"Развитие критического мышления младшего школьника посредством исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Дикарева Елена Анатольевна

В пособии рассматриваются показатели развития критического мышления, рассматриваются варианты интеграции приёмов критического мышления с этапами проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка67.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             

       

                                                              Нефтегорск

                                                                    2020

Методическая разработка./Автор составитель Е.А.Дикарева – Нефтегорск,2020

В пособии рассматриваются показатели развития критического мышления, рассматриваются варианты интеграции приёмов критического мышления с этапами проектной деятельности.

Издание печатается по решению Педагогического Совета ГБОУ СОШ №2 г. Нефтегорска, одобрено Методическим Советом Учреждения, адресовано классным руководителям начальной школы.

                         СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………..3

Теоретическое обоснование понятия «критическое мышление»…4

Особенность технологии…………………………………………….6

Характеристика приёмов ТРКМ……………………………………..8

Применение технологии критического мышления в начальных

классах…………………………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………..12

Список использованной литературы и интернет-ресурсов………13

Приложение…………………………………………………………..14

                                        ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Там, где думают одинаково –                                                                                                         никто не думает слишком много!

                                                                          У.Липман

      В эпоху доступной информации мы получаем большой объем неструктурированных сведений. Такие условия требуют от нас использование критического мышления с целью отбора и классификации действительной и надежной информации среди всего многообразия существующих данных.

     Под критическим мышлением мы понимаем систему навыков личности, которая позволяет мыслить самостоятельно, строить эффективные связи, генерировать новые идеи, повышать эффективность восприятия информации и целенаправленно находить источники знания с целью самосовершенствования.

      Критическое мышление выполняет следующие функции: оценочную, поисковую, стимулирующую, регулятивную, коммуникационную, прогнозирующую.

Показателями развития критического мышления учеников начальных классов выступают умение обобщать, сопоставлять, анализировать и оценивать; навык работы с информацией, подбор актуальных и связанных с проблемой сведений; точность высказываний; логика; выработка конкретных решений; умение рассуждать и рассматривать вопрос с различных сторон.

Целесообразно начинать развитие критического мышления с младшего школьного возраста. Ряд ученых (Л.В. Занков, А.В. Запорожец, Г.А. Цукерман) в своих работах указывают, что именно обучающиеся 7–11 лет находятся в самом благоприятном периоде для развития критического мышления. Это поможет ребенку лучше осмыслить окружающий его мир и станет своеобразным активом на всю жизнь.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже  о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Технология развития критического мышления представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов.

Не все приемы и стратегии развития критического мышления могут работать в начальном звене. В младших классах мы можем преподать лишь основы этой технологии, так как обучающийся 7-8 лет мыслит конкретными категориями. Ребёнок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.(И.О. Загашев)

Таким образом, современные исследователи в области критического мышления,  под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающихся и преподавателя.

Критическое   мышление   может   воплощаться   в   различных   видах

учебной   деятельности,      я  также   активно  использую   технологию   развития критического мышления во внеурочной деятельности.

В   результате   систематического   применения  технологии   «Развития критического мышления»  во внеурочной деятельности 

формируются:

· способность к выбору

· способность оценивать себя, свои действия и поступки

· личностные приоритеты (образ «Я»)

· функция ответственности

· поиск смысла жизни

                   

                           ОСОБЕННОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ

Критическое мышление позволяет успешно справляться с требованиями ХХI века, помогает глубже понять то, что человек изучает и делает.

Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Анализ педагогической и методической литературы позволил сделать вывод о том, что наиболее продуктивной методикой развития критического мышления является проектная деятельность, пошаговое создание продукта которой предполагает наличие структурных элементов критического мышления.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (фаз): 

  • фаза вызова
  • смысловая фаза
  • фаза  рефлексии

Основные задачи фаз ТРКМ:

https://pandia.ru/text/80/386/images/image014_23.gif

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЁМОВ ТРКМ

  В ходе изучения  и применения методов и приёмов ТРКМ  на уроках в начальной школе мною были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.

  1. Стадия вызова

«Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.  

     «Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-     описании.

     «Да – нетка». Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».

  1. Стадия осмысления

«Инсерт» или «Чтение с пометами» (авторы Воган и Эстес). При изучении информации, связанной с новыми  идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).

Маркировочная таблица

           V

         +

         -

      ?

       !

Для её заполнения  вначале учитель попросит учащихся во время чтения  делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

  1. Стадия рефлексии

«Письмо к учителю» 

Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т. п.).

Памятка написания письма.

1. Я прочитал (а) рассказ

2. Больше всего запомнилось

3. Понравилось

4. Не понравилось

5. Мое эмоциональное состояние

6. Этот рассказ учит меня

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО   МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Стратегия использования приёмов РКМ в соответствии с типом урока.

Тип урока

            Используемые приёмы

«Вызов»

«Осмысление»

«Рефлексия»

Работа с информационным текстом

«Мозговой штурм», составление кластера, графа, таблицы «ЗУХ»

«Чтение с пометками INSERT», составление шести типов вопросов

Возвращение к кластеру, обобщение

Работа с художественным текстом

«Мозговой штурм», «Корзина идей», «Диалог с текстом»

«Чтение с остановками», «Древо предсказаний»

Составление кластера, синквейна

Урок-исследование

«Парная мозговая атака»

Заполнение таблицы

«Бортовой журнал», работа в центрах

На  внеурочных занятиях я применяю прием «Верные и неверные

утверждения»

- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что …»

Правила игры:

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы,

что ...». Вы обсуждаете ответы в парах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то

Вопросы:

1. Верите ли вы, что наш район находится на территории Самарской области?

2. …, что наш район находится в природной зоне степей?

3   …,   что   на   территории   нашего   района   проживают   люди   разных национальностей?

4. …, что в нашем районе растут ель, береза, осина?

5. …, что наш район дает стране продукты сельского хозяйства?

6. …, что на территории нашего района  растут тропические растения?

Одним из условий успешного развития у обучающихся навыка мыслить критически в процессе создания проектов является интегрирование технологий и приемов критического мышления в этапы проектной деятельности.

Так, например, на этапе «Целеполагания», где определяется проблема, необходимо использовать вопросы, способствующие развитию критического мышления: Почему ты думаешь об этом? Почему ты так думаешь? На чем основано твое знание? Что это объясняет, из чего следует, с чем это связано? Как ты считаешь? Следует ли считать по-другому? На этапе презентации готового проекта следует использовать прием «перепутанные логические цепи», который поможет при отборе информации для выступления по предложенному плану. К этапу «Рефлексия» применимы приёмы «синквейн» и «шесть шляп мышления».

При обучении младших школьников проектной деятельности с целью повышения их уровня критического мышления следует уделить внимание последовательности в выборе вида проекта. Проектную деятельность необходимо начинать с мини-проектов и ин-дивидуальных проектов, чтобы обучающиеся освоили индивидуальные проекты, прошли самостоятельно при помощи педагога все этапы проектной деятельности с применением упражнений по развитию критического мышления. Затем осуществляется переход к парной деятельности, как в урочной, так и внеурочной деятельности. На этом этапе младшие школьники учатся взаимодействовать, выстраивать коммуникацию, прислушиваться к мнению партнера.

                                     

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.  

В результате целенаправленного внедрения приемов развития критического мышления в программу внеурочной деятельности по созданию проектов можно увидеть повышение уровня критического мышления обучающихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все. Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

2. Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.- М. Первое сентября, 2001.

3. Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб. Изд-во «Питер», 2001.

4. Ким О. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму//Стратегия и тактика учителя. Сборник. – М.: ЦГЛ, 2005. – С.112- 116]

5. Корчемлюк О.М. Освоение приёмов новой технологии через решение предметных задач на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.

6. Основы критического мышления: междисциплинарная программа/ сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, пособие 1. - М. Изд-во ИОО, 1997.

                                           

                                       ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                             Приложение 1.

        Урок литературного чтения в 4 классе «Школа России»

Тема урока: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность обучающихся, создать условия для формирования читательской грамотности.

Используемые приемы: чтение с остановками, дерево предсказаний, групповая творческая работа.

Ход урока.

Стадия вызова. Учитель до чтения рассказа сообщает учащимся сведения об авторе, истории создания произведения.

- Рассказ называется «Корзина с еловыми шишками».

- Как вы думаете, о чем рассказ?

Учитель внимательно выслушивает ответы учащихся, заполняется «Дерево предсказаний».

Стадия осмысления содержания. Читаем текст рассказа по частям.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

- Назовите главных героев рассказа.

- Как вы поняли, кто такой Эдвард Григ? Как вы это поняли?

Учитель сообщает учащимся сведения о жизни и творчестве композитора.

- Какой подарок решил подарить Григ Дагни?

- Почему Григу захотелось сделать подарок девочке?

- Как это характеризует композитора?

- Могла ли предположить девочка, о каком подарке идет речь?

- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Почему?

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

- Почему дом Грига был похож на жилище дровосека?

- Что являлось украшением дома композит ора?

- Прочитайте, как описывает музыку Э.Грига писатель. Подчеркните слова, которые передают звучание музыки?

- Какие художественные средства использует автор для передачи музыки?

- О чем играл Григ?

- О чем думал Григ, когда сочинял музыку для девочки? Какое впечатление производила музыка на слушателей? Почему?

- Кто и как, по мнению композитора, слушал его музыку.

- Как Григ относился к своим слушателям?

- Какое желание возникло у вас после прочтения этой части? (Послушать музыку Грига)

- Прослушайте одно из произведений Э.Грига. Какие картины вы себе представляете: горы, лес, реку, город?

- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Почему?

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА

- Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие действия?

- Что удивило и потрясло Дагни на концерте? Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо ее имя?

- О чем сожалела Дагни? Какие чувства она испытывала?

- Смогда ли Дагни понять, что хотел сказать ей Григ?

Стадия рефлексии. Проводится групповая творческая работа.

Задания группам.

Группа 1. Представьте, что встреча Дагни с Григом все-таки состоялась через 10 лет. Как вы представляете эту встречу? Что могла сказать Дагни композитору?

Группа 2. Допишите еще одну часть рассказа.

Группа 3. Покажите этот рассказ при помощи цвета, красок. Как менялось ваше настроение при чтении рассказа?

Выполнив задание, группы знакомят класс с результатами.

                                                                                       

                                                                                            Приложение 2.

Методика «Ковёр» (методика Р.Овчаровой)

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе группами по 4 человека

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по наличию общих признаков ковра у каждой группы:
  1. Наличие центрального рисунка;
  2. Одинаковое оформление углов;
  3. Симметричное расположение деталей относительно центра.  
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  1. Высокий –  симметричное расположение деталей относительно центра, наличие центрального рисунка;
  2. Средний – симметричное расположение деталей относительно центра, нет центрального рисунка;
  3. Низкий – детали расположены не симметрично, нет центрального рисунка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

«Создание условий для развития критического мышления младших школьников»

 Педагогический проект учителя начальных классов МОУ СОШ №2 г.ЗЕЛЕНОКУМСКАСОВЕТСКОГО РАЙОНАГладких Елены Дмитриевны  «Создание условий для развитиякритического мышления младших школьников» СОДЕРЖАНИЕ ...

Развитие креативности мышления младших школьников посредством использования в процессе обучения дивергентных задач

Известно, что младший школьный возраст является наиболее эффективным периодом для развития многих способностей личности, включая общую способность к творчеству - креативность, творить, создавать, т.е....

Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".

В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую  игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...

«Формирование инженерного мышления младших школьников посредством внеурочной деятельности «Интерактивное конструирование».

Обобщение опыта работы по теме  «Формирование инженерного мышления младших школьников посредством внеурочной деятельности  «Интерактивное конструирование»....