Использование конструктора ТИКО в работе с детьми с ТНР
статья
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРА ТИКО В РАБОТЕ С ДЕТМИ С ТНР
Организация образовательного процесса в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи требует от нас поиска новых образовательных технологий. На сегодняшний день инновационной разработкой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО является конструктор ТИКО. Его можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушениями речи.
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, который представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, шарнирно соединяющихся между собой.
Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Он способствует творческой активности, формированию мышления, речи, мелких мышц рук, а также выработке ловкости, умения управлять своими движениями, концентрации внимания. И, конечно, конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития.
Идея, организационная инициатива и научно-методическое сопровождение проекта в начальной стадии создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру.
Автор технологии – Ирина Викторовна Логинова.
Выпуск конструктора был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 году отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС».
Опытные образцы конструктора получили высокую оценку специалистов Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена, Ярославского Государственного Университета.
Конструктор имеет сертификат соответствия гигиеническим требованиям и рекомендации Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена и Ленинградского Областного Института Развития Образования.
Практика показывает, что трудно подобрать конструктор, который бы отвечал всем требованиям необходимым для занятий с детьми с нарушениями речи, т. е. развивал мелкую моторику, мышление, фонематическое восприятие, способность к звукобуквенному анализу и синтезу, пространственную ориентацию.
Всем требованиям отвечает конструктор «Тико». В его разработке учтены пожелания и советы педагогов, и он идеально подходит для занятий с детьми с нарушениями речи.
Разновидности ТИКО конструктора
Для организации игр детей разного дошкольного и школьного возраста конструктор «ТИКО» имеет 12 вариативных наборов: «Азбука», «Английский язык», «Арифметика. Сотня в квадрате», «Арифметика. Учимся считать!», «Архимед», «Геометрия», «Грамматика. Учимся читать!», «Класс», «Малыш», «Фантазер», «Шары», «Школьник».
Нас интересуют наборы «Грамматика» и «Азбука». Они отличаются количеством деталей: в «Азбуке» их в 3 раза больше (312).
Конструктор ТИКО «Азбука» состоит из пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита. На красных квадратах - гласные, на синих квадратах - твердые согласные, на зеленых квадратах - мягкие согласные, на белых квадратах - Ъ и Ь знаки. Детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ защелкивается в круглую выемку). Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи.
В процессе занятий с конструктором ТИКО «Азбука» задействуются сразу несколько каналов восприятия информации. Так, например, физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одну «дорожку» может помочь некоторым детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов, поскольку чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
Вначале дети выполняют все упражнения совместно с педагогом, проговаривая каждый звук, слог, слово. Затем дошкольники переходят к самостоятельному выполнению заданий по мере становления правильного звукопроизношения, увеличения объема знаний о звуках и буквах, правилах слитного чтения слогов и слов.
Конструктор ТИКО «Азбука» позволяет разнообразить занятия по изучению звуков и букв, превратить их в игру. В результате конструирования происходит увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими отрабатываемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Работа с конструктором ТИКО «Азбука» проводится поэтапно:
1 этап: знакомство с конструктором, обучение правильному соединению деталей, цветовое обозначение звуков и букв.
2 этап: применение знаний о буквах и звуках в выполнении предложенных учителем – логопедом упражнений и игр.
3 этап: использование конструктора в свободной деятельности (в группе с воспитателями).
Вначале дети выполняют все упражнения совместно с логопедом, проговаривая каждый звук, слог, слово. Затем дошкольники переходят к самостоятельному выполнению заданий по мере становления правильного звукопроизношения, увеличения объема знаний о звуках и буквах, правилах слитного чтения слогов и слов.
Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Азбука»
«Раз ступенька, два ступенька»
Цель: учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с буквой.
Дети выполняют звуковой анализ слова по предлагаемой картинке. Затем обозначают каждый звук буквой.
«Волшебный мешочек»
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.
В мешочек сложены квадраты с известными ребенку буквами. Предлагается вынимать буквы по одной, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправить его, а букву опустить обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.
Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.
«Умный кубик»
Цель: развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Дети по очереди бросают кубик и придумать словосочетание из 2 слов на выпавшую букву. Можно заранее обговорить условие называть слова-действия (глаголы) или слова-признаки (прилагательные).
Например, МАША МОЕТ, ПАПА ПЫЛЕСОСИТ или ПАНДА ПУШИСТАЯ, МАШИНА МАЛЕНЬКАЯ.
«Магазин игрушек»
Цель: учиться определять первый звук в словах, находить соответствующую букву.
Разложить «на прилавке» разные игрушки: мячик, куклу, пирамидку, машинку и т.п. Продавец – педагог, покупатель - ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый звук слова и «заплатив» продавцу соответствующей буквой.
Чтобы эта игра не наскучила, а также для запоминания большего количества букв, можно менять «профиль» магазина в соответствии с лексической темой.
«Привези грузы»
Цель: учиться определять первый звук в словах, запоминать буквы.
На машинки с помощью скотча прикрепить буквы К, П, М. Это будут «марки» машин. Разложить перед ребенком игрушки. Предложить распределить грузы по машинкам. Чтобы выбрать, в какую машинку положить груз, нужно определить первый звук в названии игрушки и найти соответствующую букву на машинке. Машинки перевозят только те предметы, которые начинаются с буквы – «марки» машины.
«Угадай слово»
Цель: развитие умения проводить звуко- буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.
Педагог ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например, м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.
Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры педагог спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.
«Живые буквы»
Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.
1 вариант. Каждому ребенку даётся по одной букве. Педагог называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.
2 вариант. Педагог дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.
«Волшебники»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением.
1-й вариант: Превратите одно слово в другое, убрав квадрат с лишней буквой: муха, беда, двор, шарф, лампа;
2-й вариант: Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:
нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка).
3-й вариант: Составить слова из первых слогов указанных слов:
город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);
«Составляй – ка»
Цель: работать со слогами, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.
Логопед предлагает детям придумать и составить слоги с заданным звуком. Ребёнок составляет слоги, а затем их прочитывает. В данном упражнении рекомендуем предлагать автоматизируемые звуки (они индивидуальны у каждого ребёнка), например, РА – РО – РУ - РЫ …
«Придумай слово»
Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.
Логопед собирает, например, слог РА. Затем превращает слог РА в ГРА. Детям предлагается выкладывать любые слова с этим слогом. Кто выложит самые интересные слова - тот победит.
Дети выкладывают: игра, грамота, программа, телеграмма, пограничник, грач и т.д.
«Собери слова из букв»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Перед каждым ребёнком лежат буквы в разнобой, например, О Т С Л. Ребёнку необходимо собрать буквы так, чтобы получилось слово, например, СТОЛ.
«Найди все слова в цепочке»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР. Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.
С помощью конструктора ТИКО «Фантазер» дети собирают буквы, выполняют постройки по разным лексическим темам. Это дает возможность ребенку запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы.
Составление рассказов по построенным предметам помогает детям изучить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания.
Таким образом, использование конструктора «ТИКО» на логопедических занятиях оказывает положительное коррекционное влияние на детей.
Работа по развитию речи с применением данного конструктора делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети относятся к занятию как к игре, которая не вызывает у них негатива, а тренирует у детей внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. А это, в свою очередь, способствует лучшему усвоению коррекционного материала.
Чем разнообразнее приемы, тем успешнее формирование речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование конструктора ТИКО на уроках окружающего мира
Использование конструирование на уроках окружающего мира при изучении темы Млекопитающие животные,Животные леса и другие....
Использование конструктора ТИКО во внеурочной деятельности
Конструктор ТИКО помогает при работе во внеурочное время...
«Использование конструктора ТИКО на уроках и во внеурочной деятельности»
Несколько лет назад я познакомилась с замечательным кон-структором ТИКО и сразу стала использовать его в своей работеЧто такое ТИКО?Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО...
Конспект интегрированного урока математики и технологии "Танграм - математическая головоломка", с использованием конструктора ТИКО.
Цель: формирование зрительного соотнесения геометрических фигур при составлении какого-либо образа с помощью конструктора ТИКО.Задачи:формировать у младших школьников элементарные геометрические и про...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка моделирования "Геометрика" с использованием конструктора ТИКО
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрика» разработана разработана в соответствии с требованиями внеурочной деятельности, обозначенной в федеральных государственных стандарт...
Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «День 8 Марта» с использованием конструктора «Тико»
Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Расширение представлений о празднике «8 марта»...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста(из опыта работы)
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(Всемирная организация здравоохранения)...