Развитие критического мышления младших школьников
презентация к уроку по теме
Презентация к выступлению на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kriticheskogo_myshleniya_mladshikh.ppt | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. (И.О. Загашев) – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника.
Технология «Развитие критического мышления» Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Особенности: Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим. Умение мыслить критически (объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте). Партнёрские отношения между учителем и учениками. Позиция учителя – координатор, помощник.
Этапы Т.Р.К.М. 1 этап: «Вызов» 2 этап: «Осмысление» 3 этап: «Рефлексия»
«Вызов» Задачи: вызвать уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, активизировать, заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу
«Осмысление» Ученики: ответчают на вопросы, которые сами поставили перед собой на первом этапе. Учитель: поддерживает интерес учеников к учебной деятельности и интеллектуальную активность, передаёт знания, умения.
«Рефлексия» Максимально полная осознанность изученной информации, Соотнесение своих знаний со знаниями других учащихся, с теми представлениями, которые имелись раньше, выявление ошибок, совершенных в процессе усвоения, закрепление нового материла, отработка умений, формирование навыков и компетенций.
Приёмы Т.Р.К.М. Дерево предсказаний Таблицы Чтение с остановками Дневники и бортовые журналы «Лови ошибку» Зигзаг «Мудрые совы» Игра «Как вы думаете» Создание «личностного» текста Художественные формы письменной рефлексии Решение творческих задач Синквейн "Пирамидная история" Вводный вопрос Толстые и тонкие вопросы Корзина идей Пересказ наперебой РАФТ ЗХУ Уголки Ромашка вопросов Свободное письмо Авторское кресло «Ключевые слова» «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Примеры методических приёмов Кластер
пример
«Верите ли вы, что…» Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных? Верите ли вы, что в русском языке 36 букв? Верите ли вы, что буква П следует за буквой О? Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук? и т.д.
Синквейн: 1 строка-1 существительное (тема) 2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Инсерт « V » - информация мне известна «+» - узнал что-то новое «-» - противоречит тому, что знаю, не согласен «?» - хочу узнать подробнее
Прочитайте описание лисы на карточках. Оно взято из детской энциклопедии. Читая, отмечайте знакомую для вас информацию знаком V , а новую – знаком + Лисицы живут в лесах и степях. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонкая, вытянутая. Хвост при поворотах во время бега работает как руль. Мех обычных лисиц рыжевато-красный, очень пушистый, тёплый. Нора у лисицы глубокая и сухая. Лисица – хищник. Она ест и птиц, и лягушек, и рыб, и стрекоз. Очень ловко лисица охотится за глухарями и утками, может даже задушить кролика или козлёнка.
Ромашка вопросов
На какую … Сколько … Какие … Почему … Что …
Корзина идей
К нам на урок пришел наш друг Буратино. Он принес с собой сундук со сказками, где маленькие герои здорово помогают большим. Отгадайте, какие там сказки? «Золотой ключик» «Репка» «Гуси-лебеди» «Мальчик -с- пальчик»
Чтение с остановками В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения учащихся: они читают с перерывами для вопросов, пометок, высказываний.
Литература 1. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке» 2. «Начальная школа» -2007 №6 3. «Перемена»-международный журнал № 3 2002 - синквейн № 4 2001 - умение задавать вопросы 4. Г.К. Селевко Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: • уметь самостоятельно приобретать знания; • применять их на практике для решения разнообразных проблем; • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"
Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....
«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»
В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...
«Создание условий для развития критического мышления младших школьников»
Педагогический проект учителя начальных классов МОУ СОШ №2 г.ЗЕЛЕНОКУМСКАСОВЕТСКОГО РАЙОНАГладких Елены Дмитриевны «Создание условий для развитиякритического мышления младших школьников» СОДЕРЖАНИЕ ...
Буклет. Технологии «Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»
«Что же такое критическое мышление?»: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планом...
Доклад по теме: «Развитие критического мышления младших школьников»
Согласно «Концепции модернизации российского образования» главная задача российской образовательной политики - достижение качества образования, его соответствие актуальным и перспективным запросам лич...
презентация для выступления на педагогическом совете школы по теме:" Технология развития критического мышления младших школьников"
Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения....
Развитие критического мышления младших школьников
Материал содержит краткое описание из опыта работы по применению технологии развития критического мышления через чтение и письмо....