Конспект занятия по учебному курсу «Юный исследователь» для учащихся 4 класса
план-конспект занятия (4 класс)
Конспект занятия по учебному курсу «Юный исследователь» для учащихся 4 класса УМК любой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_olshannikova_as_belokopytova_m.n._konspekt.docx | 850.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс профессионального мастерства
«Педагогический дуэт»
2022 г
номинация: «Лучший педагогический дуэт общеобразовательной организации»
Педагог – наставник: Белокопытова Марина Николаевна, учитель начальных классов
Молодой специалист: Ольшанникова Алла Сергеевна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Аннинский Лицей»
Аннинский муниципальный район Воронежская область
тема разработки: «Волшебный лимон»
вид занятия: Лабораторно – практическая работа
место в соответствующей программе: Кейс «Волшебный лимон. Познавательные опыты»
возрастная группа адресной аудитории: 10 – 11 лет
Конспект занятия по учебному курсу «Юный исследователь» для учащихся 4 класса
1. Класс: 4
2. Предмет: учебный курс «Юный исследователь»
3. Тема урока «Волшебный лимон»
4. Тип урока: открытие новых знаний
5. Цель урока: расширение представления детей об удивительном экзотическом фрукте – лимоне.
6. Задачи урока:
- закрепление знаний детей о роли лимона в жизни человека;
- формирование умения получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путём;
-побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;
- формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- проводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование; соблюдать технику безопасности;
- определять свойства лимона, его значение для организма человека и его хозяйственной деятельности.
Регулятивные УУД:
- принимать активное участие в коллективной работе;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- формулировать тему и цель урока;
- уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- анализировать проделанную работу.
Коммуникативные УУД:
- внимательно слушать мнение товарищей;
- проявлять взаимовыручку, высказывать свою точку зрения, аргументируя ответ;
- договариваться и приходить к общему решению.
Личностные УУД:
- принимать учебные цели, проявлять желание учиться;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы работы: наглядно-иллюстративный, словесный, практический, поисковый, ИКТ, подводящий диалог, релаксация, словесное стимулирование учащихся, проблемный, интерактивный метод «Кроссенс».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями для групповой работы, планшеты, лимон, йод, фломастер, лоскуток белой ткани, вода, ложка, чашка, лампа, ватная палочка, белая бумага, сода, графин с узким горлом, стакан, воздушный шарик, 2 кусочка медной изолированной проволоки, стальная скрепка для бумаги, лампочка, картинки с изображением лимона, вазы и дерева, пазлы для деления на группы..
Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения, технология продуктивного чтения.
- Мотивация к учебной деятельности.
Мы исследователи юные,
Пытливые и любознательные.
Любим опыты делать, наблюдать,
Думать и рассуждать.
(Эмоциональный настрой на работу)
«Кроссенс» - работа в парах.
- Объясните кроссенс: определите о чём идёт речь, посмотрите на изображения, установите связь между ними, составьте рассказ.
(Пример рассуждения: Цыплёнок – цвет такой же, как у аскорбиновой кислоты – витамин, вкус для кого-то может быть кислым – смайлик - помело – цвет и вкус, форма – цитрусовые цукаты делают – это конфеты со вкусом цитрусовых – производят в Индии много конфет, т. к. эта страна - родина многих цитрусовых (помело, лимона) - духи - запах цитрусовых, цвет жёлтый.)
Центральное слово - лимон.
- Правильно, это лимон.
- О чём пойдёт речь на уроке?
(Работают в парах. Находят ассоциации, расшифровывают слово. Высказывают своё мнение.
Оценивают свою работу)
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Тематические рамки.
- Как вы думаете, почему я выбрала именно этот необычный фрукт? Случайно? (Высказывают своё мнение).
- На ваших столах лежат карточки с легендой о лимоне. Пожалуйста, ознакомьтесь с текстом. Пометьте знаком «+» известную информацию, «- » – новую для вас.
И через 3 минуты мы с вами приступим к обсуждению.
Самостоятельная работа.
Было это много лет тому назад. Однажды любимый слуга одного из кавказских царей Хосрова за какую-то провинность попал в немилость. Разъярённый повелитель велел немедленно посадить своего слугу в тюрьму и при этом приказал стражникам кормить заключённого только одним видом пищи. На вопрос, каким видом пищи, владыка, смилостивившись, отвечал: «Пусть выберет сам». Разумеется, заключённому ничего не оставалось делать, как выполнить царскую волю. И он её выполнил. Попросил давать ему только … лимоны. И пояснил недоумённым стражникам, готовым услышать любой ответ, но только не этот: «Аромат лимона будет веселить мне мысли, кожура плодов и зёрна будут полезны для моего сердца, в мякоти же лимона я найду себе пищу, а соком буду утолять жажду». Сейчас трудно сказать. Так ли это было на самом деле. Но, несомненно, одно: в этой старинной легенде точно отражено, то значение, которые имели эти плоды для наших предков.По крайней мере, уже 3000 лет тому назад люди знали о лимоне и употребляли его не только в пищу, но и для лечебных целей. Родина лимона - Индия, Китай и тихоокеанские тропические острова. В России лимон появился во времена Петра I. Ежегодно в мире собирают около 14 млн. тонн лимонов. Лимон — небольшое вечнозелёное плодовое дерево высотой до 5—8 м. (Читают текст с пометками на полях (+,-) . Определяют границы собственного знания и "незнания".)
- Какая информация оказалась для вас знакомой?
- Что нового о лимоне узнали?
- Какую пищу выбрал заключённый?
- Как он объяснил свой выбор?
- О каких свойствах говорил заключённый, когда думал о пользе для своего сердца? (Вступают в диалог с учителем, сверстниками; Высказывают своё мнение о прочитанном, опираясь на текст и жизненный опыт.)
- Какие ещё лечебные свойства лимона вам известны?
РАССУЖДЕНИЕ О ЛИМОНЕ, КАК О СРЕДСТВЕ ЛЕЧЕНИЯ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
- Почему я сказала в начале урока, что лимон необычный фрукт?
- Как вы думаете, какой удивительной силой он обладает? (предположения детей)
- Какова же тема занятия? (Отвечают на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих занятиях.)
III. Построение проекта выхода из затруднения
- Какую цель поставим перед собой? (Формулируют цель занятия.)
- Какие способы исследования окружающего мира вам известны?
(Наблюдение, опыты, определение природных объектов, измерения, моделирование.)
- Какой способ исследования свойств лимона будем использовать? (опыты)
- Почему?
- Составим план действий.
1. Разделиться на группы.
2. Провести опыты.
3. Сделать выводы.
(Составляют план работы.)
Деление на группы.
- У каждого из вас на парте лежит пазл с изображением части лимона. Пазлы у всех разные. На последних партах лежит центральный пазл картинки. Вы должны найти свой лимон.
- На оборотной стороне парты прикреплён конверт, в котором находится задание и инструкция к выполнению.
- Вспомним правила техники безопасности, прежде чем приступить к работе.
(Составляют памятку по технике безопасности.)
Фронтальная работа на платформе LearningApps.org.
Игра «Найди пару».
Техника безопасности и правила обращения с электроприборами
При обращении с электроприборами нужно строго выполнять правила безопасности:
1.Ни в коем случае нельзя касаться оголенных проводов, по которым идет электрический ток.
2.Нельзя проверять наличие электрического тока в приборах или проводах пальцами. Нельзя защемлять провода дверями, оконными рамами, закреплять провода на гвоздях.
3.Нельзя позволять детям играть у розеток, втыкать в них шпильки, булавки, дергать провода.
4.Нельзя вешать одежду и другие вещи на выключатели, ролики и провода. 5.Опасно включать и выключать электрические лампочки, а также бытовые приборы мокрыми руками. Заменять перегоревшие лампочки нужно при отключенном выключателе.
6.Категорически запрещается пользоваться бытовыми электроприборами, по корпусу которых проходит ток. Штепсельную вилку при включении и выключении приборов нужно брать за пластмассовую колодку.
7.Приборы, в которых кипятят воду, готовят пищу, нельзя включать в сеть пустыми. Их нужно наполнить водой не меньше чем на одну треть.
8.Нужно следить, чтобы шнуры, снятые с приборов, не оставались присоединенными к штепсельной розетке.
9.Включать и выключать любой электробытовой прибор нужно одной рукой.
10.Чтобы избежать пожара, бытовые электроприборы нужно устанавливать на специальных подставках и на безопасном расстоянии от легко загорающихся предметов.
11.Нельзя оставлять включенные электроприборы без надзора или поручать наблюдать за ними детям.
Физкультминутка:
Лимончик желтые бока
На солнышке согрел,
Он теплый и живой в руках
И очень-очень спел!
Его нарежем мы сейчас,
Добавим сахарок —
И будет лакомство для нас
На целый вечерок!
IV. Реализация построенного проекта
Работа в группе.
Группа 1. «Лимон – пятновыводитель».
Гипотеза: на прошлом занятии мы увидели, что лимон может выбеливать цвета. Значит, лимон может помочь вывести некоторые пятна без применений химических веществ. Но используя лимонный сок для выведения пятен, помните, что это кислота, а поэтому нужно быть осторожными с цветными тканями.
Задание 1:
Капните йодом на белую ткань. И проведите черту фломастером.
Выжмите на пятна сок лимона.
Наблюдаем в течение 10 – 15 минут.
Задание 2:
Возьмите несколько небольших листов акварельной бумаги, закрасьте их красками так, чтобы цветовые пятна не имели чётких форм, заходили друг на друга, образовывали разводы. Дайте высохнуть.
Пипеткой накапайте несколько капель в произвольных местах на картинах. Оставьте на пару минут, пока сок разъедает краски.
Затем промокните остатки салфеткой и присмотритесь к лимонным пятнам: обведите их контур шариковой ручкой и превратите в каких-нибудь существ.
Ваши наблюдения и подведение итогов. (Можно выводить пятна. Лимонный сок эффективен для удаления пятен с тканей от фруктов, вина, губной помады, ржавчины).
Группа 2. «Засекреченное послание».
Гипотеза: при нагревании бумаги «Послание, написанное лимонным соком», приобретает жёлтый оттенок.
Выдавите сок лимона в чашку.
Намочите ватную палочку и напишите что – нибудь на бумаге.
Подождите, пока надпись высохнет и станет невидимой.
После высыхания поднесите бумагу к лампе, нагрейте её.
Ваши наблюдения и подведение итогов.
Группа 3: «Лимон надувает воздушный шарик».
Гипотеза: при гашении соды обычно используют уксусную кислоту, значит, сок лимона тоже может быть гасителем соды и выделять летучий газ.
Насыпьте соду в графин (50 – 70 граммов).
Выдавите сок из лимона в стакан (30 – 50 граммов).
Вылейте сок в графин и быстро наденьте шарик.
Ваши наблюдения и подведение итогов.
Группа 4: «Лимон – проводник электричества».
Зачисти противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2 – 3 см.
Вставь в лимон скрепку, прикрути к ней конец одной из проволочек.
Воткни в лимон 1 – 1,5 см от скрепки конец второй проволоки.
Возьми два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.
Вывод 4 группы. Если вдруг на нашей планете отключат всё электричество, мы сможем в домашних условиях изготовить необычный источник электрической энергии, например, на основе лимона.
(Выполняют работу в группах, записывают вывод в рабочем листе. Отчёт каждой группы. Демонстрация результатов опытов.)
По мере выступления групп учитель фиксирует результаты на доске.
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- В результате нашей работы вы узнали о необычных свойствах лимона при взаимодействии с другими веществами?
- Какие это свойства?
- Мы можем утверждать, что лимон – это необычный фрукт?
(Проговаривают во внешней речи полученную информацию о свойствах лимона.)
- Свойства лимона многогранны. Он имеет широкое применение в разных жизненных областях. Поистине это полезный фрукт, волшебный и загадочный. Ни одно растение не может соперничать в волшебной силе с лимоном.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
- Вот наше занятие подошло к концу. Если вы узнали что-то новое для себя, то положите лимоны в вазу. Если никакого открытия вы не совершили для себя, то прикрепите лимон к дереву.
Теперь предлагаю каждой группе оценить своюработу на карточках по четырём направлениям и стобалльной системе:
1 сектор - активно работали,
2 сектор - было интересно,
3 сектор - было понятно,
4 сектор -узнали новое.
Оцените работу группы и закрасьте в каждом секторе полоску с количеством баллов, которые вы поставите за свою работу на занятии.
Отчёт капитанов групп.
(Формулируют конечный результат своей работы на уроке; подводят итоги групп.)
Список используемой литературы:
- УМК: Юный исследователь: научно – практическое пособие для учащихся 3 – 4 классов/ Н. И. Гайворонская [и др.]. – Воронеж: Издательство – полиграфический центр «Научная книга», 2016 г.
- Будковая Н.В., Кузнецова И.А., Учебно-образовательный проект «Использование кроссенсов в начальной школе»/ https://urok.1sept.ru/articles/661068
- Легенда о лимоне./ http://www.ekulinar.ru/topic32615.html
- Техника безопасности и правила обращения с электроприборами./ https://83.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/3870105
- Физминутка - https://www.maam.ru/detskijsad/tema-nod-chudo-limon-poznavatelnoe-razvitie.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа к курсу "Юный исследователь"
Программа курса "Юный исследователь", пояснительная записка, .......
Программа факультативного курса "Юный исследователь"
Программа факультативного курса "Юный исследователь". 2 класс.34 часа...
Занятие по курсу "Юный исследователь" , тема: "Как ухаживать за аквариумными рыбками?"
Данное занятие проводилось в рамках реализации учебного проекта "Аквариумные рыбки". Разработано для учащихся 1 класса. которые получили только самые первые навыки учебного исследования. Применяется и...
Занятие по внеурочной деятельности курса "Юный исследователь"
Занятие по внеурочной дечтельности по теме "Измерение громкости звука". Курс "Юный исследователь"...
Программа курса "Юный исследователь" для 3 класса
Программа курса "Юный исследователь" для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Необычное в обычном. Курс юных исследователей" 4 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Курс юных исследователей. Необычное в обычном" разработана для обучающихся 4 классов. На зянятиях используется мобильная лаборатория для эксперимен...
Конспект занятия по учебному курсу «Юный исследователь» для учащихся 4 класса
Конспект занятия по учебному курсу «Юный исследователь» для учащихся 4 класса...
- Мне нравится (1)