Развитие познавательно - исследовательской деятельности через экспериментирование в ДОУ
статья

Борисюк Виктория Вячеславовна

Познавательно – исследовательская деятельность  в дошкольном образовательном учреждении является одним из основных видов  деятельности детей. Поэтому педагогу важно формировать у детей старшего дошкольного возраста такие умения, как умение анализировать (действия, явления, предметы); умение сравнивать, выполнять последовательно исследовательские действия, обобщать и самостоятельно делать выводы. Если же данные задачи будут реализованы, можно с уверенностью сказать, что приобретенные умения, знания и навыки безусловно, повлияют  на качество обучения ребенка в школе и  его дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно - исследовательской деятельности через экспериментирование в ДОУ

Познавательно – исследовательская деятельность  в дошкольном образовательном учреждении является одним из основных видов  деятельности детей. Поэтому педагогу важно формировать у детей старшего дошкольного возраста такие умения, как умение анализировать (действия, явления, предметы); умение сравнивать, выполнять последовательно исследовательские действия, обобщать и самостоятельно делать выводы. Если же данные задачи будут реализованы, можно с уверенностью сказать, что приобретенные умения, знания и навыки безусловно, повлияют  на качество обучения ребенка в школе и  его дальнейшей жизни.

        Природой так устроено, что дети дошкольного возраста  стремятся к активной деятельности.  Задача  взрослых  заключается в том, чтобы  это стремление не только не «тормозить», а наоборот, активно поддерживать и дать ему развиваться. Ведь, чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она большее значение имеет  для ребенка, тем успешнее будет его развитие. Очень важно знать, что развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Что предполагает  познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду? – специально организованная деятельность, позволяет ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Организация пространственной предметно  развивающей среды имеет первостепенное значение при развитии познавательных способностей, исследовательской деятельности.  Грамотно организованная окружающая среда позволяет думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учить дошкольника задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения.

Какую роль играет экспериментальная деятельность  в развитии ребенка?

  Экспериментирование играет важную роль для психического развития детей. Доказательством того служат излюбленные игры с водой с песком: ребенок бесконечно может переливать воду, разливать её по разным емкостям, «ловить рыбу», пускать кораблики, рисуют песком.

 Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментальной деятельности у детей  развивается?

  • Любознательность
  • Наблюдательность
  • Инициативность
  • Активный
  • Эмоциональный
  • Настойчивый
  • Общительный

 Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального развития дошкольников.

В процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Они способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность, последовательность и т.д.

Принципы, учитывающие при экспериментировании?

  • научности;
  • доступности;
  • связи знаний и умений с жизнью;
  • последовательности.

Содержание игр – экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой каждой возрастной группы и уровнем развития детей.

Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов:

  • постановка проблемы, которую нужно решать;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось или нет);
  • формулирование выводов.

  Практическая часть: Прежде, чем приступить к исследованиям, нужно вспомнить правила поведения в лаборатории:

  • Не шуметь – этим мы мешаем другим.
  • Аккуратно обращаться с посудой.
  • Слушать воспитателя.
  • Внимательно следить за результатом опыта.
  • Закончив наблюдение, сделать вывод.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобла...

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобладают вопросы: «Зачем? », «Почему? », «Как? ». И дети сами пытаются найти ответы на эти воп...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебник - воздух»

Данный НОД позволяет детям не только узнать что - то новое. но и самим попробывать себя в роле экспериментатора.Данный вищд деятельности завораживает и оживляет детей. вызывает желание к продолжению и...