возможность рассказать о своей работе, продемонстрировать то, что у них получилось. Здесь необходима позитивная оценка их работы. На представлении результатов работы детей приглашаются учащиеся и родители.
Опыт практической реализации. Проект «Семья Александра Сергеевича Пушкина» Презентация проекта «Семья Александра Сергеевича Пушкина» Презентация проекта «Моё имя» Борисовой Анастасии, ученицы 2-б класса
Презентация конференции «Ступени» Школьная научная конференция «Ступени» - логическое завершение всей той работы, которая проводилась педагогами по созданию условий для освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности. Базовые знания, заложенные в начальной школе, позволяет учащимся уверенно создавать проекты в среднем и старшем звене.
Средства и методы достижения образовательной цели кружка «Я - исследователь» (обучение с использованием традиционных информационных (лекции, беседы) и активных форм обучения (деловые, ролевые игры, исследовательские работы, анализ конкретных ситуаций, выставки, конкурсы, соревнования и т.д.), новизна подхода к отбору содержания обучения, использование элементов современных технологии обучения определяют его полезность для нашей школы и для применения в образовательной практике других школ. В дальнейшем, планирую совершенствовать работу в данном направлении.
Первый проект в 1б
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность
Рабочая образовательная программа
«Я - исследователь»
I.Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:
- ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),
-хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия),
-уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль)
- адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Приоритетом начального общего образования становится сейчас формирование и общеучебных умений и навыков, и, также, способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Одним из таких методов превращения ученика в субъекта учебной деятельности является метод проектов, который предполагает участие школьников в исследовательской деятельности.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
А проводимая при этом исследовательская деятельность является средством освоения действительности, с целью установления истины, умения работать с информацией, формирования исследовательского стиля мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку на этом этапе обучения учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных способностей развивающейся личности. Результатом будет формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых знаний и способов деятельности.
Проектно – исследовательская деятельность может успешно развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. Такая деятельность создает условия для работы с семьёй, более тесного общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектно-исследовательской деятельности.
Программа «Я – исследователь» - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа России».
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, познакомиться с требованиями к научному исследованию и сделать попытку провести исследование в процессе работы над своими проектами (научный опыт).
Актуальность программы. Реализация программы способствует взаимодействию семьи и школы в творческом направлении, эмоциональному благополучию детей и взрослых. Актуальность обусловлена и методологической значимостью программы. Т.к. знания и умения, полученные в результате участия в проектно – исследовательской деятельности, в будущем станут основой при обучении в вузе, колледже и т.д. Программа позволяет также реализовать компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы в обучении.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
II. Цель и задачи курса: создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
-формировать представление об проектно-исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-формировать навыки и развивать умения исследовательского поиска;
-развивать познавательные потребности и креативность мышления
Ш. Критерии эффективности программы:
- степень участия детей в мероприятиях, выставках, олимпиадах; интеллектуальных марафонах, конкурсах;
- мотивация детей на различные виды научно – познавательной деятельности;
- результаты диагностики психологического и эмоционального состояния подростков;
- результаты диагностики активности детей в мероприятиях и разных видах деятельности.
IV. Содержание работы в рамках программы.
Содержание согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности:
-от осмысления сути исследовательской деятельности;
- от истоков научной мысли и теории;
- от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых –
к изучению составных частей исследовательской деятельности.
Занятия курса нацелены на то, чтобы побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности, учить наблюдать, понимать, осмысливать причинно – следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Сочетание теоретических и практических занятий способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
-участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранной информации;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предполагает предпроектный этап – работа над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом каждый ребёнок сам выбирает, что именно он хотел бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая картотека может служить одним их основных источников информации по теме.
Предполагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой.
- Выбор подтем.
- Сбор информации.
- Работа над проектом.
- Презентация проекта.
Учитель выбирает тему или предлагает на выбор несколько тем ученикам. Критерием выбора может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число тем, но и подсказывает детям, как правильно они могут их сформулировать.
Классические источники информации – энциклопедии и другая литература из школьной, сельской библиотеки. Кроме того, это могут быть видеоматериалы на электронных носителях, рассказы взрослых, экскурсии живые и виртуальные.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и специально организованные в школе встречи с интересными людьми.
Кроме того, взрослые могут помочь в поиске информации в Интернете.
После того, как первый этап – этап сбора информации пройден, учитель проверяет работу, проводит консультации, корректирует сроки для тех, кто не готов и готовит учащихся ко второму этапу – выбора проекта. Здесь же с детьми обсуждается и содержание работы на заключительном этапе, то, какие проекты, поделки, исследования, мероприятия возможны по итогам изучения темы.
Проектная работа может быть представлена в виде, рисунка, открытки, поделки из разных материалов в разнообразной технике, игрушки, макета, рассказа, считалки, загадки, концерта, спектакля, викторины, КВНа, газеты, книги, модели, костюма, фотоальбома, стенда, выставки, доклада, электронной презентации, праздника, конференции и т.д.
При выполнении проекта может быть использована рабочая тетрадь, в которой фиксируются этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом становятся достоянием всего класса, это повышает интерес и позволяет привлечь к работе других ребят.
Каждый проект следует довести до успешного завершения, что оставляет у автора – ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом, детям представляется возможность рассказать о своей работе, продемонстрировать то, что у них получилось. Здесь необходима позитивная оценка их работы. На представлении результатов работы детей приглашаются учащиеся и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При работе над новым материалом (темой) важным моментом является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе курса формируются умения и навыки самостоятельной проектно-исследовательской деятельности: умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навык овладения методикой сбора и оформления полученной информации, навык овладения научной терминологией в той области знания, в которой проводится исследование, навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы; умения оформлять работу в соответствие со стандартами.
По окончании курса проводится публичная защита исследования , оформленной в виде проекта.
V. Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа опирается на следующие принципы:
-непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системности организации учебно – воспитательного процесса;
-раскрытия способностей и поддержки одаренных детей.
Основные понятия.
Деятельность – процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придаёт некоторый смысл.
Исследование основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Проект – «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой интеграция фактических знаний учащихся, приобретение ими новых знаний по заданной теме, порой путем самообразования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно – проектная деятельность в её классическом понимании займет своё центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (основная школа). В начальной школе мы формируем только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий и специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация, комплексная работа.
По содержанию проекты могут быть технологическими, информационными, комбинированными.
Комбинированный проект считается, когда учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными макетами или моделями объектов.
Форма выполнения проекта – индивидуальный, групповой, коллективный. (по времени работы – краткосрочный или долгосрочный проект). Здесь разница заключается в объёме выполненной работы и в степени самостоятельности учащихся.Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско – технологические, а также художественно - конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико – технологических вопросов; задания связанные с историей материальной культуры человечества.
Этапы проекта – три периода работы над темой: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее труден первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется существенной части - мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). Процесс поиска включает в себя поиск и изучение литературы, подборку журналов, посещение музеев, изучение статистики, интервьюирование и т.п. Здесь же разрабатывается необходимая документация (рисунки, схемы, простейшие чертежи ), подбираются материалы, инструменты. Второй этап – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность исследовательского характера. Третий этап – защита проекта, главной целью которой становится аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. Поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение условий, которые выдвигались в начале работы. Ученики здесь делают сообщение о проделанной работе (исследовании), а учитель, руководит процедурой защиты проектов, следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у слушателей внимательного отношения и уважения к творчеству их товарищей.
VI. Специфика курса.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельность в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыка такой деятельности, а так же их возрастные особенности. В связи с этим занятия организуются с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения и развития их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они (задания) все больше приобретают специфические черты собственно проектной и элементов исследовательской деятельности. Малая степень сложности проектов обеспечивает успех их выполнения, который является стимулом, мотивирующим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
VII. Назначение программы.
Программа предполагает обучение учащихся начальной школы формам, методам и приемам проектно – исследовательской деятельности, ведущих к созданию учебного проекта - ограниченного во времени, целенаправленного изменения определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы.
VIII. Место программы «Я – исследователь» в учебном плане.
Программа «Я – исследователь» создана на основе ФГОС НОО. В соответствии с учебным планом МКОУ «Шамарская СОШ №26» на неё отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
IX. Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, где учащиеся работают в группах, парами, индивидуально, с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в школьном музее, школьной и сельской библиотеках. На занятиях может быть организовано проведение опытов и наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: представители разных профессий, родители, увлеченные люди, другие дети.
X. Основные педагогические методы и технологии.
При проведении занятий используются следующие методы обучения; беседы, дидактические, деловые и ролевые игры, практические работы, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследование, самостоятельные работы, консультации.
Методы контроля: доклад по заданной теме, выставка, презентация, научная мини-конференция, участие в конкурсах.
Технологии и методики (их элементы):
- уровневой дифференциации;
- проблемного обучения;
- моделирующей деятельности;
- поисковой деятельности;
- информационно – коммуникационные;
- здоровьесберегающие.
XI. Программа предусматривает достижение 3-х уровней результатов:
Таблица 1. Три уровня результатов.
Первый уровень Результатов 1 класс | Второй уровень Результатов 2-3 класс | Третий уровень Результатов 4 класс |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи | Предполагает позитивное отношение к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформления интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным предметным направлениям, выставках, фестивалях, конференциях. |
XII. Межпредметные связи, реализуемые на занятиях проектной деятельностью:
-Литературное чтение: чтение, умение выделять главную мысль текста, его тему, смысловые части;
- Русский язык: запись слов, предложений, абзацев, знание правил грамматики и орфографии при оформлении письменных работ.
- Математика: выполнение необходимых расчетов и чертежей к проекту;
- Информатика и ИКТ: умение работать на компьютере в среде текстового редактора, в поисковых системах;
-ИЗО: оформление работы рисунками.
- Технологии: изготовление различных моделей в различных техниках из разных материалов.
XIII. Личностные и метапредметные результаты:
Таблица 2.
результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
личностные |
| Организация на занятиях парной, групповой и индивидуальной работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные |
осуществлять итоговый и пошаговый контроль | сотрудничество с учителем, который учит
|
познавательные |
|
|
коммуникативные |
|
|
XIV. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы.
Учащиеся должны:
- иметь представления об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования, простейшие методы исследования;
- уметь выделять проблему, выдвигать гипотезу, планировать ход исследования, определять основные понятия, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием работы, первичными навыками организации экспериментальной работы.
XV. Предполагаемые результаты реализации программы в области формирования способностей младших школьников и их критерии.
Таблица 3.
Способности | Сформированные действия |
рефлексировать | Видеть проблему, анализировать: что получилось, а что нет; определять уровень сложности. ошибки |
Целеполагание | Ставить и удерживать цели |
Планировать | Составлять план свой деятельности |
Моделировать | Представлять способ действий в виде модели – схемы, выделяя существенное и главное |
Активность | Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи |
Коммунникация | Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения, арументировать |
Возможные результаты (выходы проектной деятельности младших школьников:
- альбом,
- газета,
- гербарий,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- костюм,
- макет,
- модель,
- музыкальный альбом (подборка),
- наглядные пособия,
- паспарту,
- плакат,
- план,
- серия иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сувенир – поделка,
- сценарий,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурсия.
XVI. Карта преемственности развития общеучебных, дидактических и исследовательских умений:
1 класс
- слушать и читать литературу в рамках поставленной задачи;
- осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
- вести рассказ от начала до конца;
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь отбирать нужный материал с определенной целевой установкой.
- класс
- наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
- пересказывать подробно и выборочно;
- выделять главную мысль на основе анализа текста;
- делать выводы на основе фактического материала;
- выделять существенное в рассказе (тексте), разделив его на логически завершенные части;
- выявлять связи и зависимости между фактами, явлениями, процессами;
- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключения на основе выводов
3-4 класс
- переносить свободно знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимый материал из большого объёма информации;
- конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
- систематизировать учебный план;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, литературой общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух-трех опытов;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного, к более сложному, общему.
XVII. Учебно – тематическое и календарное планирование.
Таблица 4.Тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ п-п | Тема занятия | Коли чество часов | Дата |
1 | Что такое исследование? | 1 | |
2-3 | Как задавать вопросы? | 2 | |
4-5 | Как выбрать тему исследования? | 2 | |
6 | Учимся подбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 | |
7-8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» | 2 | |
9-10 | Наблюдение как способ выявления проблем | 2 | |
11-12 | Совместное или самостоятельное планирование практического задания | 2 | |
13-14 | Выдвижение идеи. Мозговой штурм. Развитие умения видеть проблемы. | 2 | |
15-16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 2 | |
17-18 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умения задавать вопросы. | 2 | |
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности | 1 | |
20-21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 | |
22-23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотеки | 2 | |
24-25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как составить схемы? | 2 | |
26-27 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра – исследование. | 2 | |
28-30 | Индивидуальные творческие работы на занятии по выбранной тематике. | 2 | |
31-32 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности учащихся | 2 | |
33 | Защита групповых и индивидуальных проектов. Анализ работы за год | 1 | |
Итого: 33 часа |
Содержание занятий.
Тема 1. Что такое исследование? – 1 ч.
Знания, умения и навыки необходимые в исследовательском поиске.
Пути развития исследовательских способностей. Значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч.
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования? – 2 ч.
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся подбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) – 1 ч.
Научить подбирать литературу по заданной теме.
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» - 2 ч.
Практическая работа по подбору литературы на определенную тему.
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2 ч.
Развитие наблюдательности в ходе игры «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению.
Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения самостоятельного задания. – 2 ч.
Учить составлению плана выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (Мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. – 2 ч.
Знакомство с понятием «проблема». Умение видеть проблему. Развитие речи.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). – 2 ч.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умения задавать вопросы. – 2 ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности. – 1 ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания. – 2 ч.
Умение мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотеки. – 2 ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как составлять схемы? – 2 ч.
Учимся строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2 ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28. Коллективная игра – исследование. – 1ч.
Игра – исследование «Построим дом, чтоб жить в нем». Создание коллективных или индивидуальных проектов.
Тема 29-30. Индивидуальные или коллективные творческие работы по выбранной тематике. – 2 ч.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка к выставке работ, защите.
Тема 31-32. Выставка творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности. – 2 ч.
Выставка творческих работ. Презентация проектов.
Тема 33. Презентация проектов. Анализ работы за год.
Таблица 5.Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№ п-п | Тема занятия | Коли чество часов | Дата |
1. | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 | |
2-3. | Как задавать вопросы? Банк идей. | 2 | |
4-5. | Тема, предмет, объект исследования. | 2 | |
6-7. | Цели и задачи исследования. | 1 | |
8-9. | Учимся выделять гипотезы. | 2 | |
10-13. | Организация исследования. | 2 | |
14-17. | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 | |
18-19. | Коллекционирование. | 2 | |
20. | Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди?» | 2 | |
21-22. | Сообщение о своих коллекциях. | 2 | |
23. | Что такое эксперимент? | 1 | |
24. | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 2 | |
25-27. | Сбор материала для исследования. | 2 | |
28-29. | Обобщение полученных данных. | 2 | |
30. | Как подготовить результат исследования. | 2 | |
31. | Как подготовить сообщение. | 2 | |
32. | Подготовка к защите. Практикум. | 2 | |
33. | Индивидуальные консультации. | 1 | |
34. | Подведение итогов. Защита. | ||
Итого 34 часа |
Содержание занятий
Тема 1.Что можно исследовать? Формулирование темы. – 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие умений формулировки темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей.
Игра «Задай вопрос». Составление банка идей.
Тема 4-5. Предмет, объект исследования – 2ч.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбирать тему, предмет, объект исследования.
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2 ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9.Учимся выделять гипотезы – 2ч.
Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Как построить гипотезу? Гипотезы могут начинаться со слов: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если …
Практическое занятие «Давайте вместе подумаем», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле? Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей.
Знать: как создаются гипотезы.
Уметь: создавать и строить гипотезы; отличать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4 ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными, доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно, посмотреть книги о том, что исследуешь, спросить у других людей; просмотреть кинофильмы по теме исследования; посмотреть в сети Интернет; понаблюдать; провести простейший эксперимент.
Практическое занятие: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения свойств доступных объектов (вода, свет, растения, люди)
Знать: методы исследования.
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4 ч. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и т.д.).
Практические задания: назови все особенности предмета, нарисуй такой же предмет; работа с парными картинками, имеющими отличия: «Найди ошибки художника».
Знать: метод исследования - наблюдение.
Уметь проводить наблюдения за объектом.
Тема 18-19. Тема Коллекционирование – 2 ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Как быстро собрать коллекцию?
Практические задания: выбор темы для коллекции. Сбор материала.
Тема 20. Экспресс – исследование: «Какие коллекции собирают люди?» - 1ч
Поисковая деятельность по теме: «Какие коллекции собирают люди?»
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2 ч.
Выступление учащихся: рассказ о своей коллекции.
Тема 23.Что такое эксперимент? – 1 ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что мы знаем об экспериментировании? Как увидеть новое с помощью эксперимента? Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать: понятия эксперимент, экспериментирование.
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24.Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1 ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27. Сбор материала для исследования – 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, знаки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала.
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных – 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определение понятий. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: учимся анализировать, выделять главное, располагать в определенной последовательности.
Знать: способы обобщения материала.
Уметь: обобщать материал, выделять главное, располагать последовательно.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите. – 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение.
Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить в докладе, сообщении главное, второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу: что сначала, что потом; составление рассказов по заданному плану.
Тема 32. Подготовка к защите. Практикум – 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: что такое защита, как правильно сделать доклад, как отвечать на вопросы.
Тема 33. Индивидуальные консультации – 1 ч.
Консультации проводятся для учащихся и родителей. Подготовка детских работ к публичной защите. Предзащита.
Тема 34. Подведение итогов – 1 ч.
Конференция «Ступени» Защита проектов. Анализ своей проектной деятельности
Таблица 6.Тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№ п-п | Тема занятия | Коли чество часов | Дата |
1. | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь | 1 | |
2-3. | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования | 2 | |
4. | Как выбирать друзей по интересам? (группы по интересам) | 1 | |
5-6. | Какими могут быть проекты? | 2 | |
7-8. | Формулирование цели, задач исследования, гипотезы. | 2 | |
9-10. | Планирование работы. | 2 | |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания и действия. | 3 | |
14-15. | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | 2 | |
16-18. | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 3 | |
19-21. | Анализ прочитанной литературы. | 3 | |
22-23. | Исследование объектов. | 2 | |
24-25. | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное, второстепенное. | 2 | |
26-27. | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | |
28. | Как сделать сообщение о результатах исследования. | 1 | |
29-30. | Оформление работы. | 2 | |
31-32. | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 | |
33. | Мини – конференция по итогам собственных исследований. | 1 | |
34. | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | |
Итого 34 часа |
XVIII. Циклограмма работы педагога, реализующего образовательную программу «Я – исследователь».
Ежедневно
1. Проведение занятий по расписанию.
2. Заполнение журнала.
3. Индивидуальная консультационная работа с учащимися.
Еженедельно
1. Самообразование через Интернет - ресурсы (нахождение материалов по организации проекто – исследовательской деятельности учащихся).
2. Чтение научно- методической литературы.
Каждый месяц
1. Оформление газеты.
2. Работа с родителями (по ситуации).
3.Корректировка программы.
4. Сдача журнала на проверку.
Один раз в четверть
1.Проведение итогового мероприятия с приглашением родителей.
2. Анализ выполнения плана работы за четверть.
3. Генеральная уборка кабинета в конце четверти.
4. Заполнение раздела «Учёт массовых мероприятий» в журнале.
Один раз в год
1. Отчёт о проведённых мероприятиях.
2. Анализ выполнения плана работы за год и составление плана работы на новый учебный год с учётом интересов учащихся.
3. Подготовка материалов (статьи) для публикации в научном журнале («Молодой ученый»).
4. Участие в научных конференциях (педагогических чтениях), интернет – конференциях.
XIX. Самообразование педагога, реализующего образовательную программу «Я – исследователь».
1. Изучение нормативных документов, регламентирующих организацию проектной деятельности учащихся начальной школы.
2. Чтение научной и методической литературы по теме «Исследовательская деятельность школьников».
3. Знакомство с новыми педагогическими технологиями,
2.Поиск новых материалов по организации проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы. (Интернет – ресурсы).
2.Посещение занятий, уроков других учителей, реализующих программы научно-исследовательской направленности.
3. Учёба на курсах повышения квалификации.
4. Создание видеоклипов и презентаций о работе кружка.
XX. Работа с родителями.
В целях повышения уровня воспитательной работы постоянно проводится работа с родителями учащихся, посещающих занятия кружка.
Используются различные формы работы:
-совместная организация и проведение итоговых мероприятий;
- индивидуальные консультации (собеседования) с родителями с целью привлечения учащихся к занятиям проектно – исследовательской деятельностью;
- групповые консультации с целью повышения компетентности родителей в области проектно-исследовательской деятельности;
-классные родительские собрания, конференции.
XXI. Рецензия на рабочую образовательную программу «Я – исследователь».
Автор программы – учитель начальных классов МКОУ « Шамарская СОШ №26».
Общая характеристика программы:
− образовательная направленность, в рамках которой реализуется рецензируемая программа – научно - познавательная ;
- вид детского объединения, в рамках которого реализуется рецензируемая программа – учебная группа детей с постоянным составом;
- возраст обучающихся – 6-10 лет;
− срок реализации программы - 4 года.
Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется ее направленностью, которая способствует взаимодействию семьи и школы в творческом направлении, эмоциональному благополучию детей и взрослых. Актуальность обусловлена и методологической значимостью программы. Т.к. знания и умения, полученные в результате участия в проектно – исследовательской деятельности, в будущем станут основой при дальнейшем обучении.
Целью данной программы является: создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности. Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, способствует стимулированию познавательной деятельности обучающегося; развитию его коммуникативных навыков; созданию социокультурной среды общения; развитию творческих способностей личности обучающегося; поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию; творческому использованию жизненного опыта ребенка; профессиональному самоопределению обучающегося.
Средства и методы достижения образовательной цели (обучение с использованием традиционных информационных (лекции, беседы) и активных форм обучения (деловые, ролевые игры, исследовательские работы, анализ конкретных ситуаций, выставки, конкурсы, соревнования и т.д.), новизна подхода к отбору содержания обучения, использование технологии обучения определяют пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный. Тематический план учитывает основные требования к организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Программа может быть рекомендована как методическое пособие для педагогов дополнительного образования.
Попова Любовь Нифановна, заместитель директора по НМР МКОУ «СОШ №26».
03.09.2013 г.
XXII. АННОТАЦИЯ КРУЖКА «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ».
Для нашего кружка «Я - исследователь» характерна образовательная направленность, в рамках которой и реализуется его программа – научно - познавательная.
Кружок «Я - исследователь» - вид детского объединения,– учебная группа детей с постоянным составом.
Наш кружок посещают дети, которым исполнилось 6,5-10 лет.
Срок реализации программы нашего кружка «Я - исследователь» - 4 года.
Актуальность такого объединения для системы дополнительного образования детей и ее новизна определяется ее направленностью, которая способствует взаимодействию семьи и школы в творческом направлении, эмоциональному благополучию детей и взрослых. Актуальность обусловлена и методологической значимостью программы. Т.к. знания и умения, полученные в результате участия в проектно – исследовательской деятельности, в будущем станут основой при дальнейшем обучении.
Целью организации кружка «Я - исследователь» является создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности.
Наше объединение (кружок «Я - исследователь») имеет программу, соответствующую специфике дополнительного образования детей, способствующую стимулированию познавательной деятельности обучающегося; развитию его коммуникативных навыков; созданию социокультурной среды общения; развитию творческих способностей личности обучающегося; поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию; творческому использованию жизненного опыта ребенка; профессиональному самоопределению учащихся.
Средства и методы достижения образовательной цели кружка «Я - исследователь» (обучение с использованием традиционных информационных (лекции, беседы) и активных форм обучения (деловые, ролевые игры, исследовательские работы, анализ конкретных ситуаций, выставки, конкурсы, соревнования и т.д.), новизна подхода к отбору содержания обучения, использование элементов современных технологии обучения определяют его полезность для нашей школы и для применения в образовательной практике других школ.
XXIII. Список использованных источников:
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
- Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых //Исследовательская работа школьников, 2006.
- Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).
- Долгушина, Н. О. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября), 2006, № 10.
- Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2010.
- Разагатова, Н. А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? /Н. А. Разагатова // В школу вместе. Издание для родителей. Изд. Дом «Агни»: Самара, 2007.
- Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. М.: Просвещение, 2006.
- Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семёнова // Начальная школа, 2006, № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая и консультационная деятельность учителя в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Выступление из опыта работы....
Исследовательская деятельность - один из самых эффективных видов деятельности учащихся.
Эффективное усвоение знаний я обеспечиваю организацией исследовательской деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических дейст...
Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...
Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса и формировании индивидуального стиля деятельности учащихся
Личный опыт работы с одарёнными детьми....
Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".
Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...
«Научное общество учащихся «Шаг к успеху» как средство развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов»
Из опыта работы...
Организация деятельности учащихся по развитию одаренности у учащихся на уроках.
Цели, основные задачи в работе с одаренными детьми. Ведущие виды деятельности, интересы и наклонности одаренных детей. Проектирование индивидуальной программы развития одаренности. Роль учителя, услов...